Управление инновационными затратами
Управление затратами представляет собой такое воздействие на их величину, которое приближает инновационное предприятие к достижению пели. Цели управления затратами являются производными от целей инновационного предприятия, которые могут состоять, например, в быстром и полном овладении сегментом рынка, завоевании успеха в перспективе, немедленном получении максимальной прибыли или других результатах.
При управлении затратами инновационное предприятие ориентируется на конечный целевой критерий, определяемый как максимум отношения результата к затратам или использованным ресурсам.
Для управления затратами важны общий и коммерческий аспекты определения эффективности.
Прибыль от реализации продукции инновационного предприятия представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и услуг и затратами на их производство. Выручка от реализации - это суммарная стоимость оплаченных покупателями работ по договорным ценам и других полученных инновационным предприятием платежей за продукцию и услуги. Каждая единичная цена косвенно или прямо связана с величиной эффекта соответствующего инвестиционного проекта.
Для расчета рентабельности инновационного предприятия в целом используются формулы:
или
где Рр - рентабельность затрат инновационного предприятия, %;
В - выручка or реализации продукции инновационного предприятия;
С - затраты инновационного предприятия на производство и реализацию продукции;
Рк- рентабельность всего капитала (имущества) инновационного предприятия, %
К - стоимость всего капитала инновационного предприятия.
Цена конкретного инновационного продукта увязывается с его эффектом:
где Рр - цена реализации инновационного решения;
Ет - величина эффекта инновационного решения за период, руб.;
k - доля цены данного решения в сумме эффекта в долях единицы.
Эффект инновационного решения может быть выражен несколькими показателями (чистый дисконтированный доход, сальдо накопленных реальных денег, интегральный бюджетный эффект, интегральный народнохозяйственный экономический эффект). В основе оценки эффективности инновационных решений по различным показателям и формулам лежит главная величина, определяемая выражением:
где Rt - результаты, достигаемые на t-м шаге расчета (в частности, приток денег);
St - затраты, осуществляемые на t-м шаге (в частности, отток денег);
T - горизонт расчета (длительность периода, охваченного расчетом и заканчивающегося моментом ликвидации объекта).
Задача повышения рентабельности инновационного предприятия решается в результате управления как собственными затратами и ресурсами инновационного предприятия, так и последующими затратами других инновационных предприятий и потребителей при реализации инновационной продукции.
Ожидаемые текущие затраты предприятия делятся на переменные и постоянные издержки. Это деление отражает очень важный содержательный (имеющий физическую суть) момент: зависят или не зависят соответствующие элементы затрат от объема выпуска данного продукта.
Те элементы затрат предприятия, которые не зависят от объема выпуска продукта (оказания услуги), называются постоянными, или фиксированными, издержками. Элементы указанных затрат, которые зависят от объема выпуска, пропорциональны ему. квалифицируются как переменные издержки.
К постоянным издержкам обычно относятся:
• арендная плата за землю, помещения и оборудование (если они арендуемые);
• амортизация собственных основных фондов;
• покрытие затрат на создание запаса материалов, сырья, товаров, превышающего потребность в их текущем страховом резерве;
• оплата по тарифным расценкам труда персонала, нанятого по срочным трудовым контрактам;
• оклады штатных работников (в частности, административно-управленческих), включая тех. кто остается даже при консервации предприятия;
• фиксированные платежи за патенты и лицензии;
• платежи за пользование инженерными коммуникациями;
• налоги на имущество, находящееся на балансе предприятия;
• взносы по страхованию имущества;
• нетехнологические затраты топлива и энергии (например, на обогрев помещений);
Переменные издержки - это. как правило:
• затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты и другие полностью расходуемые при выпуске продукта покупные ресурсы;
• оплата по сдельным и аккордным расценкам труда персонала;
• взносы по страхованию грузов и контрактных рисков;
• транспортно-складские издержки;
• технологические затраты топлива и энергии.
Величина инновационных затрат - важнейший показатель, от которого зависит еще более важный целевой показатель управления - величина полезного эффекта. Повышая или снижая затраты инновационного предприятия, изменяя их состав, можно влиять на результаты инновационной деятельности. Необходимо заранее знать, к каким последствиям приведут решения по управлению затратами. Несмотря на разнообразие инновационных процессов и действующих при этом многочисленных затратообразующих факторов, не позволяющих вывести однозначную функцию затрат, можно выделить несколько типичных и существенных зависимостей. Каждая предопределяет величину затрат по тому или иному конкретному решению. Это могут быть затраты на инновационный проект в целом или на его часть, стадию.
Первым фактором по степени влияния на величину инновационных затрат следует назвать масштабность решаемых задач. Рост масштабности инновационных результатов до создания новых видов продукции массового применения, новых технологий, новых производств сопровождается увеличением затрат на один или несколько порядков (они могут составлять десятки процентов стоимости основных фондов инновационного предприятия).
Второй фактор - это зависимость величины затрат от стадии инновационного процесса, на которой они осуществляются. Затраты на каждой следующей стадии инновационного процесса возрастают по сравнению с предыдущей. Существуют отраслевые нормативы и информация о средних затратах по менее крупным стадиям инновационных процессов. Из закономерности нарастания затрат от стадии к стадии следует, что выгоднее профинансировать несколько вариантов НИОКР и даже несколько проектов и выбрать наилучший для реализации, чем расходовать средства сразу на единственный по полному циклу, поскольку он может оказаться далеко не лучшим.
Третий фактор, определяющий величину инновационных затрат, - степень использования имеющихся ресурсов, существующего потенциала при разработке и реализации инновационных решений. Чем большую долю в обеспечении проекта составляют существующие объекты основных фондов (собственные, приобретенные, арендованные), подготовленный персонал, документация и технология, материальные потоки, информационные, производственные и рыночные системы связи, тем меньше (при прочих равных условиях) потребность в инновационных затратах.
Четвертый фактор - потребность в затратах смежных производств, потребителей в связи с реализацией инновационного решения (затраты на переделку или замену сопряженных технических устройств, инструмента, на изготовление новых материалов, создание объектов и средств охраны окружающей среды и т. п.). Чем меньше круг таких производств и отраслей, тем меньше величина необходимых затрат.
Пятый фактор - уровень целевых показателей создаваемых объектов. Известно, что приращение на определенную величину целевого параметра требует относительно небольших затрат, если уровень этого параметра не очень велик (низкая скорость перемещения или вращения, невысокая степень разделения различных частиц в смесях и т. п.). Но в случае наращивания значений требуемых характеристик удельные затраты на прирост параметра на ту же величину оказываются заметно выше.
Шестой фактор - переход к новому техническому принципу решения задачи. Преодолеть закономерность удорожания каждого следующего шага, позволяющего достичь улучшения целевого параметра продукции, можно, перейдя к использованию нового технического принципа.
Седьмой фактор - величина создаваемого объекта. По мере увеличения размеров, мощности машин и оборудования, а также производств затраты на создание объекта обычно растут. Однако в расчете на единицу объема, площади, мощности затраты снижаются при простом росте размеров объекта.
Восьмой фактор - уровень цен, тарифов, ставок на используемые в инновационных процессах ресурсы, на выполнение организационно-правовых действий. Здесь имеет место прямая зависимость величины инновационных затрат от уровня цен на ресурсы.
Девятый фактор - объективно обусловленные и технически обоснованные размеры (нормы) расхода материальных, энергетических и трудовых ресурсов в процессах, связанных с разработкой и реализацией инновационных решений (например, нормы расхода топлива на получение энергии в конкретных условиях и установках, потери энергии в сетях и преобразователях, нормы затрат труда при выполнении ручных операций и т.п.).
При расчетах ожидаемых затрат по их видам в инновационной сфере применяются различные методы:
1) нормативный, основанный на использовании максимально возможного числа различных норм и нормативов в зависимости от длительности стадий, этапов, процессов, работ, операций; от трудоемкости выполнения различных работ; от материальных затрат и т.п. Нормативы могут устанавливаться в расчете на единицу объема работ или продукции, на единицу времени или какого-либо известного ресурса, на единицу целевого параметра (функции) создаваемого объекта или как соотношения определенных затрат. Метод предусматривает, во-первых, разбивку проекта на возможно более конкретные работы, этапы, во-вторых, подготовку качественной нормативной базы;
2) параметрический, базирующийся на определении суммы затрат исходя из задаваемых значений параметров инновационного объекта (размеров, производительности, скорости и т. д.) и из нормативов затрат в расчете на единицу параметра. Этот метод связан с предыдущим. Может применяться для расчета затрат на проектирование и изготовление объектов или на весь комплекс инновационных работ;
3) прямого счета, состоящий в детальном расчете затрат на каждый элемент объекта, на каждую операцию по каждой из составляющих этих затрат (например, заработной платы по тарифным ставкам и плановому количеству человеко-дней или затрат на приобретение планируемого объема материалов и т. п.). Такие расчеты возможны и целесообразны по небольшим объектам и работам;
4) аналогов, смысл которого заключается в использовании данных о затратах по ранее выполненным инновационным работам, аналогичным планируемой. Базой служат обычно размеры затрат не по работе в целом, а по отдельным ее элементам, этапам, процессам. При необходимости к затратам аналога применяются поправочные коэффициенты, учитывающие факторы удорожания или удешевления новой работы.
Методы, обладающие большей точностью (нормативный, прямого счета), наиболее пригодны и чаше применяются для планирования затрат на проекты, этапы и работы с высокой степенью их плановой проработки. Методом аналогов целесообразнее пользоваться там, где велика неопределенность содержания предстоящих работ. Параметрический метод помогает установить предельные (максимально приемлемые) затраты на создание объектов с улучшенными потребительскими характеристиками. Практически все методы дополняют друг друга и могут использоваться параллельно при планировании затрат на один проект, по одному подразделению, по инновационному предприятию в целом.
Управленческие решения, влияющие на величину затрат, принимаются на всех уровнях управления и во всех структурных подразделениях инновационного предприятия. При этом частные цели, средства и методы их реализации весьма различны. Координация всей деятельности (работы звеньев управления, производства, целей, средств, методов) направлена на максимизацию прибыли при регулировании уровня затрат. На предприятии, в организации эту задачу решают с помощью комплексных систем управления. Такой системой, специально ориентированной на управление затратами (и результатами), является контроллинг.
Управление затратами неравнозначно контроллингу. Контроллинг как интегрированная система управления фирмой в общем виде охватывает стратегическое, среднесрочное и текущее планирование целей, их ресурсного обеспечения, организацию достижения этих целей путем согласованной работы всех звеньев управления и производства, каждого трудового коллектива и работника. Для того чтобы система управления затратами действовала как составная часть контроллинга, используя его возможности, она должна строиться с учетом ряда важных правил. Сначала определяются плановые цели, затем - необходимые для достижения целей затраты по местам их возникновения, по всем видам продукции. Эти величины закрепляются в плановых показателях и нормативах. В процессе деятельности ведется учет фактических затрат и выявляются их отклонения от заданий. Информация об отклонениях затрат служит основой для принятия решений в тех структурных звеньях инновационного предприятия, которые реально влияют на уровень данных затрат. Для эффективного действия такой системы управления должны быть очень четко определены и организованы все структурные звенья, деятельность которых влияет на затраты и, естественно, на результаты. Каждое подразделение инновационного предприятия получает статус центра ответственности, которому делегированы соответствующие полномочия. Возможны следующие их виды:
1) центр затрат - подразделение или вид деятельности, результатами которых не являются выпуск продукции или оказание услуг, с измеряемым объемом (отделы управления инновационного предприятия, пожарная охрана и т.п.). Центр затрат подотчетен и ответствен только за соблюдение затрат. Здесь контролируется лишь размер затрат без учета объемов работ, услуг;
2) центр продаж несет ответственность только за выручку (служба сбыта). Здесь ведется учет только выручки и продаж;
3) центр прибыли - подразделение или вид деятельности, результаты которых относятся к торговле, реализации продукции. Признаки центра прибыли - возможность определения объемов реализации затрат и, соответственно, прибыли по продукту, заказу, клиенту. Центр прибыли несет ответственность и за затраты, и за обеспечение выручки;
4) центр результатов. Им является производственное подразделение, отдел обслуживания производства. С развитием систем управления затратами внутри инновационного предприятия наблюдается тенденция превращения подразделений - центров затрат в центры результатов. Такое преобразование усиливает ответственность подразделения за выполнение всех возложенных на него функций в отношении и затрат, и результатов. Возможности подразделения действовать в качестве центра результатов обусловлены наличием цен на его продукцию, услуги и измерением их объемов. Этому способствует применение внутренних цен. По таким ценам один центр ответственности оплачивает другому полученные от него услуги;
5) центр инвестиций - подразделение, занятое реализацией инвестиций на предприятии или вне его. Через центр инвестиций идут затраты, сопровождающие его деятельность и осуществление каждого проекта; инвестиции для возмещения соответствующих затрат и выручка от продажи продукции и услуг. Центр инвестиций отвечает за затраты, выручку и инвестиции.
Основой для выделения центров ответственности служат производственная и управленческая структуры инновационного предприятия. Однако полное совпадение может отсутствовать, поскольку не всегда целесообразно каждое производственное структурное подразделение превращать в центр ответственности.
Для удобства управления затратами на инновационных предприятиях важно разделить их так, чтобы связать с субъектами управления, ответственными именно за эти затраты в данном месте. С этой целью используется следующая группировка затрат:
• затраты, непосредственно связанные с носителями (продуктами) и местами (подразделениями) расходов. Их величина прямо зависит от объема деятельности. Это прямые производственные затраты центра прибыли, относимые непосредственно на носители затрат;
• затраты, связанные с носителями и местами их возникновения. Их величина не имеет прямой связи с объемом деятельности. Это организационные затраты, относимые на соответствующие центры прибыли;
• затраты, не связанные с носителями, с объемом деятельности, но связанные только с местами возникновения расходов. Это косвенные организационные затраты, относимые на места возникновения затрат или на общий центр затрат только в виде суммы. Затраты, относимые на себестоимость конкретных продуктов, проектов, формируются сначала как затраты подразделений.
9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию
Объективно существуют специфические особенности торговли новшествами. Они затрагивают возможность и необходимость того, чтобы товарные отношения между, например, инновационной организацией - производителем новшеств и предпринимателем - потребителем их были поставлены на договорную основу, включающую важнейшие условия реализации товаров, такие, как количество, качество, цена, сроки поставки, затраты на обращение и т. д., а также положения, касающиеся недоговорных обязательств.
При торговле новшествами в значительной степени отпадает один из наиболее характерных признаков товарооборота - неизвестный потребитель и связанная с ним неполная ясность в характере спроса на товар.
Именно особенности торговли новшествами выделяют ее в самостоятельную сферу, в относительно обособленный рынок.
Важнейшая особенность этого рынка - ценообразование. Само по себе новшество, кроме опытной продукции, не имеет прямой потребительной стоимости. Но. использованное или приспособленное к нуждам производства и внедренное на предприятии, оно может привести к появлению новых потребительных стоимостей или росту существующих. Следовательно, потребительная стоимость новшества опосредованная и проявляется дополнительно.
Стоимость и цена новшества не имеют прямой связи с трудом, вложенным в его производство, как и со временем, в рамках которого этот труд был затрачен. Эта стоимость определяется тем эффектом, который новшество создает в производстве и представляет капитализированный эффект.
Сущность цены новшества может быть определена как выраженная в деньгах стоимость эффекта, созданного с использованием новшества.
Особенности стоимости новшества определили и специфику его цены, а также способ ее образования. Требования к ценам могут быть сформулированы следующим образом:
• эффект от использования новшества выражается в формировании дополнительной прибыли, создаваемой при его использовании в производстве;
• срок использования новшества, от которого зависит масса эффекта, обусловливается моральным износом новшества;
• эффект от новшества не может быть полностью присвоен инновационной организацией (продавцом), так как это делает бессмысленным для предпринимателя его покупку и использование в производстве.
Мировая практика дает различные соотношения в разделе эффекта между продавцом и покупателем новшества. Покупатель присваивает 0,2-0,6 прибыли (эффекта) от использования новшества. Эта доля зависит от научного уровня продукта и от характера участия покупателя в его создании.
Разнообразие факторов, воздействующих на цену новшества, усложняет установление цены.
Возможны следующие ошибки, совершаемые инновационным менеджером при определении цены на новшества:
1) прямое использование сметной стоимости (себестоимости) выполненных работ при создании новшества. Цена, построенная путем учета затрат, не является стоимостью новшества;
2) уход от затратной основы при формировании цены через категорию экономического эффекта. Экономический эффект «работает» как сравнительная категория в аналитической, а не в практической области и не может быть использован в условиях рынка новшеств;
3) попытка создать видимость более полной оценки новшества путем прибавления к затратам на его создание дополнительной прибыли, выступающей в роли меры экономической эффективности.
Если новшество используется непосредственно в материальном производстве, то цена на него должна исходить из ожидаемых экономических результатов именно этого производства. Во всех остальных случаях в условиях рынка цена на него всегда будет условной.
Указанных недостатков, приводящих к искажению действительной стоимости новшества, можно в определенной мере избежать в условиях, когда покупатель и продавец договариваются о рыночной цене новшества на основе разделения прибыли от нововведения. Но и в этом случае, когда цена прямо зависит от прибыли субъекта нововведения, не удается полностью избежать этих недостатков.
В силу индивидуальности новшества и общественно необходимых затрат на его создание, а также вследствие различных экономических условий использования новшества можно констатировать, что и рынок новшеств не дает равновесной рыночной цены. В этих условиях есть, пожалуй, возможность использовать две цены на новшество: цену покупателя и цену продавца. Между этими ценами будет лежать договорная цена, которую называют ценой рыночной инновационной сделки.
Цена покупателя новшества будет рассматриваться им в прямой зависимости от его полезности (прибыльности). Вместе с тем в условиях интенсивного развития реального сектора не всякое новшество полезно (имеет цену). Совершенно правомерно покупатель исходит из того, что величина создаваемого прибавочного продукта с использованием новшества позволяет, как минимум, окупить инвестиции в определенный срок. Это требование записывается следующим образом:
где Зн - затраты на создание новшества (затраты продавца);
Зр - затраты на реализацию новшества (затраты покупателя);
- величина, обратная выбранному нормативному коэффициенту эффективности единовременных затрат (капиталовложений);
Пгн - годовая прибыль, полученная с использованием новшества.
Под затратами на создание новшества следует понимать не индивидуальные, а общественно необходимые затраты на его создание (производство), т.е. стоимость. Тогда стоимость новшества, или цена покупателя:
где Зр - единовременные затраты (капиталовложения К).
По мнению покупателя, технико-экономический потенциал новшества должен быть достаточным, чтобы обеспечить выполнение соотношения (9.8). Покупатель понимает, что понесенные продавцом затраты на создание новшества должны возмещаться, и он согласен с этим, но не более.
В условиях конкурентного рынка, где действуют, по крайней мере, два покупателя на новшество, а само новшество в результате купли-продажи не отторгается от продавца и, по существу, передается только право на его использование, а не право собственности, это поведение покупателя может быть оправдано и договорная цена на практике будет близка к цене покупателя новшества, рассчитанной по формуле (9.8).
Цена продавца новшества рассматривается им каждый раз как цена права на его исключительное использование покупателем. Поэтому продавец новшества стремится не только возместить собственные затраты на создание новшества, но и получить прибыль, значительно превышающую эти затраты. В целях дополнительного потребления и накопления средств продавец новшества будет стремиться получить цену, как минимум, паритетного участия с покупателем в прибыли от использования новшества. С учетом участия продавца новшества в прибыли формула цены принимает вид:
где Kп - коэффициент, учитывающий долю продавца новшества в прибыли.
Величина коэффициента Kпсоставляет от 0,4 до 0,6, так как вклад нововведения в прирост национального дохода, по оценкам зарубежных и российских экономистов, составляет от 40 до 60%.
Инновационное предприятие, как и любая коммерческая фирма, вырабатывает определенную политику в области ценообразования, которой будет следовать, учитывая, по возможности, все значимые факторы ценообразования. К ним относятся:
1) тип рынка сбыта продукции (чистая, монополистическая или олигополистическая конкуренция, чистая монополия). В инновационной сфере действуют закономерности, более свойственные рынкам олигополии или чистой монополии, когда продавец может существенно влиять на цены:
2) стратегическое направление фирмы. Если это выживаемость инновационного предприятия, то действует принцип снижения цены на продукцию; если максимизация текущей прибыли, то выбираются цены, обеспечивающие наибольшую массу прибыли; если достижение лидерства за счет качества продукции, то повышенные цены, возмещающие повышенные затраты;
3) соотношение уровней предложения и спроса на производимую инновационным предприятием продукцию. Чем выше спрос, тем большую цену продавец (инновационное предприятие) может запросить. Но тогда вырастет и предложение, так как аналогичную продукцию будут предлагать рынку и другие инновационные предприятия, привлеченные высокой ценой. Если со временем растущее предложение окажется выше спроса, то продавцам придется снизить цены. Оптимальное значение цены соответствует равновесию кривых спроса и предложения;
4) уровень доходов покупателей инновационной продукции. Улучшение финансового состояния потребителей повышает спрос, и кривая спроса сдвигается вправо, а ухудшение снижает его, и кривая спроса перемещается влево;
5) изменения цен на дополнительные товары, необходимые для использования данной продукции;
6) уровень издержек на производство и реализацию продукции (производитель предлагает цену, возмещающую его издержки и дающую желаемую прибыль). Конкретные цены могут возмещать различные по своему составу затраты, но в целом по инновационному предприятию необходимо, чтобы ценами покрывались все затраты на производство;
7) уровень планируемой рентабельности, обусловленный величиной намечаемой прибыли. Учитываются предстоящие расходы из прибыли: уплата налогов, относимых на результаты финансовой деятельности инновационного предприятия, налога на имущество и др.; уплата налогов из прибыли, остающейся в распоряжении инновационного предприятия; погашение ранее взятых кредитов; выплата дивидендов по акциям инновационного предприятия - платежи собственникам; отчисления в резервный фонд; взносы на благотворительные цели; расходы на материальное стимулирование работников и некоторые другие;
8) государственные регуляторы - устанавливаемые или регулируемые государством цены и тарифы на отдельные виды ресурсов и услуг, налоги и ставки налогообложения, таможенные правила и пошлины, ставки центрального банка по ссудам, курсы валют и др.;
9) правовые условия договора купли-продажи инновационного продукта (чем больше объем передаваемых покупателю прав на использование или распространение объекта продажи, тем выше цена);
10) величина риска продавца и покупателя (если покупатель берет на себя значительные риски, то он обоснованно требует снижения цены):
11) конкретные условия сделки, срочность работ, технические аспекты: возможности и основания для применения ценовых льгот или наценок и др.
Для оплаты заказчиками и потребителями инновационной научно-технической продукции применяются договорные цены, условия определения и размеры которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, соглашениях или государственных либо муниципальных заказах. Плановая договорная цена устанавливается совместно заказчиком и разработчиком одновременно с техническим заданием, до начала выполнения работ. При установлении договорных цен инновационное предприятие и покупатель руководствуются принципом экономической выгодности цены как для разработчика, так и для заказчика. Этот принцип можно выразить следующими основными формулами:
или
при
где С - себестоимость (сметные издержки) производства соответствующего инновационного продукта;
DN - прибыль, устанавливаемая в процентах к себестоимости продукта;
De- прибыль, рассчитываемая в процентах от суммы экономического эффекта (положительного сальдо денежных потоков) заказчика (потребителя), получаемого от реализации данного продукта за период, согласованный сторонами;
K - наибольшая допустимая доля цены инновационного продукта в сумме экономического эффекта от его применения у заказчиков, потребителей;
ET- экономический эффект от производства и применения данного продукта за расчетный период:
D1- доля экономического эффекта, реализуемая у заказчиков и обеспечивающая сохранение у них прежнего уровня рентабельности производства.
Цена инновационного продукта (научно-технической продукции) определяется в конкретном договоре купли-продажи и является, как правило, свободной. Для каждого инновационного решения цена устанавливается индивидуально при заключении договора (контракта) между продавцом и покупателем.
Договор подряда (контракт) - правовой документ, в котором зафиксированы предмет, содержание, условия и важнейшие процедуры взаимоотношений между сторонами, одна из которых является заказчиком (плательщиком, покупателем, получателем), а другая - исполнителем (подрядчиком, продавцом, поставщиком). Контракт (в отличие от единовременного акта купли-продажи) заключается для юридического закрепления длительно действующих соглашений и обязательств сторон. По способу установления цены контракты бывают: 1) с твердой (паушальной) ценой; 2) с возмещением затрат; 3) с гарантированными максимальными выплатами; 4) с фиксированной ценой единицы продукции: 5) с периодическими платежами (роялти): 6) со сложной ценой.
Договор с твердой (паушальной) ценой предусматривает денежный расчет по заранее определенной пене (в том числе в процентах от ожидаемого объема реализации или от прибыли) независимо от фактических затрат на выполнение договора. 'Это возможно при достаточно тщательной проработанности плана работ, нормировании затрат и наличии у исполнителя ресурсов для компенсации рисков, а у заказчика - средств на единовременную оплату. Иногда оплата предусматривается в 2-3 этапа. Твердая контрактная цена может быть изменена соглашением сторон в случае изменения задания заказчиком, нарушения условий исполнителем (спорные вопросы решаются в судебном порядке). Твердые цены на инновационные проекты используются на практике наиболее широко, в частности устанавливаются в результате торгов. Они создают для исполнителя большую определенность, самостоятельность, возможность получения большей прибыли, однако требуют значительной работы над заданием и несут с собой риск убытков для обеих сторон.
Договор с возмещением затрат предполагает возмещение исполнителю затрат по выполнению данного контракта. Для этого в контракте четко определяются: виды прямых издержек по проекту, подлежащие оплате; процент косвенных затрат (от возмещаемой заработной платы) и дополнительных выплат (от прибыли): виды, условия и размеры надбавок и наценок. Цены (контракты) с возмещением затрат применяются для проектов и их стадий в случае недостаточно проработанной плановой структуры; при параллельном проведении работ; при невозможности большого риска для заказчика в случаях его жесткого контроля за ходом работ, за выбором поставщиков и субподрядчиков. Для исполнителя цена контракта с возмещением затрат уменьшает риск убытков, но ограничивает уровень прибыльности и предусматривает оперативный контроль со стороны заказчика.
Договор с гарантированными максимальными выплатами предполагает возмещение исполнителю всех или почти всех затрат в размерах, не превышающих установленный предел. Уровень по видам затрат контролируется исполнителем и заказчиком. Такие цены применяются при значительной неопределенности предстоящих затрат и при согласии заказчика на высокую цену в случае контроля с его стороны за расходами. Гарантированные максимальные цены, наряду с затратами, включают гарантированную прибыль.
Договор с фиксированной ценой единицы продукции предусматривает использование цены за определенную в контракте единицу продукции, выражающей проектный результат (обычно при строительстве объекта - метры длины трубопровода, кубические метры строительного объема зданий и др.). Фиксированные цены единицы продукции применяются в контрактах, завершающихся созданием реальных материальных объектов.
Договор с периодическими платежами (роялти) - форма оплаты в рассрочку в течение срока действия соглашения (обычно лицензионного). Покупатель уплачивает продавцу инновационного решения несколько раз сумму в твердом проценте от одной из следующих величин, достигаемых потребителем инновационной продукции:
1) от суммы реализации продукции, при производстве которой используется решение;
2) от себестоимости изготовления этой продукции;
3) от прибыли, полученной от реализации указанной продукции;
4) от себестоимости сырья, использованного в процессах с применением инновационного решения;
5) в твердой сумме (ставке) от продажи единицы продукции (поштучно).
Возможны и другие приемы, условия и показатели отчислений (например, расчеты не только деньгами, но и ценными бумагами), изменение их размеров в зависимости от срока, этапа и масштабов применения новшества. В принципе это отчисления от фактического экономического эффекта, получаемого в результате применения инновационного решения в сфере производства. Более других указанному принципу соответствуют платежи в процентах от прибыли. Их величина в странах Запада составляет обычно 25-35% суммы прибыли, но может быть и меньше.
Договор со сложной ценой предусматривает совмещение методов единовременной оплаты и роялти. Первый платеж производится в размере заранее оговоренной сторонами суммы, возмещающей продавцу затраты по данной разработке (прямые или все) без добавления прибыли. Далее действует система периодических платежей роялти, сумма которых за установленный период вместе с первоначальной составит полную цену инновационного продукта.
Выбор модели цены инновационного решения обусловлен правовыми условиями купли-продажи. Продавец ноу-хау при передаче технической документации передает все, что у него имеется по данному решению. В этом случае предпочтительнее паушальная цена. Продавец лицензии обеспечивает себе охрану решения, передаваемого на основе лицензионного соглашения. Здесь предпочтительнее платежи роялти или смешанная система (сложная цена).
Способом установления более обоснованных цен на крупные инновационные проекты являются торги и конкурсы. Торги - форма размещения заказов и выбора цен на инвестиционные, инновационные проекты. Для рыночной экономики нормальной является ситуация конкурентных торгов. Предполагается, что на торги выставляются инновационные проекты (варианты), в