Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта
Существует несколько методов выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта. Наиболее часто для выбора инновационной политики используются:
• метод написания сценариев;
• метод игр;
• метод Дельфи.
Метод написания сценариев
Сценарий в данном случае означает сюжетную схему, т. е. заранее подготовленный детальный план осуществлении чего-либо.
Сценарий инновации - это упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой. Метод написания сценариев предусматривает подбор коллектива для составления сценария будущего развития процессов и выявление потенциальных последствий, которые могут при этом возникнуть. Цель написания сценария состоит в освещении гипотетической, будущей ситуации в инновациях. Для этого готовят специальные вопросы, которые обычно сводят в таблицу, позволяющую наглядно представить полученные результаты. Сценарий можно создать, например, если в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, записать ходы различных игроков. Составляемый таким образом сценарий не является прогнозом или предсказанием. Специфические задачи и функциональные цели не выступают автоматическим следствием написания сценария. Сценарий всегда пишется с целью анализа будущей ситуации, чтобы определить и сформулировать более квалифицированно эти специфические задачи и функциональные цели.
Сценарий - это определенный способ описания состояния системы в условиях неопределенности. Техника сценариев не предполагает определение вероятности наступления отдельных событий и получения прогнозных оценок. Сценарий - не количественный прогноз, а гипотетическая последовательность развития событий в будущем.
На рис. 8.2 представлена модель сценария в виде многовариантных событий.
Сценарий - это логическая и, по возможности, правдоподобная совокупность предполагаемых (намечаемых, планируемых) событий, происходящих одновременно или следующих одно за другим. Важное место в сценарии принадлежит фактору времени, а также наличию связей между событиями. При написании сценария большое внимание обращают на критические точки ветвления, в которых малые управленческие воздействия могут оказать огромное влияние на результат.
Каждый из сценариев может быть реализован в нескольких вариантах (см. рис. 8.2). Вариант - небольшие (незначительные) изменения каких-либо параметров системы в рамках сценария. Чем больше генерируется и анализируется вариантов, тем выше эффективность адресных опережающих воздействий на конкретные подсистемы объекта управления.
Сценарий имеет следующие достоинства.
1. Это наиболее эффективный метод ослабления традиционного мышления.
2. Он вынуждает специалиста, занимающегося разработкой инновационной политики, погружаться в совершенно незнакомый мир будущего, а не рассматривать только те его варианты, которые представляют собой простые проекции настоящего в будущее.
3. Сценарий способствует выявлению деталей и процессов, которые легко упустить, если ограничиваться только общими соображениями.
4. Он служит важным приемом изучения будущей ситуации (производственной, экономической, финансовой, технической и т. д.), полученной в ходе проведения какой-либо игры.
Рис. 8.2. Представление сценариев в виде многовариантных подходов
к инновационному развитию
Метод игр
Игра представляет собой особый вид моделирования процессов (производственных, экономических, финансовых, технических и т. д.) с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил. Целевые функции, как правило, различны для каждого из игроков, поэтому сотрудничество между ними в ряде случаев может дать участникам игры определенные преимущества.
При проведении игры каждый участник должен играть, т. е. имитировать некую специфическую роль, отведенную ему сценарием. В зависимости от целей при проведении игры могут быть заданы лишь начальные условия или определена программа последующих действий. То же касается и участников: либо им разрешено играть свои роли совершенно свободно, либо они должны подчиняться довольно жестким требованиям (правилам игры).
Для принятия инновационных решений используются стратегические игры, в том числе деловые игры.
Стратегические игры - это конфликтные игры, в которых эффективность решения, принимаемого одним участником (элементом системы), зависит от действий других участников. Такая ситуация называется конфликтной. В данном случае конфликт необязательно предполагает наличие антагонистических противоречий. Конфликтная ситуация возникает при столкновении интересов двух и более участников экономической системы. По числу игроков игры разделяются на парные (игры двух лиц) и множественные.
Стратегия игры - это система поведения ее участников в той или иной конфликтной ситуации. Когда хотя бы один из них имеет в своем распоряжении бесконечное множество стратегий, такая игра называется бесконечной. При ограниченном числе стратегий у обоих участников игра называется конечной. Игрок может принять одно решение (стратегию) и придерживаться его на протяжении всей игры. Например, один участник выбирает некую стратегию и не реагирует на поведение другого участника игры. Это означает, что он придерживается чистой стратегии.
Чаще всего в зависимости от конфликтной ситуации участнику приходится принимать различные решения для получения максимально возможного выигрыша или минимально возможного проигрыша. Это означает применение смешанной стратегии. Существуют следующие стратегические игры:
• игра двух лиц с нулевой суммой. Она означает, что сумма выигрыша каждого участника после окончания игры равна нулю;
• игра по принципу максимина и минимакса. Максимин означает, что нижняя цена игры определяет минимальный выигрыш участника, а минимакс - что верхняя цена игры определяет максимальный проигрыш участника. Принцип максимина и минимакса позволяет выбрать стратегии, определяющие минимум выигрыша одного участника и максимум проигрыша другого участника;
• игра с седловой точкой. Седловая точка - это равенство нижней и верхней цены игры. Такое равенство называется чистой ценой игры. Стратегии, соответствующие чистой цене игры, - это оптимальные стратегии;
• игры с применением смешанной стратегии.
Метод Дельфи
Это один из наиболее распространенных экспертных методов прогнозирования. Сущность таких методов заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Класс экспертных методов прогнозирования основан на использовании экспертов (как правило, квалифицированных специалистов в исследуемой области) в качестве основных источников информации относительно перспектив развития объекта.
При этом методе в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами соответствующей группы и проводится индивидуальный их опрос с использованием анкет для выяснения мнения каждого относительно будущих гипотетических событий.
Название свое описываемый метод получил от названия знаменитого в античном мире оракула Дельфийского храма (дельфийский оракул).
Метод Дельфи, связанный с обобщением и статистической обработкой мнений группы экспертов, вначале использовался для прогнозов развития науки и техники, будущих открытий и изобретений, для которых нет достаточной теоретической базы в момент составления прогноза, изображения картины будущего мира. Он был разработан и применен в США впервые в 1964 г. О. Хелмером и Т. Гордоном - сотрудниками научно-исследовательской корпорации РЭНД.
Основные особенности метола Дельфи следующие:
1. Полный отказ от личных контактов между экспертами, опрашиваемыми по конкретной проблеме.
2. Обеспечение экспертов необходимой информацией, включая обмен мнениями между ними после каждого тура опроса.
3. Обеспечение анонимности, аргументации и критики оценок.
4. Наличие обратной связи.
Цель метода Дельфи - получение прогноза или перечня потенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающих гораздо большей степенью надежности, чем результаты анализа, проведенного одним специалистом.
В методе Дельфи предусматривается создание условий, обеспечивающих наиболее продуктивную работу экспертной комиссии. Важное свойство метода - обратная связь, позволяющая экспертам корректировать свои суждения с учетом промежуточных усредненных оценок и пояснений экспертов, высказавших противоположные точки зрения. Это позволяет экспертам учесть обстоятельства, которыми они пренебрегали или о которых не были осведомлены. Для реализации обратной связи необходима многотуровая процедура. Экспертизы по методу Дельфи проводятся обычно в 3-4 тура.
В первом туре экспертам сообщается цель экспертизы и формулируются вопросы, отражающие основное содержание экспертизы. Эти вопросы предъявляются каждому эксперту персонально в виде анкеты, иногда сопровождаемой пояснительной запиской. Если предъявляемые экспертам вопросы достаточно сложны, целесообразна предварительная разработка приближенной модели исследуемой системы, чтобы правильно ориентировать эксперта, конкретизировать цели и предмет экспертной процедуры, показать характер возможных ответов.
Успеху экспертизы способствует предоставление эксперту дополнительной информации о предмете экспертизы. Информация, полученная от эксперта, поступает в распоряжение аналитической группы, обеспечивающей организацию и проведение экспертизы, обработку промежуточных и окончательных ее результатов. Аналитическая группа определяет экспертов, высказавших «крайние» точки зрения, давших самую высокую и самую низкую оценку альтернативе, усредненное мнение экспертов - медиану (Ме), верхний и нижний квартили (Q0,25, Q0,75) - значение оцениваемой альтернативы, выше и ниже которых расположены 25% численных значений оценок. Расстояние между квартилями характеризует разброс экспертных оценок и тем самым - согласованность точек зрения экспертов.
Согласно методу Дельфи эксперта, не согласного с большинством, просят высказать причины несогласия. Все эксперты имеют возможность не согласиться с этими причинами и могут принять во внимание или отвергнуть их. изменить свое мнение или остаться при нем.
Во втором туре «дельфийской» процедуры экспертам предъявляется усредненная оценка экспертной комиссии и обоснования экспертов, высказавших «крайние» точки зрения. Обоснования принимаются анонимно, без указания давших их экспертов. После получения дополнительной информации эксперты, как правило, корректируют свои оценки. Скорректированная информация вновь поступает в аналитическую группу.
В третьем туре эта информация вместе с анонимными аргументами поставленных оценок снова направляется каждому участнику. На основе полученной информации эксперты пересматривают предыдущие оценки. Если же оценка какого-либо эксперта значительно выхолит за рамки общего интервала, то он должен подтвердить достаточной аргументацией свою позицию и объяснить, почему предыдущая информация и аргументация противоположных оценок не заставили его изменить свое мнение.
В четвертом туре каждому эксперту предоставляется распределение оценок третьего тура и он должен снова представить на рассмотрение пересмотренную оценку в свете полученной информации. Как показывает практика, желаемое согласие (мнения считаются согласованными, если коэффициент вариации менее 33%) наступает к четвертому туру.
При использовании метода Дельфи надлежит учитывать следующие требования: группы экспертов должны быть стабильными; время между турами опросов - не более месяца; вопросы в анкетах следует тщательно продумывать и четко формулировать: число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также для критики соответствующих обоснований; необходимо проводить систематический отбор экспертов; следует обеспечивать самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам: нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок; следует выявить влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходимость этих оценок; необходимо оценить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи.
После появления метода Дельфи были разработаны его различные модификации. Все они сохраняли основные особенности классического метода, но или совершенствовали их. или включали новые элементы, в которых одна или несколько особенностей были изменены.
Модификации, сохранившие основные особенности метода Дельфи, могут быть охарактеризованы следующим образом.
1. Составление классификатора событий, которые экспертам предстоит анализировать. Это является, по существу, еще одним, предварительным туром опроса, но для каких-то других экспертов, не участвующих в дальнейшем анкетировании. Другими словами, те. кто составляет этот перечень, передают его другим экспертам, начинающим работу как бы со второго тура. В частности, этот прием использован в методе эвристического прогнозирования, в методе программного прогнозирования и др.
2. Предварительное описание прогнозного фона в будущем. Очевидно, желательно получить прогноз внешнеэкономических и социально-демографических тенденций в качестве информации для первого тура опроса экспертов, например по проблемам развития науки и техники. Этот подход особенно ценен в промышленности, где прогноз составляет «собственная» группа экспертов-инженеров, не являющихся социалистами по экономике, рынкам сбыта, внешнеторговой конъюнктуре и т.д.
3. Уменьшение числа туров опроса. В настоящее время нет определенного ответа на вопрос о необходимом числе туров опроса. В ряде случаев, когда время проведения опросов ограничено и начальный перечень событий получен, согласие экспертов может быть достигнуто уже на втором туре опроса. Очевидно, нет необходимости вводить формализованный критерий сходимости мнений экспертов в интеграционном процессе проведения туров опроса. По мнению американских аналитиков, например, проведение даже двух туров по методу Дельфи более эффективно, чем многократный опрос отдельных экспертов или группы с личным общением ее членов в процессе опроса.
4. Характер вопросов, задаваемых экспертам, и соответствующие математические процедуры получения групповых прогнозных оценок. Следует отметить, что модификация метода Дельфи была связана не только собственно с методом, но и с расширением области его применения. Классический метод Дельфи. созданный для прогнозирования научных открытий и времени их свершения, стал использоваться для оценки приоритетности направлений прикладных исследований, а также для анализа перспективности различных технических (конструкторских и технологических) решений и даже для оценки количественных показателей разрабатываемых технических объектов, технологических процессов и т. д.
В процессе применения метода Дельфи также составляется сценарий, который отражает общее мнение экспертов о предыстории проблемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Задачей сценария является выявление ключевых изменений, происходящих в рассматриваемой системе. Благодаря этому появляется возможность выявить все факторы, влияющие на поведение системы, разделить их на основные и второстепенные, формализовать понятие «состояние системы» и спрогнозировать изменения основных и второстепенных факторов развития системы в целом.
Полученное указанным способом полное описание системы вместе с оценками вероятностей разных путей ее развития дает возможность определить «потребности системы», вытекающие из желания обеспечить некоторый конкретный путь ее развития. Это позволяет получить основной результат сценария - формулировку основной цели системы.
Сценарий служит основанием для второго этапа - составления «дерева целей». Оно позволяет преобразовать каждую цель более высокого уровня в совокупность подцелей. При этом цели каждого уровня должны быть сопоставлены по своему масштабу и значению.
«Дерево целей» представляет собой упорядоченную иерархию целей, выражающую их внутренние взаимосвязи и соподчинение. Оно является нормативным методом выявления функций системы, основное содержание которого состоит в способе перехода от глобальной цели к совокупности более мелких подцелей. Логической основой этого способа является конъюнктивное представление целей подсистемы в понятиях меньшей степени общности. Взаимосвязь между целями, функциями и критериями любой системы заключается в следующем. Цель в общем случае указывает направление действий системы, т.е. выражает желаемое состояние системы. Функция отражает основное назначение объекта. Критерий же дополняет понятие цели, указывая на эффективный способ ее достижения. Критерий позволяет сравнивать различные варианты реализации целей между собой.
При разработке «дерева целей» учитывают следующие требования.
1. Конкретность формулирования целей.
2. Сопоставимость целей каждого уровня по масштабу и значению.
3. Измеримость - формулировка целей должна обеспечить возможность количественной или порядковой оценки степени ее достижения.
4. Конъюнктивность (от лат. conjunctivus - соединительный) означает, что каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.
5. Непрерывность, последовательность, полнота разложения целей - «дерево целей» необходимо построить так. чтобы между понятием цели и ее подцелей нельзя было включить промежуточные понятия, а исключение хотя бы одной подцели меняло бы само понятие соответствующей исходной цели. Разложение целей на соответствующие подцели осуществляется таким образом, что в число элементов конъюнктивного «дерева целей» не включаются альтернативные способы достижения целей. Это позволяет наилучшим образом распределить ресурсы между целями с учетом относительной значимости (важности) каждой цели, определяемой обычно экспертным путем.
Построение «дерева целей» обеспечивает увязку и согласование целей плана не только в качественном отношении, оно также дает возможность провести некоторую количественную оценку их важности (значимости) для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Эта задача решается на основе метода ПАТТЕРН, метода анализа иерархий Саати или с помощью методов экспертных оценок, специально разработанных для нормирования и ранжирования целей.
При использовании метода экспертных оценок критерии различных уровней «дерева целей» находят из сценария. Для каждого уровня целей могут быть различные критерии их важности. Эксперты могут обсуждать сценарии и критерии друг с другом, но сами коэффициенты они должны проставлять самостоятельно.
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое инновационная политика государства?
2. На какие группы в зависимости от уровня конкурентоспособности продукции подразделяются отрасли народнохозяйственного комплекса страны?
3. Охарактеризуйте приоритетные направления развития науки и техники.
4. На основе каких критериев выбирают инновационные приоритеты на государственном уровне?
5. Каким требованиям должны соответствовать стратегии инновационного развития, формирующие основу инновационной политики?
6. Назовите этапы формирования инновационной политики на предприятии.
7. На основе каких центров ответственности происходит организационное обеспечение инновационного развития?
8. Какие методы наиболее часто используют для выбора инновационной политики?
9. В чем заключается сущность метода Дельфи?
Тренировочные задания
Задача 8.1.Используя метод Дельфи, провести экспертизу, основной целью которой является разработка прогноза валового сбора зерна в 2007 г. в Курской области (информация о динамике валового сбора зерна в Курской области приведена в гл. 2, задача 2.1).
Задача 8.2.В ходе анализа финансового состояния организации было выявлено, что уровень рентабельности ее работы недостаточно высок, доля собственных средств в активах не превышает 50% и показатели вероятности банкротства близки к критическим. Для преодоления сложившегося положения дирекция организации сформулировала следующие цели:
• увеличить долю собственных средств в активах;
• повысить рентабельность;
• снизить вероятность банкротства;
• повысить квалификацию руководящих кадров;
• ввести в ассортимент новый товар;
• продать в течение года 2500 единиц товара;
• создать региональное представительство в соседней области.
Дирекция рассматривает 3 стратегии:
А - расширение деятельности путем внедрения продуктовых инноваций;
В - расширение деятельности путем увеличения доли рынка по уже выпускаемой продукции (маркетинговая инновация);
С - сохранение прежних позиций с увеличением относительной доли выпуска наиболее рентабельной продукции.
Применив метод Черчмена-Акоффа, выбрать наиболее целесообразную стратегию.
Задача 8.3. Применив теорию игр, выбрать оптимальную инновационную стратегию фирмы в следующих условиях. В инновационную фирму поставляют оборудование четыре дистрибьютора-поставщика (№ 1; № 2; № 3; № 4). Каждый дистрибьютор также имеет в своей производственно-коммерческой структуре торговое подразделение с правами розничной торговли. В связи с этим торговая фирма и дистрибьюторы одновременно являются не только партнерами, но и конкурентами. Возможны две стратегии поставщиков (П1 - поставка своевременная, П2 - поставки нет) и четыре стратегии фирмы (С1 - не предпринимать никаких дополнительных мер: С2 - послать к поставщику свой транспорт; С3 - послать к поставщику своего представителя и транспорт; С4 - заказать дополнительно продукцию у других поставщиков).
Возможны восемь ситуаций, описывающих все комбинации из четырех стратегий фирмы и двух стратегий поставщиков (см. табл.).
Дневные затраты фирмы, усл. ед. | ||||||
Ситуация | Стоимость продукции | Убытки от простоя работников | Транспортные затраты | Командировочные расходы | Издержки реализации излишне выпушенной продукции | Всего за день |
Поставщик №1 | ||||||
С1-П1 | ||||||
С1-П2 | ||||||
С2-П1 | ||||||
С2-П2 | ||||||
СЗ-П1 | ||||||
СЗ-П2 | ||||||
С4-П1 | ||||||
С4-П2 | ||||||
Поставщик №2 | ||||||
С1-П1 | ||||||
С1-П2 | ||||||
С2-П1 | ||||||
С2-П2 | ||||||
СЗ-П1 | ||||||
СЗ-П2 | ||||||
С4-П1 | ||||||
С4-П2 | ||||||
Поставщик №3 | ||||||
С1-П1 | ||||||
С1-П2 | ||||||
С2-П1 | ||||||
С2-П2 | ||||||
СЗ-П1 | ||||||
СЗ-П2 | 160(1 | |||||
С4-П1 | ||||||
С4-Г12 | ||||||
Поставщик №4 | ||||||
С1-П1 | ||||||
С1-П2 | ||||||
С2-П1 | ||||||
С2-П2 | ||||||
СЗ-П1 | ||||||
СЗ-П2 | ||||||
С4-П1 | ||||||
С4-П2 |
Тестовые задания
1. К группе отраслей, имеющих мировую конкурентоспособность, относятся:
1.1. Отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая, алюминиевая промышленность.
1.2. Оборонная промышленность, машиностроение.
1.3. Агропромышленный комплекс, легкая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов.
2. К группе отраслей, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке, относятся:
2.1. Отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая, алюминиевая промышленность.
2.2. Оборонная промышленность, машиностроение.
2.3. Агропромышленный комплекс, легкая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов.
3. К группе отраслей, неконкурентоспособных на мировом рынке, относятся:
3.1. Отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая, алюминиевая промышленность.
3.2. Оборонная промышленность, машиностроение.
3.3. Агропромышленный комплекс, легкая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов.
4. В качестве критериев выбора инновационных приоритетов на государственном уровне могут выступать:
4.1. Совокупная коммерческая эффективность проекта, общегосударственная, социальная значимость нововведения, степень научной и технической новизны; вклад в укрепление позиций страны на международной арене, мировых рынках товаров и услуг, возможность привлечения различных источников финансирования.
4.2. Направленность на решение актуальной технической или технологической задачи в соответствующей области, степень информационного и патентно-лицензионного обеспечения; наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуального потенциала.
4.3. Межотраслевая направленность, способность инновации дать импульс спектру новых технологий в смежных областях, уровень риска, воздействие на состояние окружающей среды, наличие организационно-управленческих механизмов реализации проекта.
4.4. Все перечисленные.
5. Центр повышения инновационной активности формируется на базе:
5.1. Отдела управления персоналом.
5.2. Службы маркетинга и / или сбыта.
5.3. Финансового и / или планово-экономического отделов.
5.4. Производственного подразделения, осуществляющего внедрение новых технологий или улучшающих продуктов.
5.5. Подразделения НИОКР.
5.6. Нет правильного ответа.
6. Центр определения стратегических инноваций формируется на базе:
6.1. Подразделения НИОКР.
6.2. Службы маркетинга и / или сбыта.
6.3. Финансового и / или планово-экономического отделов.
6.4. Производственного подразделения, осуществляющего внедрение новых технологий или улучшающих продуктов.
6.5. Отдела управления персоналом.
6.6. Нет правильного ответа
7. Центр оценки инновационных проектов формируется на базе:
7.1. Подразделения НИОКР.
7.2. Службы маркетинга и / или сбыта.
7.3. Финансового и / или планово-экономического отделов.
7.4. Производственного подразделения, осуществляющего внедрение новых технологий или улучшающих продуктов.
7.5. Отдела управления персоналом.
7.6. Нет правильного ответа.
8. Центр наращивания инновационного потенциала формируется на базе:
8.1. Производственного подразделения, осуществляющего внедрение новых технологий или улучшающих продуктов.
8.2. Сбыта финансового и / или планово-экономического отделов.
8.3. Службы маркетинга и / или сбыта.
8.4. Подразделения НИОКР.
8.5. Отдела управления персоналом.
8.6. Нет правильного ответа.
9. Центр обеспечения инновационных процессов формируется на базе:
9.1. Подразделения НИОКР.
9.2. Службы маркетинга и / или сбыта.
9.3. Финансового и / или планово-экономического отделов.
9.4. Производственного подразделения, осуществляющего внедрение новых технологий или улучшающих продуктов.
9.5. Отдела управления персоналом.
9.6. Нет правильною ответа.
Итоги по главе 8
Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также на расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Под государственной инновационной политикой понимается также комплекс целей и методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением эффективности инновационных процессов.
Приоритетные направления развития науки и техники - тематические области науки и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-технического развития. Они формируются под воздействием прежде всего национальных социально-экономических приоритетов, политических, экологических и иных факторов; отличаются интенсивными темпами развития, более высокой концентрацией трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Инновационную политику можно представить в рамках трех основных элементов: постановка целей и задач инновационного развития; выработка эффективных методов и средств достижения поставленных целей, а также подбор и организация кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.
Наиболее часто для выбора инновационной политики используются:
• метод написания сценариев;
• метод игр;
• метод Дельфи.
Сценарий инновации - это упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой. Метод написания сценариев заключается в подборе коллектива для составления сценария будущего развития процессов и в выявлении потенциальных последствий, которые могут при этом возникнуть.
Игра представляет собой особый вид моделирования процессов (экономических, финансовых, технических и т. д.) с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил.
Метод Дельфи является одним из наиболее распространенных экспертных методов прогнозирования. Сущность экспертных методов заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Основные особенности метода Дельфи следующие:
1. Полный отказ от личных контактов между экспертами, опрашиваемыми по конкретной проблеме.
2. Обеспечение экспертов необходимой информацией, включая обмен мнениями между ними после каждого тура опроса.
3. Обеспечение анонимности, аргументации и критики оценок.
4. Наличие обратной связи.
В методе Дельфи предусматривается создание условий, обеспечивающих наиболее продуктивную работу экспертной комиссии с обратной связью. Дпя реализации обратной связи необходима многотуровая процедура. Экспертизы по методу Дельфи проводятся обычно в 4 тура с использованием анкетирования.
Изучив материалы данной главы, студент должен ЗНАТЬ:
> содержание и направления инновационной политики;
> основные приоритеты государства в области инноваций
и УМЕТЬ:
• формировать инновационную политику на предприятии;
• использовать методы выбора инновационной политики на предприятии.
ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере
> Управление затратами в инновационном бизнесе
> Переменные и постоянные издержки
> Факторы, определяющие величину затрат
> Методы расчета ожидаемых затрат
> Ценообразование на инновационную продукцию
> Факторы ценообразования
> Договорные цены в инновационном бизнесе
> Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе: применительно к установившемуся и неустановившемуся рынкам