Глава 8. инновационная политика
> Содержание н направления инновационной политики
> Создание благоприятных условий нововведений
> Приоритеты государства в области инновационной политики
> Оптимизация инновационной политики на предприятии
> Этапы формирования инновационной политики на предприятии
> Организационное обеспечение инновационного развития на основе центров ответственности
> Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта: метол написания сценариев; метод игр: метод Дельфи.
Содержание и направления инновационной политики
Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений его воздействия на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также на расширение рынков сбыта отечественных товаров на этой основе. Под государственной инновационной политикой понимается также комплекс целей и методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением эффективности инновационных процессов.
Государственная инновационная политика должна носить комплексный и взаимосвязанный характер, спонтанные, изолированные меры по стимулированию инноваций малорезультативны.
Поскольку в современных условиях инновации «пронизывают» все стороны экономической жизни, государственная инновационная политика становится основной составляющей государственного регулирования социально-экономических процессов.
Меры инновационной политики государства можно разделить на создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы.
Инновационная политика имеет временной и пространственный аспекты.
Временной аспект определяет действия государства в области инноваций на текущий период времени и на длительную перспективу. Поэтому инновационная политика подразделяется на текущую и на долговременную политику.
Текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности. Долговременная инновационная политика направлена прежде всего на решение важных отраслевых задач, требующих больших затрат времени, рабочей силы и капитала. Она охватывает достаточно продолжительный период времени.
Цели и направления инновационной политики государства определяются прежде всего характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции.
Все отрасли в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы:
1) имеющие мировую конкурентоспособность;
2) потенциально конкурентоспособные на мировом рынке;
3) неконкурентоспособные на мировом рынке.
Первая группа отраслей охватывает те, которые обладают большим конкурентоспособным потенциалом и давно работают на мировом рынке. Они выпускают конкурентоспособную продукцию. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность. Они должны постоянно повышать свой производственно-экономический потенциал, чтобы удержаться на мировом рынке в период кризисов.
Отрасли второй группы выпускают продукцию, которая по многим параметрам близка к конкурентоспособной на мировом рынке. У них есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. Для этого им нужны определенная поддержка и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др.
Отрасли третьей группы выпускают продукцию, которая на мировом рынке не находит спроса. Поэтому они ориентированы главным образом на внутренний рынок. Как правило, эти отрасли имеют низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, малорентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п.
Инновационная политика государства для каждой из этих групп отраслей должна осуществляться дифференцированно.
Организационный механизм выработки и реализации государственной инновационной политики должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных сторон и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования и др.
Непосредственное принятие решений в области экономического регулирования инновационных процессов осуществляется государственными структурами. Общие принципы построения системы государственных органов и их подразделений, занятых вопросами выработки и реализации инновационной политики, включают отражение инновационных проблем в деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), обеспечение координации как по вертикали, так и по горизонтали, оптимальное сочетание централизации и децентрализации.
Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником инновационных процессов, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм.
По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования, проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики.
Прямое регулирование включает прежде всего бюджетное финансирование научной сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).
Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.
Таким образом, ключевым элементом реформирования системы государственного управления инновационной сферой становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:
• выделение средств из федерального бюджета на финансирование НИОКР гражданского назначения в размере 3% его расходной части с ежегодным увеличением этой доли по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;
• обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук. Российской академии медицинских наук. Российской академии сельскохозяйственных наук. Российской академии образования. Российской академии архитектуры и строительных наук. Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других высших учебных заведений, научных библиотек, музеев и информационных центров;
• обеспечение множественности источников финансирования НИОКР путем активной поддержки целевых государственных фондов;
• создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами;
• развитие конкурсных принципов распределения средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю над использованием средств;
• поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок:
• введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности:
• создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах;
• создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Наиболее существенное влияние инновационной деятельности проявляется в следующих направлениях.
1. Влияние инноваций на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве первичных ресурсов - рабочей силы, материальных составляющих, земли и т. д.: под интенсивными - повышение качества потребляемых ресурсов и увеличение интенсивности их использования. В современную эпоху возможности роста выпуска продукции и услуг посредством повышения занятости трудоспособного населении и вовлечения в экономический оборот новых природных ресурсов становятся все более ограниченными. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. В свою очередь, рост квалификации кадров и производительности труда, эффективности материалов и оборудования определяется достижениями науки и техники, передовым опытом и степенью их использования в хозяйстве, т.е. распространением нововведений. Вклад НТПв прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.
2. Воздействие на структуру общественного производства. Под влиянием инновационных процессов меняется и структура экономики. За счет роста эффективности использования ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Так, сокращается доля занятых в сельском хозяйстве, резко возрастает доля занятых в сфере услуг. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.
3. Развитие новых, более динамичных форм организации производства и системы государственного регулирования. Инновации изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности. Развиваются технологии управления - вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными связями.
4. Изменение структуры потребления. Воздействие инновационных процессов испытывает не только производство, но и практически все стороны общественной жизни. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ.
5. Влияние инноваций на социальную стабильность. Инновационные процессы приобретают все большее социальное значение. Наряду с тем, что уже отмеченный генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, инновации способствуют также решению проблем занятости путем создания новых высокооплачиваемых рабочих мест. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня образования и здравоохранения.
6. Улучшение экологического состояния в стране. Интенсивность инновационных процессов в современном мире значительно обострила экологические проблемы. Научно-технические достижения в виде инноваций позволяют уменьшить использование невосполнимых ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребления. Эти проблемы особенно актуальны в свете принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития в XXI в., предусматривающей стабильное экологическое равновесие.
7. Развитие международного научного, технического и экономического сотрудничества. Кооперация различных стран в инновационной сфере наблюдается в различных формах - объединении ресурсов с целью получения новых научно-технических результатов, международном трансферте технологий как в овеществленной, так и в неовеществленной форме, создании мировой научно-инновационной инфраструктуры, распространении инноваций, имеющих глобальный характер по самой своей сути. При современных масштабах НТП многие инновационные проекты не под силу осуществить одной, лаже наиболее развитой стране. Однако полноценная интеграция в мировые инновационные процессы невозможна без наличия у страны адекватной научно-технологической базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуются ее позицией на мировых рынках товаров и услуг, а также наличием квалифицированных специалистов. Эта позиция во все меньшей степени определяется преимуществами, которые дает обладание природными ресурсами или другими временными преимуществами экстенсивного характера, и во все большей степени - инновациями, обеспечивающими конкурентоспособность продукции.
8. Влияние инновационной политики на национальную безопасность. Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших составляющих безопасности государств. Это положение имеет как внешний, так и внутренний аспекты. Что касается первого, речь здесь идет об обеспечении научно-технологической безопасности, т.е. о наличии у страны достаточно мощного научно-инновационного потенциала, позволяющего противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа к передовым технологиям, разрывом основных сложившихся технологических цепей. Особенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны. Внутренний аспект вопроса связан с распространением нововведений, позволяющих предотвратить катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты, другие противоправные действия, а также свести к минимуму их негативные последствия.
В силу ограниченности ресурсов, которые общество и государство могут выделить на развитие науки, техники и на инновации, возникает проблема определения государственных приоритетов в данной области. Приоритетные направления развития науки и техники - тематические области науки и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-техническою развития. Они формируются под воздействием прежде всего национальных социально-экономических приоритетов, учета политических, экологических и иных факторов: отличаются интенсивными темпами развития, более высокой концентрацией трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В зависимости от масштаба выделяются глобальные (общемировые), международные и национальные приоритеты государства в области инноваций.
Выбор приоритетов и избирательная поддержка на их основе конкретных направлений исследований и разработок и связанных с ними отдельных научных организаций является основным элементом государственной научно-технической политики. Приоритетные направления реализуются в виде крупных межотраслевых проектов создания, освоения и распространения технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также проектов развития фундаментальных исследований, научно-технического обеспечения социальных программ, международного сотрудничества.
Преимущественной государственной поддержкой пользуются инновационные процессы в областях, являющихся приоритетными в отношении обшей социально-экономической политики государства, а также имеющих первостепенное значение для достижения общенациональных целей. В этой связи для России в современных условиях особую роль приобретают инновационные проекты в таких областях, как производство и переработка продовольствия, топливно-энергетический комплекс, химия, производство новых материалов, информационно-коммуникационные системы, транспорт, освоение космического пространства, биотехнологии, рационализация природопользования, медицина, социально-культурное развитие. Выбор приоритетных областей диктуется как мировой практикой, так и спецификой социально-экономического и культурно-исторического развития страны, остротой проблем текущего этапа.
При выборе государственных приоритетов в области научно-инновационного развития невозможно полностью исключить субъективизм. Полому перед государством стоит задача обеспечить независимую экспертизу инновационных проектов. Желательно, чтобы в процедурах экспертизы участвовали представители всех заинтересованных сторон - разработчиков, заказчиков. государственных органов, научного сообщества, общественных организаций и т. п.
Существует несколько методик получения агрегированных экспертных оценок, например метод Дельфи. В качестве критериев выбора инновационных приоритетов на государственном уровне могут выступать:
• совокупная коммерческая эффективность проекта;
• общегосударственная, социальная значимость нововведения:;
• степень научной и технической новизны;
• нацеленность на решение актуальной технической или технологической задачи в соответствующей области;
• межотраслевая направленность, способность инновации придать импульс спектру новых технологий в смежных областях;
• вклад в укрепление позиций страны на международной арене, на мировых рынках товаров и услуг;
• наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуального потенциала;
• степень информационного и патентно-лицензионного обеспечения;
• возможность привлечения различных источников финансирования;
• наличие организационно-управленческих механизмов реализации проекта;
• характер воздействия на состояние окружающей среды;
• уровень риска.
Процедура выбора приоритетов должна быть построена таким образом, чтобы учесть взаимосвязи между направлениями, а также не упустить из виду новые области с высоким инновационным потенциалом, но не имеющие пока необходимых для лоббирования финансовых средств и организационных структур. В этой связи большое значение имеют исследования, основанные на изучении публикационных потоков, библиографических ссылок, патентных и других информационных массивов. Практическими формами реализации государственных приоритетов в инновационной сфере являются целевые программы, государственные научно-технические программы, организация государственных НИИ, лабораторий, центров, государственные заказы на проведение соответствующих НИОКР. бюджетное финансирование внедрения нововведений, дотирование производства и потребления инновационной продукции и услуг и т.п.