Исследование инновационной активности
Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот.
При анализе инновационной активности в основном принято оценивать развитие инфраструктуры предприятий в сфере НИОКР, а также определять их способности по коммерциализации инноваций. Такой подход применяется главным образом при формировании отчетных и статистических данных о состоянии и развитии инновационной деятельности в стране в целом. Вместе с тем оценку инновационной активности можно использовать и в качестве исходного этапа в процессе разработки стратегий инновационного развития отдельных предприятий. При этом подходе главная задача оценки инновационной активности будет состоять в анализе экономического развития конкретного хозяйствующего субъекта в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементов. Затем в зависимости от текущего состояния инновационной сферы на анализируемом предприятии будут формироваться дальнейшая инновационная и связанные с ней стратегическая, инвестиционная, финансовая, производственная, маркетинговая политика.
Правильный выбор того или иного направления инновационного развития - лидера или последователя - во многом определяет эффективность достижения поставленных целей. На практике частыми являются случаи, когда недостаточная оценка изначальных экономических возможностей приводит впоследствии к замораживанию значительного числа перспективных инновационно-инвестиционных программ и проектов вследствие нехватки финансово-экономических, а также кадровых ресурсов на их завершение. Смысл инновационной активности как экономической категории состоит в том, чтобы не только оценивать масштабы внедрения новых или улучшающих технологий по хозяйствующим субъектам в целом, но и способствовать отдельным предприятиям в осуществлении отбора того или иного направления инновационного развития и в формировании на этой основе эффективной инвестиционной политики.
Элементы инновационной инфраструктуры могут быть широко использованы в качестве базы для оценки инновационной активности предприятия (табл. 6.2). Они могут послужить содержательной основой для экономических показателей, направленных на определение текущего производственно-технологического состояния предприятия и его исходных инвестиционных возможностей эффективного вовлечения новых или только улучшающих технологий в хозяйственный оборот.
Таблица 6.2
Элементы инновационной инфраструктуры
Элементы инфраструктуры | Инновации | |
базисные | улучшающие | |
Инновационно-ориентированные подразделения | Собственное научное подразделение, конструкторский отдел, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел | Собственное подразделение ОКР. отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, группа по развитию новой продукции |
Профессиональный кадровый состав | Лидер-новатор; кадры, имеющие специальное образование и опыт проведения НИР: специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей | Персонал, заинтересованный в инновациях; кадры, обладающие специальным образованием и опытом проведения ОКР: маркетологи |
Финансовые ресурсы | Федеральные, гранты, инвестиционные, собственные, заемные | Собственные, заемные |
Материально-техническое оснащение | Опытно-приборная бала, пилотные установки, исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование | Пилотные установки, лабораторное оборудование |
Интеллектуальная собственность | Изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы, полезные модели, ноу-хау, инновационные программы и планы-проекты | Полезные модели, ноу-хау, бизнес-планы освоения инноваций |
Дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности | Информационный отдел, партнерские и личные связи с НИИ, вузами, в том числе зарубежными, ресурс площадей, опыт управления проектами, отдел стратегического развития | Опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием |
Оценку инновационной активности предприятия целесообразно вести в виде расчета и сравнения полученных значений коэффициентов с установленными базисными величинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и его достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их сравнения с эталонными показателями выбирается стратегия лидера (внедрение принципиально новых продуктов и услуг) или стратегия последователя (освоение улучшающих технологий).
Базовыми, сравнительными величинами для осуществления анализа могут быть показатели за прошлый период, среднеотраслевые значения или соответствующие показатели у конкурентов. При этом в качестве критериев для определения пороговых значений коэффициентов можно использовать данные статистического обследования инновационной деятельности ведущих предприятий российской промышленности, а также опыт зарубежных компаний.
Совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия инфраструктурными ресурсами в инновационной сфере, может включать ряд коэффициентов:
1) Kис- коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, компьютерных программ, товарных знаков и знаков обслуживания, а также иных, аналогичных перечисленным прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития. Оценка таких затрат, осуществляемых предприятиями, широко используется при проведении федеральных статистических обследований и наблюдений, а также при сборе сведений о технологических инновациях предприятий.
При таком анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам Авн (см. раздел 2 бухгалтерского баланса) предприятия (основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения) может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом по сравнению с прочими основными средствами производства. Это, в свою очередь, косвенно характеризует предыдущий опыт предприятия по приобретению нематериальных активов. Данный коэффициент рассчитывается по формуле
где Си - интеллектуальная собственность (см. 1 разд. Бухгалтерского баланса), руб.
При этом если
Kие 0,10 ... 0,15, то целесообразна стратегия лидера;
Kис 0,09 ... 0,05. то целесообразна стратегия последователя.
2) Kпр - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он отражает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Данный коэффициент определяется по формуле:
где Пн - число занятых и сфере НИР и ОКР, чел.;
Чр - средняя численность работников предприятия, чел.
При этом если
Kпр 0,20 ... 0,25, то целесообразна стратегия лидера;
Kпр 0,19 ... 0,15, то целесообразна стратегия последователя.
3) Kни - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он характеризует долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, в обшей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования. Этот показатель призван оценить материально-техническую базу и научно-исследовательскую оснащенность предприятия по сравнению с вооруженностью основными производственными фондами, включая хозяйственный инвентарь. При расчете этого показателя можно соотносить как средства, которые находятся в собственности предприятия или взяты на условиях финансовой аренды (лизинга), так и машины и оборудование, взятые в хозяйственную аренду, ведя вычисления по формуле:
где Ооп - стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.;
Опн - стоимость оборудования производственного назначения, руб.
При этом если
Kни 0,25 ... 0,30, то целесообразна стратегия лидера;
Kни 0,24 ... 0,20, то целесообразна стратегия последователя.
4) Kот - коэффициент освоения новой техники, отражающий способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий. Основные производственные фонды, как известно, подвергаются физическому и моральному износу. Последний обусловлен НТП, который способствует разработке и внедрению прогрессивной техники и обуславливает необходимость своевременного обновления действующих основных производственных фондов. Вследствие этого необходимым представляется анализ соотношения вновь введенных в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт, ведя вычисления следующим образом:
где ОФн - стоимость вновь введенных основных фондов, руб.;
ОФср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.
При этом если
Kот 0,35 ... 0,40, то целесообразна стратегия лидера;
Kот 0,34 ... 0,30, то целесообразна стратегия последователя.
5) Kвп - коэффициент внедрения новой продукции. Он характеризует способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции. Практика показывает, что для наращивания темпов объема продаж и освоения новых рынков необходимо полностью менять продукцию за период от 3 до 5 лет. Для анализа инновационной активности необходимо оценивать объемы реализации новых и усовершенствованных товаров и услуг, а также продукции, изготовленной с использованием базовых или улучшенных технологий, вычисляя коэффициент по формуле:
где ВРнп - выручка от продажи новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.;
BPlоб - общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.
При этом если
Kвп 0,45 ... 0,50, то целесообразна стратегия лидера;
Kвп 0,44 ... 0,40, то целесообразна стратегия последователя.
6) Kир- коэффициент инновационного роста, характеризующий устойчивость технологического роста и производственного развития; отражает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, на целенаправленный прием (перевод) на работу высококвалифицированных специалистов, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договоры по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных). Этот коэффициент может свидетельствовать об опыте предприятия по управлению инновационными проектами и вычисляется следующим образом:
где Иис - стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;
Иоб - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.
При этом если
Kир 0,55 ... 0,60, то целесообразна стратегия лидера;
Kир 0,54 ... 0,50, то целесообразна стратегия последователя.
Таким образом строится система оценки инновационной активности. Описываемая методика основана на использовании реально определяемых экономических показателей и направлена на исследование и оценку инновационных ресурсов предприятия, включая интеллектуальные, кадровые, имущественные, продуктовые, технологические и инвестиционные. В зависимости от степени текущей вооруженности и оснащенности предприятия экономическими ресурсами в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней элементов формируется стратегия дальнейшего инновационного развития: освоение базисных инноваций или только улучшающих.
Описанная система оценки инновационной активности позволяет предприятию проанализировать свои текущие инфраструктурные возможности в инновационной сфере еще до начала осуществления инвестиционных вложений на основе ряда экономических критериев. Такой подход также позволяет предприятию реально оценивать свои инновационные ресурсы, в соответствии с которыми оно изначально может осуществлять адекватный выбор дальнейшего направления инновационного развития и избежать благодаря этому вложений инвестиционных средств в экономически не реализуемые проекты.
Выявление определенного направления инновационного развития с использованием экономико-математических критериев дает возможность предприятиям экономить на нерациональных затратах, связанных с генерированием и отбором идей.