ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента
> Понятие, сущность и содержание инновационного менеджмента
> Развитие и современное состояние инновационного менеджмента
> Этапы развития инновационного менеджмента
> Эволюция принципов инновационною менеджмента
> Функции и методы инновационного менеджмента
> Прогнозирование в инновационном менеджменте
2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента
В круге задач, решаемых в настоящее время в российской экономике, несомненно, важную роль играет обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности предприятий. Этим объясняется растущий интерес к таким направлениям в сфере управления, которые, соответствуя целям повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, позволяют в то же время сохранять их финансовую независимость и стабильность в различных, неизбежно изменяющихся ситуациях. Подобный подход ведет к признанию приоритетности в рассматриваемой области инновационного менеджмента, т. е. деятельности, ориентированной на получение в производстве в результате разработки и реализации оптимальных управленческих решений нового положительного качества того или иного намеченного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, управленческого и т. д.).
Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.
Таким образом, инновационный менеджмент - это система (от греч. systema - целое, составленное из частей) управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.
Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть один или группа специалистов, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия организуют целенаправленное функционирование объекта управления.
Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей) (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Схема инновационного менеджмента
В общем виде содержание понятия инновационный менеджмент можно рассматривать в трех аспектах:
• наука и искусство управления инновациями;
• вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;
• аппарат управления инновациями.
Как наука и искусство управления, инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента. Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности.
Инновационный менеджмент как научная дисциплина отвечает принципам системности, комплексности, динамичности. Это комплексная дисциплина, ее основой является научный подход к менеджменту.
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
• целенаправленный поиск инновационных идей;
• организацию инновационного процесса (разработка планов и программ инновационной деятельности, проведение единой инновационной политики, обеспечение финансами, материальными ресурсами и квалифицированными кадрами программ указанной деятельности);
• продвижение и реализацию инноваций на рынке.
Наиболее эффективным вариантом достижения целей инновационного менеджмента являются разработка и выполнение производственных, технологических, исследовательских проектов по каждому мероприятию или по определенным их совокупностям. И здесь в качестве одного из наиболее действенных современных средств менеджмента на первый план выдвигается управление проектами. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента приобретает особую важность для предприятий и фирм, находящихся в рисковой зоне или приближающихся к ней.