Перечень работ, систематически выполняемых в процессе деятельности обувного магазина

1. Открывать магазин, вовремя.

2. Следить за тем, чтобы магазин был чистым и привлекательным.

3. Следить за тем, чтобы персонал хорошо выглядел.

4. Поддерживать высокий моральный дух в коллективе.

5. Отвечать на телефонные звонки,

6. Разбираться с жалобами покупателей.

7. Определять рабочее время сотрудников.

8. Проверять соответствие сданной выручки кассовым ведомостям.

9. Сдавать деньги в банк.

10. Руководить помощником менеджера.

11. Держать под контролем оформление витрин.

12. Осуществлять надзор над ремонтными и профилактическими работами.

13. Вырабатывать идеи по усовершенствованию.

14. Принимать решения о приеме на работу и увольнении со­трудников.

15. Делать заказы на пополнение заказов.

16. Принимать решения о количестве и фасонах заказываемой обуви.

17. Читать корреспонденцию.

18. Отвечать на корреспонденцию и выполнять содержащиеся в ней

указания.

19. Изучать ежедневный отчет о прибылях.

20. Предпринимать что-нибудь, если отчет о прибылях показы­вает неблагоприятное состояние дел.

Выполните следующие задания.

1. Выделите работы: относящиеся исключительно к компетен­ции менеджера; попадающие под категорию: «не хочется, но надо»; «не обязан, но нравится»; работы, которые могут выполняться другими работниками.

2. Определите пути совершенствования функционального управления процессами в магазине на основе развития единой ответственности при комплектовании смен на с учетом технологий рабочих команд.

3. Составьте аналогичный перечень работ для туристического агентства.

Тема 13.

Практическое занятие 13.

Создайте проектную команду по следующему алгоритму.( отрасль работы выберите самостоятельно) Она может быть скомплектована из топ-менеджеров в малых по численности организациях или в виде рабочей группы из больших команд менеджмента.

1. Отбор информации.

Проектная команда должна встретиться со всеми старшими менеджерами и исследовать внутреннюю и внешнюю информацию по текущей стратегии и образу организации. Внутреннее видение организации должно быть получено от нескольких влиятельных менеджеров, внешнее из прессы, аналитических отчетов, отзывов потребителей и поставщиков. Два потока видения сравниваются, и на этом основании проектная команда готовит детальный отчет для топ-менеджмента.

2. Создание консенсуса.

Команда топ-менеджмента должна работать над достижением консенсуса ясного видения организации. В этом может помочь (но не заменить!) внешний консультант. Результаты работы должны быть определены в ясном послании руководства фирмы всем акционерам.

3.Отчет по миссии.

4 .Послание определяющее эволюцию организации в духе корпоративной миссии .Оно должно содержать:

- описание бизнеса корпорации;

- миссию организации;

- образ стратегии выполнения миссии;

- итоговый отчет о ценностях, исповедуемых организацией.

5. Разработка планов действий и ряда частных целей.

Планы действий должны помогать строить консенсус в организации. В этой точке процесс установки миссии встречается с процессом стратегического планирования.

6. Распространение духа миссии в организации.

В первую очередь должна быть решена задача создания климата сопричастности миссии всех внутри организации.

7. Мониторинг миссии.

Его задача индикация распространения духа миссии, его понимания и степени проникновения в организации в рассматриваемый момент времени. Необходимо соблюдать полную искренность в оценках.

Результаты работы обсудите в учебной группе.

Тема 14

Практическое занятие 14.

Обоснование выбора эффективного стиля управления репутацией организации как фактора корпоративной культуры

Условия. Изучите предлагаемый материал и дайте обоснование путей и условий решения задачи. Предприятие выберите самостоятельно.

Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
- по разработке продукции,

- организации,

- управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).

Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:

- личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);

- зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);

- организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);

- условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Таблица 1

Характеристики авторитарного и сопричастного стилей управления

Характеристики ситуаций Стили управления
Авторитарный Сопричастный
Личные качества Пессимистическое мировоззрение, большая крутизна, стремление к надежности, мало собственной инициативы. Исполнение долга. Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная инициатива. Творчество/инновации.
Условия постановки задач Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные задания, давление сроков. Слабо определенные, малый опыт, импровизированные задания, нет давления сроков.
Организационные условия Строгая организация, формальные структуры, централизованное распределение, единичная инстанция, вертикальная информация. «Рыхлая» организация, неформальные структуры, децентрализованное распределение, множественные инстанции, свободная информация.
Условия окружающей среды Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей. Процветание Освобожденные ценности.

Предпочтительность стиля управления в зависимости от крайних (идеализированных) ситуаций показана в табл. 1.

Если такие идеализированные ситуации присутствуют, то возникает воздействие на эффективность управления в соответствии с табл. 2.

В результате можно сделать вывод, что поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).

Таблица 2

Оценки эффективности различных стилей управления

Критерии эффективности Стили управления
Авторитарный Сопричастный
Эффективность достижения цели Обеспечение выживания в случае кризиса Снижение издержек в условиях дефицита времени. Большие затраты на квалифицированного менеджера Незаинтересованность сотрудников в экономии средств. Частое отсутствие менеджера. Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников. Снижение убытков в отсутствие менеджера. Большие затраты на координацию.

Эффективность выполнения заданий Быстрые решения. Решения, приближенные к оптимальным. Использование творческого потенциала только менеджера. Медленное решение. Решение с пониманием дела Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников.
  Четкое распределение ролей. Зависимость от менеджера. Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников. Нечеткое распределение ролей. Независимость от менеджера Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников.
Гуманистические факторы Организационные требования к резерву. Недовольство эмансипированных сотрудников. Стихийность, потеря инициативы сотрудников Более высокие требования к резерву менеджеров. Путаница, недовольство среди верящих авторитетам. Заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников.

Тема 15

Практическое занятие 15.

Ситуация.

Крупнейшим акционером Лианозовского молочного комбината с 2008 г. стало АООТ WimmBillDann (WBD). Продукция под этим же названием начала выпускаться с ноября 2008 г. Лианозовским комбинатом вследствие того, что WBD стало арендовать у комбината площади и оборудование. В том же 2008 г. Лианозовский комбинат приобрел один из основных пакетов АООТ WBD, когда была заявлена эмиссия на 30 млрд. руб. Успех пришел в 2012 году.

Данный стратегический альянс позволил создать ЗАО WBD, которое является торговой компанией, предназначенной для реализации молочных и других продуктов Лианозовского и ряда иных молочных заводов. Тем самым произошло отделение процесса производства от процесса реализации. Кроме того, концентрация финансовых ресурсов позволила альянсу успешно противостоять попытке стороннего инвестора скупить контрольный пакет Лианозовского комбината.

В ноябре 2011г. комбинат пошел на шаг, о котором раструбили все московские газеты: комбинат снизил цену на молоко сразу на 20%. Говорит генеральный директор комбината Владимир Тамбов, он же президент АООТ WBD: «Мы держали цены ниже, чем на всех остальных молочных предприятиях города - в среднем на 10-20%. В целом по предприятию в 2011 г. рентабельность составила 9,2%, в 2012 г. где то 11,6%. Прибыль? Небольшая, около миллиона долларов. Что мы еще делаем для увеличения своей доли на рынке? Первое - улучшение качества продукции. Например, мы намерены переоборудовать на комбинате производство йогуртов. Мы делаем хороший йогурт, но он не длительного срока хранения - пока нет возможности производить такие йогурты на имеющемся оборудовании. В 2008 г. в новую технологическую программу будет вложено от 15 до 18 млн. долл. Второе - улучшение обслуживания покупателей, которые признают и покупают продукцию. Сегодня к нам на комбинат любой человек может приехать и взять любое количество молока, вплоть до коробочки».

Однако не только молоком единым жив Лианозовский комбинат. Совместно с WBD в 2010 г. была предпринята первая попытка заняться производством соков. Полгода комбинат работал над производством искусственных соков (с химическими добавками).

После того как у комбината получилось эффективно работать с химическими добавками, были произведены закупки оборудования и технологические изменения, которые позволили производить около 250 т. натуральных соков ежедневно. При этом следует обратить внимание на тот факт, что когда делались расчеты по проекту производства первый раз, то получилось, что импорт выгоднее, чем собственное производство, оказавшееся убыточным. Но затем за счет технических новинок, которые были применены на комбинате, а также за счет концентрации финансовых ресурсов комбината и WBD удалось снизить стоимость продукции на 40% при очень хорошем качестве. Производство соков в данный момент составляет треть объемов товарной продукции комбината. В настоящее время на комбинате действует четыре линии по разливу литровых соков и четыре линии по разливу объемом 200 мл. (с пластиковой трубкой). Все оборудование тетрапаковское, а поставщиком концентратов фруктового сока является крупнейшая американская фирма «Каргилл».

Говорит директор по маркетингу АООТ WBD Олег Кузьмин: «Почему в свое время были выбраны именно соки? Здесь сыграла свою роль и интуиция, но интуиция, исходящая из реальных обстоятельств. Сегодня средний уровень потребления соков в мире составляет 1416 л. в год на человека, а в Западной Европе и США - 40 л. В нашей стране до недавнего времени было менее литра (сейчас, может быть 34 л.). То есть емкость рынка у нас, в России, еще далеко не заполнена».

Ставка на соки оказалась выигрышной. В 2012 г. среднемесячные темпы роста объема производства и реализации соков составили 1520%. Однако на рынке производства и продажи соков наблюдается жесточайшая конкуренция. Есть лидеры, чьи соки отличаются от лианозовских. Это относится, прежде всего, к итальянским сокам «Сантал», голландским «Джаффа», английским «Сан Прайд». Кроме того, в ближайшее время «КокаКола», возможно, начнет разливать соки в России. Конкуренция предопределяет производственную и ценовую политику комбината: производить качественные и по себестоимости дорогие соки, но продавать их дешевле, чем стоит аналогичная продукция, импортируемая с Запада, но дороже венгерских и болгарских соков.

Производством соков Лианозовский комбинат занимается совместно с WBD, а реализация, как и в случае с молоком, полностью возложена на WBD. Молочнофруктовые проекты комбината не являются последними стратегическими шагами руководства. По их оценкам, комбинат совместно с WBD ежегодно может осваивать 23 крупных проекта. На очереди овощной проект совместно с венгерским «Глобусом». Предполагается производить маринованные огурцы и зеленый горошек.

Расширение сферы деятельности комбината, рост масштабов производства и увеличение финансовых потоков привело к созданию совместного руководства комбинатом и WBD. Все стратегические программы разрабатываются, финансируются и реализуются совместно. Раз в неделю собирается руководство комбината и WBD и решает текущие вопросы развития предприятий.

Говорит генеральный директор комбината Владимир Тамбов: «Я считаю, что нам просто повезло: это счастье в наше время, когда партнеры - порядочные люди, которые не хотели и не хотят из комбината вытянуть деньги, а пришли вкладывать в него свои».

Вопросы к ситуации:

1.Насколько стратегия развития комбината совпала с реальными действиями и мотивацией руководства?

2.Есть ли различия в целевых установках, в мотивационных установках в подходах к развитию комбината?

3.Во всем ли подчиненные согласны с действиями, предпринятыми руководством комбината?

4.Какие конкурентные преимущества, определенные единством мотивации развития предприятия руководства и персонала легли в основу развития комбината?

5. Дайте характеристику основных устойчивых мотивов трудовой деятельности и функциональных решений, определяющих повышение производительности труда различных подразделений предприятия.

Перечень работ, систематически выполняемых в процессе деятельности обувного магазина - student2.ru Фонд оценочных средств ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Вопросы к зачету

1. Управление как наука.

2. Особенности построения коммуникаций в менеджменте.

3. Сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента.

4. Сущность, элементы, структура и этапы коммуникационного процесса в менеджменте.

5. Школа научного управления: содержание и основные положения.

6. Особенности японской модели менеджмента.

7. Классическая (административная) школа в управлении.

8. Американская модель менеджмента: содержание и особенности.

9. Возникновение и развитие школы человеческих отношений.

10. Сочетание формального и неформального методов управления как способ повышения

11. эффективности функционирования организации.

12. Процессуальные теории мотивации.

13. Матричная и проектная структуры управления.

14. Содержательные теории мотивации.

15. Линейная структура органов управления: её достоинства и недостатки.

16. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.

17. Линейно-штабная структура органов управления: преимущества и недостатки.

18. Планирование как функция менеджмента.

19. Дивизиональная структура органов управления и ее особенности.

20. Современные концепции менеджмента.

21. Линейно-функциональная структура: её достоинства и недостатки.

22. Особенности структур управления органического типа.

23. Сущность и методы мотивации персонала в менеджменте.

24. Особенности системного подхода в менеджменте.

25. Факторы успешного формирования организационной культуры организации.

26. Особенности структур управления иерархического типа.

27. Централизация и децентрализация управления организацией: содержание, преимущества

28. и недостатки.

29. Процесс планирования: задачи, основные этапы и формы.

30. Требования, предъявляемые к организации в менеджменте.

31. Особенности мотивации персонала в организации в зарубежных странах.

32. Теории лидерства: основные концепции.

33. Особенности процессного подхода в менеджменте.

34. Факторы внешней среды организации.

35. Особенности ситуационного подхода в менеджменте.

36. Социально-психологические методы управления.

37. Формальные и неформальные организации: сходство и отличия.

38. Миссия и цели организации. Правило построения «дерева целей».

39. Стили управления.

40. Организация как открытая социально-экономическая система.

41. Основные функции менеджмента: краткая характеристика.

42. Организация как система управления.

43. Внутренняя среда организации.

44. Основные формы влияния руководителя на подчиненных.

Вопросы для экзамена

1.Управление в деятельности человека.

2. Различия в понятиях «менеджмент», «управление» и «руководство».

3. Эволюция управленческой мысли.

4.Школы менеджмента. Научное управление. Концепция бюрократии.

5.Классическое управление.

6.Доктрина человеческих отношений. Поведенческие науки.

7. Состав основных категорий менеджмента.

8. Субъект и объект, методы, виды менеджмента.

9.Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте.

10.Профессиональные требования к личности менеджера.

11.Роли менеджеров.

12.Научность, опыт и искусство в практике менеджера.

13. Понятие и виды функций управления.

14.Систематизация функций менеджмента.

15.Взаимосвязь общих функций управления и процесс управления.

16.Функция организации и процесс взаимодействия персонала.

17.Типология и основные характеристики менеджмента.

18.Характеристики процесса менеджмента.

19.Управление как процесс взаимосвязанных функций.

20.Управления с позиции процесса принятия решений и востребованные методы.

21. Система организационно-административных методов.

22. Экономические методы в менеджменте.

23.Система социально-психологических методов и методов самоуправления.

24.Методы разработки управленческих решений.

25.Модель процесса мотивации.

26.Содержательные и процессуальные теории мотивации.

27. Современные подходы к мотивации персонала.

28. Национальные особенности мотивационного менеджмента.

29. От каких факторов зависит эффективность стимулирования?

30. Факторы кризиса предприятия, определяющие содержание менеджмента.

31. Развитие готовности и устойчивости менеджеров при работе в условиях риска.

32. Этапы формирования науки об организации.

33. Исходные понятия теории организации: система, организация, самоорганизация, структура.

34. Процессы самоорганизации в системах

35. Закон развития.

36. Закон самосохранения и механизм устойчивости.

37. Закон равновесия.

38. Закон относительных сопротивлений.

39. Закон синергии.

40. Принцип концентрического действия.

41. Принципы рационализации.

42. Принципы статической и динамической организации.

43. Организационная структура производственно-хозяйственной системы.

44. Понятие и элементы организационной структуры ПХС.

45. Принципы построения организационных структур и системы управления.

46. Достоинства и недостатки структур предприятия: проектной, матричной.?

47.Теория организационного потенциала.

48. Современные тенденции организации управления ПХС.

49. Методы организационного проектирования.

50. Подходы к проектированию организационных структур.

51. Этапы организационного проектирования.

52.Теории поведения личности.

53. Личность и работа. Ценности. Компоненты и функции установок.

54.Когнитивный диссонанс.

55.Удовлетворенность трудом.

56. Стадии развития группового поведения.

57. Групповая сплоченность.

58. Формальные и неформальные группы, их взаимодействие в организации.

59. Работа менеджмента с группами в организации.

60. Этапы командообразования в российском менеджменте.

61. Развитие управляемости рабочих команд на основе единой ответственности

62. Составляющие корпоративной культуры организации.

63. Типы корпоративной культуры и технологии их создания и развития.

64. Управление репутацией организации.

65. Факторы международной среды, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компаний.

66. Модели межкультурных различий.

67. Модель ценностной ориентации.

68. Адаптация организаций в межкультурной среде.


Наши рекомендации