Философская сущность принципов менеджмента качества по ИСО серии 9000
Философская сущность принципов менеджмента качества по ИСО серии 9000
Установлены действия управления качеством, которые высшее руководство может использовать для улучшения показателей деятельности организации.
Ориентация на заказчика
Организации зависят от своих заказчиков и потому должны понимать текущие и будущие потребности заказчиков, выполнять их требования и стремиться к превышению их ожиданий.
Лидерство
Руководители устанавливают единство цели и направлений деятельности организации, им следует создавать и поддерживать такую внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью привлечены к выполнению задач, которые стоят перед организацией.
Привлечение работников
Работники на всех уровнях составляют основу организации, и их полное привлечение дает возможность использовать их способности в пользу организации.
Процессный подход
Желательного результата достигают эффективнее, если деятельностью и связанными с ею ресурсами управляют как процессом.
Системный подход к управлению
Идентификация, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой оказывает содействие организации в результативном и ефективном достижении ее целей.
Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует считать неизменной целью организации.
Принятие решений на основании фактов
Эффективные решения принимают на основании анализирования данных и информации.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики являются взаимозависимыми, и взаимовыгодные отношения повышают возможность обеих сторон создавать ценности.
Эти восемь принципов управления качеством формируют основу стандартов на системы управления качеством которые входят в стандарты серии ISO 9000.
Пятая звезда
В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИС014000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. – вторая редакция) стандарт OS-9000 "Требования к системам качества". И хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.
Внедрение стандартов ИСО 14000 и OS-9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству – это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.
Отечественный опыт системного управления качеством продукции (общая характеристика системы БИП и др.)
Стороны, заинтересованные в деятельности организации.
Заинтересованные стороны | Ожидания |
Собственники (акционеры), инвесторы | дивиденды увеличение капитала безопасность инвестиций |
Кредиторы | безопасность капиталовложений проценты |
Персонал предприятия | вознаграждение удовлетворение от работы безопасные условия труда |
Потребители | удовлетворение потребностей качество товаров (работ, услуг) ценность |
Поставщики | долговременные отношения регулярная оплата |
Правительство | налоги занятость населения |
Общество | занятость сохранение окружающей среды |
План действий
В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:
. сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
ранжирование их внутри каждого блока;
• анализ получившейся картины.
Достоинства метода Диаграмма Исикавы позволяет:
• стимулировать творческое мышление;
•представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность. Недостатки метода
• Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ве дущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в об ратном направлении от первопричины к результатам.
Философская сущность принципов менеджмента качества по ИСО серии 9000
Установлены действия управления качеством, которые высшее руководство может использовать для улучшения показателей деятельности организации.
Ориентация на заказчика
Организации зависят от своих заказчиков и потому должны понимать текущие и будущие потребности заказчиков, выполнять их требования и стремиться к превышению их ожиданий.
Лидерство
Руководители устанавливают единство цели и направлений деятельности организации, им следует создавать и поддерживать такую внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью привлечены к выполнению задач, которые стоят перед организацией.
Привлечение работников
Работники на всех уровнях составляют основу организации, и их полное привлечение дает возможность использовать их способности в пользу организации.
Процессный подход
Желательного результата достигают эффективнее, если деятельностью и связанными с ею ресурсами управляют как процессом.