Тема 8: « Проектирование организационной структуры»
Вопросы для подготовки:
1. Ситуационные факторы проектирования организации
2. Элементы проектирования организации
3. Основные типы организационных структур: линейно-функциональная (традиционная) структура; дивизиональная структура; матричные структуры (проектная и матричная)
4. Новые подходы в проектировании организаций: эдхократическая организация; многомерная организация; предпринимательская организация; организация, ориентированная на рынок; партисипативная организация; сетевые организационные структур
Задание. Спроектировать организационную структуру управления по производству хлебобулочных изделий.
Темы рефератов (докладов):
1. Портрет современного менеджера
2. Японская модель менеджмента
3. Американский менеджмент: опыт и проблемы
4. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
5. Понятие и требования к формулировке принципов менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента
6. Ф.Тейлор и его вклад в развитие теории менеджмента
7. А.Файоль и его вклад в развитие теории менеджмента
8. Философия менеджмента Г. Эмерсона: двенадцать принципов эффективности управления организацией.
9. Хоторнские эксперименты и развитие «школы человеческих отношений»
10. Наиболее яркие представители теорий мотивации и анализ их трудов.
11. Оценка эффективности стратегического планирования: цели, методы, показатели
12. Искусство ведения деловых переговоров
13. Лидерство в менеджменте
Рекомендации по оформлению реферата
Выполнение работы осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А 4, объемом 10-15 страниц (формат А4, шрифт 14, 1,5 интервал). В реферате излагается постановка проблемы, содержание исследования и его основные результаты.
Текст реферата демонстрирует:
- знакомство автора с основной литературой вопроса;
- умение выделить проблему и определить методы ее решения;
- умение последовательно изложить суть рассматриваемых вопросов:
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем изложения.
Реферат должен иметь следующую структуру:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основная часть (главы);
заключение;
список используемой литературы (преимущественно монографии, периодические издания за последние 3 года);
при необходимости приложения.
Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы.
3.2 Методические материалы к практическим занятиям
Задание 1. Сформируйте продуктовую стратегию предприятия с помощью матрицы БКГ
Предприятие (турфирма «Альянс») располагает несколькими стратегическими единицами бизнеса (СЕБ), отвечающими за оказание конкретных туристских услуг. Заданы объем реализации продуктового портфеля за последние годы и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду услуг (табл. 1). Используя матрицу БКГ (Бостонской консультационной группы), необходимо сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Таблица 1. Данные по объему реализации и доле рынка для стратегических единиц бизнеса*
Туры (СЕБ) | Объем продаж, ед. | Доля рынка, % | ||
за 2012 г. | За2013 г. | турфирма «Альянс» | Конкурент | |
4. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
Итого | - | - |
Методические указания
Матрица БКГ, разработанная в 1972 г., еще носит название матрицы «рост-доля рынка» В ней используется два параметра: темп роста целевого сегмента в качестве индикатора привлекательности и доля рынка относительно самого опасного конкурента в качестве индикатора конкурентоспособности компании.
В ее основе лежит модель жизненного цикла товара (ЖЦТ). Рассматриваются четыре стадии жизненного цикла товара:
— выход на рынок (товар «проблема» характеризуется отрицательными финансовыми потоками. Исследователям необходимо уловить момент для исключения этого продукта из корпоративного портфеля);
— рост (товар «звезда» находится в пике своего продуктового цикла. Он требует инвестиций для обеспечения высоких темпов роста. Когда темп роста рынка замедляется, товар «звезда» становится «дойной коровой»);
— зрелость (товар «дойная корова» не требует больших инвестиций и обеспечивает большие денежные потоки для инвестирования в новые проекты);
— спад (товар «собака» имеет низкую долю рынка и не имеет возможности роста, денежные доходы от него нулевые или отрицательные).
СЕБ предприятия или сами предприятия классифицируются по показателям относительной доли рынка (ОДР) и темпам роста отраслевого рынка. Показатель ОДР — это доля рынка, деленная на долю рынка крупнейшего конкурента. Темп роста рынка — вторая переменная — основан на прогнозах продаж продукции отрасли и связан с анализом жизненного цикла продукции.
При построении матрицы БКГ по одной оси откладываются значения относительной доли рынка, а по другой — темпы роста отраслевого рынка.
Используя матрицу БКГ (Бостонской консультационной группы), необходимо сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Построение двухмерной матрицы БКГ производится в координатах: темпы роста рынка (объемов продаж) предприятия (ТРР) и относительная доля рынка (ОДР).
ТРР по каждому виду услуг определяется как отношение объема реализации этой услуги за текущий год к объему ее реализации за предыдущий год. ТРР для СЕБ № 1 равны 1,05 (39 : 37).
ОДР, занимаемая предприятием на рынке, по каждому виду услуг определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы. Например, ОДР для СЕБ № 1 (см. табл. 5.6) равна 3,31 (53 : 16). Это означает, что объем реализации предприятием услуги № 1 превышает реализацию аналогичной услуги сильнейшей конкурирующей фирмой в 3,31 раза.
Рассчитывается также доля (в %) каждого вида услуг (ДЛ) в общем объеме реализации предприятия по данным последнего года.
Рассчитанные величины ТРР, ОДР и ДЛ по каждому виду услуг (СЕБ) заносятся в таблицу.
Для построения матрицы определяют положение ее центральных линий (ТРРном, ОДРном). Могут быть использованы два метода. При этом центральные линии матрицы для ТРР и ОДР определяются следующим образом:
Рассчитанные величины ТРР, ОДР и ДЛ по каждому виду услуг (СЕБ) заносятся в таблицу 2.
Таблица 2. Исходные данные для построения матрицы БКГ
СЕБ | Показатель | ||||
Темпы роста рынка | Относительная доля рынка | Доля СЭБ в общем объеме реализации, % | Место СЭБ по объему реализации, ед. | ||
1,05 | 3,31 | 9,4 | |||
… | |||||
БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»