Методические указания для домашней контрольной работы

В соответствии с учебным планом каждый студент заочного отделения специальности “Коммерческая деятельность”, изучающий дисциплину “Основы менеджмента ”, должен выполнить контрольную работу в соответствии с заданием, выдаваемым ему в соответствии с порядковым номером в журнале.

Домашняя контрольная работа проводится с целью руководства самостоятельной работой учащегося и текущего контроля за его работой над учебным материалом в период между экзаменационными сессиями.

Домашняя контрольная работа должна быть выполнена в установленные учебным графиком сроки. Вариант работы выбирается учащимся согласно предусмотренных в методических рекомендациях таблиц выбора.

Прежде, чем приступить к выполнению домашней контрольной работы, необходимо провести серьезную подготовительную работу. Для того, что бы сложилась целостная картина по учебной дисциплине, целесообразно ознакомиться с методическими рекомендациями по изучению разделов, тем программы в целом.

Домашняя контрольная работа может быть выполнена одним из способов:

- рукописным – в тетради в клетку

- машинописным.

Независимо от способа выполнения на обложке контрольной работы в специальном бланке указывается фамилия, имя, отчество, шифр учащегося, номер группы, наименование учебной дисциплины, номер домашней контрольной работы, вариант и домашний адрес.

При выполнении работы рукописным способом она должна быть написана аккуратно, грамотно и разборчиво синими или фиолетовыми чернилами в тетради с полями шириной 25 мм., страницы обязательно нумеруются. Объем выполненной домашней контрольной работы не должен превышать 18 листов.

На первой странице контрольной работы отступив 20 мм сверху, записывается номер и полное условие задания (задачи), а затем - ответ.

При выполнении контрольной работы машинописным способом набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа Times New Roman размером 14 пунктов. Количество знаков в строке должно составлять 60 ‑ 70, межстрочный интервал должен составлять 1-1,5 интервала, количество текстовых строк на странице ‑ 39 ‑ 40. В случае вставки в строку формул допускается увеличение межстрочного интервала. При этом устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – не менее 20мм, левого – 30мм и правого –10 мм. Абзацный отступ – не менее 15-17 мм.

Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста. Объем работы не должен превышать 10-12 страниц односторонней печати.

Каждый новый вопрос (задание) рекомендуется начинать с новой страницы.

Ответы должны быть конкретными, изложены по существу и в тоже время охватывать учебный материал в полном объеме. Необходимо творчески подходить к изложению материала домашней контрольной работы. Ответы на вопросы должны содержать элементы анализа, сопровождаться конкретными примерами из практики работы учащегося.

Механическое переписывание текста учебников, учебных пособий и иных учебных изданий не допускается.

В домашней контрольной работе должны быть ссылки на источник информации. Материал, используемый для написания теоретических заданий домашней контрольной работы, должен быть изложен с учетом авторского понимания вопроса. Указанная ссылка проставляется в виде номера, под которым учебник, монография или статья находится в списке используемой литературы и заключается в квадратную скобку, (например, [5, с.12]).

В конце домашней контрольной работы указывается список используемой литературы, ставится дата и подпись учащегося, оставляется одна страница для рецензии преподавателя.

Результаты выполнения домашней контрольной работы оцениваются отметками «зачтено», «не зачтено».

Домашняя контрольная работа оценивается отметкой «зачтено», если она выполнена в полном объеме согласно варианта с учетом всех требований к выполнению и оформлению контрольных работ, изложенных выше. Допускаются недочеты, такие как:

- недостаточно полное и грамотное написание одного из теоретических заданий;

- неточности в формулировках;

- ошибки в вычислениях при использовании нужных формул для выполнения расчетных заданий, что не влияет на конечный результат.

Отметка «не зачтено» ставится, в случае если домашняя контрольная работа выполнена:

- не по своему варианту;

- в неполном объеме;

- без полного соблюдения требований по оформлению домашней контрольной работы;

- с допущением грубых ошибок в соответствии критериями отметок.

Домашняя контрольная работа с отметкой «не зачтено» возвращается учащемуся с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению ошибок, с которыми необходимо внимательно ознакомится, устранить и доработать отдельные задания с целью углубления своих знаний и вновь сдать (выслать) вместе с незачтенной домашней контрольной работой на проверку.

Зачтенная и доработанная контрольная работа предъявляется преподавателю при сдаче экзамена или обязательной контрольной работы.

Выбор варианта контрольной работы №1

Контрольная работа состоит из 16 вариантов, каждый из которых определяется в соответствии с порядковым номером в журнале. Каждый вариант контрольной включает в себя три теоретических (текстовых) вопроса и индивидуальное задание( которое выполняется на примере конкретного предприятия). Все включенные в теоретическую часть статистические данные, цифры и цитаты должны иметь ссылку на источник, из которого они взяты, с указанием года издания.

Вариант контрольной работы определяется по прилагаемой таблице и перечню вопросов в соответствии с порядковым номером в журнале.

Таблица 1 – Выбор вопросов по варианту контрольной работы

Вариант контрольной работы Теоретические вопросы
1,17,33
2,18,34
3,19,35
4,20,36
5,21,37
6,22,38
7,23,39
8,24,40
9,25,41
10,26,42
11,27,43
12,28,44
13,29,45
14,30,46
15,31,47
16,32,48

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Теоретические вопросы

1. Взаимосвязь терминов «управление» и «менеджмент». Процесс управления, субъ­ект и объект управления.

2. Менеджмент как наука, практика и искусство. Место ме­неджмента среди других экономических наук. Цели, задачи и виды менеджмента.

3. Основные этапы развития менеджмента. Управленческие идеи древности. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон).

4. Административная, или классическая, школа (А. Файоль, Г. Форд, Л. Урвик, М. Вебер).

5. Школы че­ловеческих отношений, поведенческих на­ук (Э. Мейо, М. П. Фоллет, А. Маслоу, Д.. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Р. Блейк).

6. Школа количественных методов управления (Л. Канторович. С. Новожилов и др.).

7. Процессный подход к менеджменту, его особен­ности. Системный подход к менеджменту, его особен­ности. Ситуацион­ный подход к менеджменту, его особен­ности.

8. Классификация функций менеджмента. Общие функции: планирование, организация деятельности, работа с кадрами (моти­вация), контроль. Их сущность и взаимо­связь.Особенности конкретных (специальных) функций управления организацией (пред­приятием).

9. Принципы менеджмента: характеристи­ка, место в системе основных понятий ме­неджмента. Уровни управления: низший, средний, высший.

10. Сущность понятий «структура управления». Общие принципы построения организационных структур.

11. Виды организационных структур управ­ления: адаптивные и иерархические.

12. Типы иерархических структур: линейная, функ­циональная, линейно-функциональная, дивизиональная. Особенности построения иерархических структур, их преимущест­ва, недостатки.

13. Типы адаптивных структур управления: проектные, матричные, сетевые, виртуальные. Причины их появления область появления, область применения преимущества и недостатки

14. Классификация методов менеджмента.

15. Административные методы, их сущность преимущества, недостатки.

16. Содержание и значение экономических методов менеджмента.

17. Особенности социально-психологических методов.

18. Понятия «цели организации», «дерево
целей». Требования, предъявляемые к целям организации.

19. Система целей организации: миссия, ге­неральная цель, общеорганизационные и специфические цели. Управление по це­лям. Декларирование целей.

20. Управленческая стратегия и ее элемен­ты. Основные виды управленческих стра­тегий.

21. Стадии формирования стратегий управления: разработка, доведение, стра­тегический выбор.

22. Понятия «стиль руководства», «власть» и «лидерство», их взаимосвязь. Формы управленческого воздействия.Факторы, влияющие на выбор стиля ру­ководства.

23. Стили руководства: демократи­ческий, авторитарный, либеральный. Их особенности, преимущества и недостатки.

24. Управленческая сетка (управленческая решетка, ГРИД) Р. Блейка и Дж. С. Моутон, классификация стилей в ней, ее сущ­ность и назначение.

25. Формирование эффективного стиля ру­ководства.

26. Мотивация, ее сущность. Теории моти­вации.

27. Содержательные теории мотивации: сущ­ность, основные представители (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг) и их положения. Преимуще­ства, недостатки и область применения со­держательных теорий мотивации.

28. Процессуальные теории мотивации, их сущность, основные положения, преиму­щества и недостатки, область применения.

29. Конфликт в организации, его структура: Виды конфликтов. Причины и последст­вия конфликтов.

30. Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных си­туациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость.

31. Понятие «управленческое решение». Требования к управленческим, решениям.

32. Виды решений в менеджменте. Подходы к принятию управленческих решений.

33. Этапы принятия решения.

34. Факторы, влияющие на процесс принятия управлен­ческого решения.

35. Методы принятия управ­ленческих решений: неформальные, кол­лективные, количественные.

36. Определение эффективности принимаемых управленче­ских решений.

37. Сущность понятий «персонал», «кадры». Структура кадров, ее разновидности.

38. Функции кадровой службы.

39. Набор и отбор персонала.

40. Оценка его работы: методы, проблемы.

41. Текучесть кад­ров.

42. Функции и задачи менеджера. Требова­ния к менеджеру.

43. Планирование личного труда руководителя.

44. Сущность и необходимость делегирования полномочий.

45. Про­ведение бесед, собраний

46. Проведение совещаний, при­ем посетителей.

47. Эффективность деятельности коллектива. Коэффициенты, применяемые для определения эффективности .

48. Эффективность труда управленческих работников: этапы и показатели оценки.

2 Индивидуальное задание

1Проанализируйте организационную структуру на Вашем предприятии или отдельного цеха, отдела). Изучите положение об отделе или должностную инструкцию соответствующего руководителя, начальника отдела (по возможности привести ее в приложении).

2 Проанализируйте стиль управления руководителя Вашей организации (или одного из подразделений).

3 Рассмотреть элементы материального стимулирования на предприятии и охарактеризовать форму и систему оплаты одной из категорий работников.

Исследовать и описать инструменты нематериального стимулирования персонала предприятия.

4 Приведите примеры проблем различных типов в управлении Вашей организацией. На примере одной из проблем рассмотрите основные этапы подготовки и принятия управленческого решения и укажите используемые методы выработки решений.

5 Приведите критерии оценки результатов работы персонала используйте должностные инструкции соответствующих должностей.

Таблица 4.1- Критерии оценки результатов работы персонала

Категории работников Основная задача Критерии оценки результатов работы персонала
 
 
 
 

Пример выполнения

Индивидуальное задание

1Проанализируйте организационную структуру на Вашем предприятии. Изучите положение об отделе (торговом отделе) или должностную инструкцию (товароведа)

Кафе «Гурман». Кафе «находится на втором этаже в жилом десятиэтажном доме, ул. Л…… 125. Режим работы с 08.00 - 23. 00 часов.

Зал рассчитан на 90 мест.

Кафе Гурман - это общедоступное предприятие общественного питания второй наценочной категории специализирующееся в основном на европейской кухне. В кафе приготовляются и реализуются для потребления на месте горячие и холодные блюда, блюда и кулинарные изделия несложного приготовления, холодные и горячие напитки, а также реализуются некоторые покупные товары. В кафе для создания обстановки, способствующей отдыху посетителей, организовано музыкальное обслуживание, и караоке. В кафе организуются обслуживание приемов, семейных торжеств, банкетов, проведение тематических вечеров.

Главной целью исследуемой организации является осуществление коммерческой деятельности, на базе предприятий общественного питания и розничных магазинов, направленной на получение прибыли для удовлетворения экономических, социальных и культурных интересов членов трудового коллектива, удовлетворение, потребителей, покупателей.

В кафе организована линия раздачи, что предусматривает самообслуживание. Расчёт посетителей производится за наличный расчет через контрольно-кассовый аппарат.

Кафе относится к предприятию с полным циклом производства, то есть с осуществлением обработки сырья, выпуску полуфабрикатов и готовой продукцией, а затем ее реализацией.

Организационная структура управления приведена на рисунке 1.1

На рис.3 представлена организационная структура кафе «Гурман».

Генеральный директор

методические указания для домашней контрольной работы - student2.ru

Рисунок 1 - Организационная структура кафе «Гурман».

Генеральный директор организует всю работу предприятия и несет ответственность за его состояние и деятельность. Он обеспечивает выполнение утвержденных для предприятия планов и заданий. Он принимает меры по своевременному снабжению предприятий продовольственными товарами и средствами материально-технического снабжения. А также устанавливает для каждого материально ответственного лица лимит товарных остатков; руководит внедрением прогрессивных форм обслуживания; обеспечивает соблюдение работниками правил торговли; техники безопасности; санитарных требований; ежедневно до начала работы оформляет контрольную ленту и по окончании торговли снимает показания счетчиков контрольно-кассовых аппаратов, сверяя их с суммой, сданной кассиром выручки. В обязанности генерального директора входит и рассмотрение жалоб и предложений, принятие мер по устранению отмеченных недостатков; обеспечить повышение квалификации работников предприятия общественного питания.

Другие руководящие работники (заведующий производством, главный бухгалтер) руководствуются в своей деятельности утвержденным генеральным директором должностным инструкциям, составленным на основе квалификационных характеристик должностей этих работников.

Заведующий производством является основным лицом, несущим ответственность за производственную деятельность предприятия и качество продукции, он является одновременно и помощником генерального директора. Заведующий производством организует работу, обеспечивая приготовление пищи высокого качества, разнообразного ассортимента, распределяет обязанности поваров, составляет график выхода на работу производственного персонала, постоянно контролирует соблюдение технологии приготовления пищи, норм закладки сырья, санитарных правил, наличие у поваров на рабочих местах технологических карт, разрабатывает меню, в составе комиссии проводит бракераж готовой пищи.

В функции администратора входят подбор, расстановка кадров, координирование работы аппарата и отдельных исполнителей, руководство подведомственными предприятиями и подчиненными работниками, принятие решений по вопросам деятельности предприятия или организации, контроль и обеспечение выполнения этих решений.

2 Проанализируйте стиль управления руководителя Вашей организации (или одного из подразделений).

Начальник торгового отдела использует авторитарный стиль руководства. Авторитарным руководителемсчитают такого работника, который непреклонно, при всех обстоятельствах настаивает на выполнении своих решений и приказов, действует вопреки мне­ниям и взглядам социальной среды своего коллектива и особенно вопреки мнению своих подчиненных. Такой руководитель не ожидает никакой помощи в своей работе от сотрудников и решает все по принципу «сверху», таким образом, он- придерживается иерархии функций и строгого соблюдения организационного про­цесса.

3 Приведите примеры проблем различных типов в управлении Вашей организацией. На примере одной из проблем рассмотрите основные этапы подготовки и принятия управленческого решения и укажите используемые методы выработки решений.

К таким проблемам можно отнести:

Слишком мало поставщиков-универсалов всего сырья для кафе-ресторанов. Практически нет поставщиков качественного мяса по приемлемым ценам.

•Арендная плата слишком высокая, отсюда высокие продажные цены. Не все могут позволить себе иметь объекты общественного питания в собственности из-за больших вложений и требований различных норм и правил.

•Профессионализма нет у 80% сотрудников. Очень низкий уровень подготовки специалистов, недостаточно практических навыков у поваров, официантов, организационных навыков у администраторов и заведующих производств.

•В требованиях ТКП («Технический кодекс установившейся практики», применяемый в строительстве, – Прим. «Про бизнес.»), санитарно-эпидемиологических и пожарных нормах нет единства, не учтена эргономика рабочего места. Слишком много противоречий. Требует доработки вся группа документов, регламентирующих работу объектов общественного питания.

Во многом на имидж компании влияет уровень квалификации персонала. Работодатели, допускающие к работе в сфере обслуживания персонал, не имеющий профессионального образования, совершает ошибку, тем более списывая это на нехватку кадров. Неподготовленный персонал, в процессе работы будет сталкиваться с множеством трудностей, которые предполагает сфера общественного питания, а это может привести к текучести кадров и лишним расходам на привлечение и обучение новых работников.

Проблемы, связанные с большой рабочей нагрузкой и нехваткой времени могут выражаться, например, в том, что тяжело найти время для перерывов на отдых, вы вынуждены часто работать в очень высоком темпе, много работать сверхурочно, вследствие чего вам трудно выполнять рабочие задания с требуемым качеством. Напряжение может быть особенно велико в том случае, если вы должны работать в повышенном темпе, при этом обеспечивать обслуживание на высоком уровне и общаться с клиентами спокойно, сохраняя улыбку.

Недостаточное право принятия решений в отношении работы Проблемы с недостаточным правом принятия решений в отношении своей работы могут возникнуть тогда, когда работник сам не может влиять на объёмы своей работы, соблюдение перерывов, выбор методов работы и качество работы. Иногда работник имеет незначительную возможность влиять на очередность выполнения своих рабочих заданий и темп работы; у него может также отсутствовать возможность чередовать обычную работу с рабочими заданиями иного типа

Проблемы с отсутствием возможностей для развития могут возникнуть, например, в том случае, когда отсутствует возможность бучиться чему-то новому, а подходящих возможностей обучения не предлагается.

Решение проблем

Для создания благоприятной социально-психологической рабочей среды важно, чтобы „работодатель сосредоточился на тех проблемах, которые можно решить „созданию благоприятной социально-психологической рабочей среды была посвящена определённая часть будней предприятия

„работодатель был осведомлён о влияниях на социально-психологическую рабочую среды со стороны

существенных изменений, например, изменений рабочих заданий и организации труда

„чтобы было сотрудничество между руководством и работниками, например, через совет по рабочей среде;

„уделялось внимание также и тем обстоятельствам, которые способствуют формированию позитивной социально-психологической рабочей среды, поскольку это повышает трудовое рвение и позволяет сохранить хорошие отношения в коллективе.

Зачастую для предупреждения социально-психологических проблем необходимо комбинировать различные решения. Для создания хорошей психосоциальной среды на предприятиях общественного питания следует обращать внимание на приводящиеся ниже аспекты

Использование современных АСУ дает возможность моментально фиксировать информацию об объемах продаж любого товара в любой временной промежуток. Применение при этом автоматизированных систем управления помогает оперативно анализировать различные показатели, такие как товарооборот любого товара, а так же определить объем закупки каждого товара необходимый для избегания порчи и сохранения качества. К сожалению, не все руководители компаний понимают значимость автоматизированных систем управления.

Автоматизированные системы управления в общественном питании помогают эффективнее решить большое количество задач:

- установка автоматизированной системы управления снижает издержки и повысит доходность организации;

- осуществляет оптимизацию и контроль заведения;

- с их помощью производится увеличение роли возможностей маркетинговых средств;

- пресекаются злоупотребления и хищения со стороны сотрудников;

- улучшается качество сервиса, растет количество постоянных клиентов;

- создаются системы лояльности, скидок.

Как правило модернизация кафе или бара осуществляется при помощи наиболее известных программных комплексов зарубежного и отечественного производства: систем Z-Cash TillyPadR-Keeper Эксперт и многих других. Признанным лидером в этой сфере считается автоматизированный программный комплекс R-Keeper. Автоматизация кафе при помощи системы r-keeper с первого дня обеспечивает увеличение скорости выполнения всех требуемых в работе организации операций, с увеличением качества обработки данных. Программный комплекс легко изучается обслуживающим персоналом с помощью подробных руководств к действию , и после внедрения программного комплекса ее требуется начинать интенсивно эксплуатировать.

4 Приведите критерии оценки результатов работы персонала не менее 5

Таблица 4.1- Критерии оценки результатов работы персонала

Категории работников Основная задача Критерии оценки результатов работы персонала
Заведующий производством обеспечение ритмичного выпуска продукции собственного производства; Отсутствие задержки заказов клиента
Администраторы зала Принимает меры по разрешению конфликтных ситуаций с покупателями. Информирует руководство торгового предприятия о недостатках в обслуживании покупателей. Отсутствие жалоб со стороны покупателей

Желаю удачи в написании контрольной работы!

Наши рекомендации