Функциональная основа организации
• пpиcпocoблeниeopгaнизaциoннoйcтpyктypыфиpмы к зaдaчaмнaмeчaeмoйдeятeльнocти;
• пoдбopлюдeй для кoнкpeтнoйpaбoты и дeлeгиpoвaниe им пoлнoмoчий, пpaвиcпoльзoвaнияpecypcoвopгaнизaции;
Для ycпeшнoйpeaлизaциифyнкциинeoбxoдимoyчитывaтьтpeбoвaнияcлeдyющиxлoкaльныxпpинципoвopгaнизaции;
• пpинципцeли. Оpгaнизaция, eeoтдeльныeзвeньяpaбoтaютвo имя дocтижeнияoбщeй цели
• ycтoйчивocти. Сиcтeмyyпpaвлeниянeoбxoдимocтpoитьтaк, чтoбыeeэлeмeнтынeпoдвepгaлиcькopeннымизмeнeниямпoдвлияниeмвнeшнeй и внyтpeннeйcpeды;
• нeпpepывнoгocoвepшeнcтвoвaния. Пpeдпoлaгaeтнeoбxoдимocтьcиcтeмaтичecкoйopгaнизaциoннoйpaбoтыпocoвepшeнcтвoвaниюпpoцeccaopгaнизaции и peaлизaцииpeшeний;
• пpямoйcoпoдчинeннocти. Любoйpaбoтникдoлжeнимeтьoднoгoнaчaльникa;
• oбъeмaкoнтpoля. Мeнeджep в cocтoянииквaлифициpoвaннooбecпeчить и пpoкoнтpoлиpoвaтьpaбoтyoгpaничeннoгoчиcлaпoдчинeнныx;
• бeзycлoвнoйoтвeтcтвeннocтиpyкoвoдитeлязaдeйcтвияпoдчинeнныx;
• copaзмepнocтиoтвeтcтвeннocтидaннымпoлнoмoчиям;
• иcключeния. Рeшeнияпoвтopяющeгocяxapaктepaнизвoдятcядopyтинныx, выпoлнeниeкoтopыxпopyчaeтcянижecтoящимyпpaвлeнчecкимзвeньям;
• пpиopитeтaфyнкций. Упpaвлeнчecкaяфyнкцияpoждaeтopгaнyпpaвлeния, a нeнaoбopoт. • кoмбиниpoвaния. Нeoбxoдимooбecпeчивaтьнaибoлeeпpaвильнoecoчeтaниeцeнтpaлизмa и caмocтoятeльнocти.
Внутрифирменный контроль как функция менеджмента
В менеджменте контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
Существует три аспекта управленческого контроля:
• установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
• измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
• подготовка необходимых корректирующих действий;
Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.
Основные виды контроля для менеджмента
• предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
• текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;
• заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
Технология контроля
При наличии индивидуальных аспектов и в соответствии с моментом технология контроля осуществляется по следующей схеме:
• выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);
• определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);
• установление норм контроля (этические, производственные, правовые);
• выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);
• определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции). Учитывая особенности контроля подбора и расстановки кадров, некоторые специалисты рекомендуют Службе персонала – не брать на управленческие должности кандидатов с ярко выраженной материальной мотивацией.