Природа и состав функций менеджмента

Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис. 1.4).

Природа и состав функций менеджмента - student2.ru

Рис. 1.4. Поле управления

Если вспомнить модель производственного процесса, то последнюю схему можно расширить до трехмерной (рис. 1.5).

Природа и состав функций менеджмента - student2.ru

Рис. 1.5. Объем управления

Содержание процесса управления инновациями

Общие функцииотражают порядок управления деятельностью организации. Они в одинаковой степени необходимы как в рамках стратегического, так и в рамках оперативного менеджмента.

Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой общих предметных функций начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Затем осуществляется планирование мероприятий, направленных на достижение установленных целей развития. Реализация запланированных мероприятий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в рамках принятых организационных структур требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процессов и регулирования деятельности организации. Каждая из пары взаимосвязанных общих функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле «цель — средства» (рис. 1.6).

Природа и состав функций менеджмента - student2.ru

Рис. 1.6. Взаимосвязь общих функций менеджмента

В первом контуре «цель — планирование» процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы, безусловно, обеспечивают достижение установленных целей развития. В противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития.

На втором этапе в контуре «планирование — организация» осуществляется поиск таких организационных решений, которые бы обеспечили безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.

В третьем контуре «организация — контроль» в принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.

Состав и содержание социально-психологических функций менеджмента

Социально-психологические функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между людьми, возникающие в процессе функционирования организации.

Социально-психологические аспекты управления в современных условиях нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской деятельности организации.

К социально-психологическим функциям менеджмента относятся делегирование и мотивация.

Обе эти функции позволяют определить состав задач и полномочий каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких результатов.

Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения компетенции лица или группы лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление.

Задачи формулируют конечные и промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения.

Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач.

Ответственность означает обязательства лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках представленных полномочий, т. е. прав и ресурсов.

Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.

Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и к коллективу людей, т. е. организации.

Потребности — это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствия.

Побуждение в мотивационном механизме — это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т. е. мотивы целенаправленной деятельности.

Побуждения человека и коллектива проявляются в мотивационном поведении, т. е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов.

Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива.

Стимул в мотивационном механизме — это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение.

Вознаграждение — это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т. е. всего процесса мотивации. Вознаграждение как оценка может носить внешний (со стороны руководителя, организации) и внутренний (как самооценка удовлетворения от работы) характер.

Состав и содержание технологических функций менеджмента

Технологические функции менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления.

Они включают два главных компонента: коммуникации и решения.

Коммуникации в менеджменте — это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений.

Коммуникация как функция менеджмента занимается рациональной организацией информационных потоков на предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами. Основные задачи коммуникации в менеджменте заключаются в следующем:

● определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;

● организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;

● формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;

● разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на предприятии;

● координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;

● разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.

Управленческое решение составляет один из главных инструментов выработки и реализации эффективной концепции менеджмента в организации.

Управленческое решение-это выбор целесообразного с точки зрения принимающего варианта состояния и поведения управленческой системы. Состав основных решений по функциям менеджмента представлен в табл. 1.1.

Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям, заключаются в следующем:

● целевая направленность (решения должны быть направлены на достижение определенных целей развития);

● иерархическая субординация (решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям);

● обоснованность (решения должны иметь объективное обоснование рациональности);

● адресность (решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т. е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени);

● обеспеченность (решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения);

● директивность (решения должны быть обязательными для исполнителя и носить плановый характер).

Таблица 1.1 Состав основных решений по функциям менеджмента

Функция менеджмента Типичные управленческие решения
Формирование целей ● Принятие миссии предприятия ● Формирование целевых параметров ● Принятие стратегической концепции предприятия ● Утверждение целевых параметров проекта
Планирование ● Формирование тематического плана НИОКР ● Утверждение календарного графика работ по проекту ● Утверждение сметы затрат по проекту ● Формирование производственной программы предприятия ● Утверждение штатного расписания по подразделениям ● Запрос кредитных средств на инновации ● Принятие финансового плана предприятия ● Утверждение плана реализации продукции
Организация ● Создание предприятия ● Выбор организационно-правовой формы предприятия ● Принятие организационной структуры предприятия ● Утверждение положений о службах предприятия и должностных инструкциях ● Создание новых или упразднение существующих подразделений предприятия ● Открытие филиала или дочерней фирмы предприятия
Контроль ● Оценка состояния работ по проекту ● Оценка финансового состояния предприятия ● Анализ работы служб и подразделений предприятия ● Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту ● Установление порядка оценки деятельности исполнителей ● Оценка исполнения стратегической концепции предприятия

Наши рекомендации