Развитие современных организационных теорий менеджмента.
На современном этапе развития теории организации наблюдается интеграция областей человеческой деятельности, в том числе сближение теории организации, теории систем, теории управления (кибернетики), синергетики.
Теория систем изучает организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система. Кибернетика исследует проблемы формирования и передачи управляющих воздействий на систему для достижения определенного уровня ее организации. Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.
Происходит все более глубокое взаимопроникновение теории систем, теории организации, кибернетики и синергетики в процессе их развития. Однако эти процессы порождают проблему идентификации указанных наук. Анализ этой проблемы порождает идею создания единой организационной науки.
В современных организациях функция руководства состоит в координации деятельности различных производственных элементов и в оптимизации целей всего предприятия. Руководитель должен рассматривать предприятие как систему, представлять себе характер отношений между частями системы и их возможные взаимодействия. Современному менеджеру необходимо объединить отдельные противоречивые функции в единую интегрированную систему, все элементы которой способствуют достижению общих целей организации.
В последнее время резко увеличилось значение проблемы интеграции, и в будущем важность этого процесса будет только возрастать.
В современной организации элементы (части системы) включают отдельные личности, неформальные и формальные группы и, в некоторых случаях, внешние системы, оказывающие прямое воздействие на организацию как систему. В состав организационной системы также входит ряд подсистем, создаваемых для выполнения особых функций: производственной, сбыта, информационной, управления и др. Таким образом, каждая организация представляет собой иерархическую систему с множеством подсистем.
Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента.
Три основных современных направления развития теории организации:
1) ситуационный подход – не существует единственно правильного решения (каждому типу управленческой ситуации и решаемых задач соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, стратегии и структуре). Основные положения ситуационного подхода:
- внешняя среда выступает по-разному в отношении различных частей организации. Фрагменты внешней среды имеют различную подвижность и сложность, и их влияние на организацию носит ситуационный характер;
- взаимодействие организации с внешней средой трактуется как неустойчивое равновесие, из чего следует, что стандартные процедуры, жёсткие правила, инструкции слабо применимы в условиях высокой неопределённости управленческих ситуаций.
- каждая подсистема или подразделение организации по-своему реагирует на одни и те же внешние воздействия в зависимости от вида деятельности, технологии, структуры и фактора внешней среды. Управление в этом случае представляет собой поиск оптимальных моделей взаимодействия каждой подсистемы с её фрагментом окружения и внесение адекватных изменений в их деятельность – соответственно конкретным ситуациям.
2) экологический подход утверждает, что среди организаций выживает наиболее приспособленная, имеет место процесс естественного отбора и замены организации (эффективность организации определяется способностью выживать); роль окружающей среды абсолютна, менеджмент не оказывает особого влияния на способность к выживанию; так как ресурсы ограничены, то одни организации уцелеют, другие – прекратят существование (в современных моделях организационной экологии особое внимание уделяется механизмам, обеспечивающим структурные изменения в организациях);
3) подход организационного научения – признание двух видов обучения: обучение по одинарной петле (обычное обучение персонала, повышающее способность организации достигать поставленные цели) и по двойной петле – это организованный процесс самообучения организации, который приводит к полному переосмыслению опыта организации и ее научению с помощью этого (гибкость организационной структуры и системы вознаграждений, свободный обмен информацией и опытом, благоприятный климат для развития и обучения персонала).
Современные концепции в теории организации.
1. Реинжиниринг.
Реинжиниринг - перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. Представляет собой совокупность теорий и методов комплексного оздоровления корпораций, управленческого возрождения с охватом и реконструкцией всех без исключения элементов, в том числе систем человеческих мотиваций и стимулов. В рамках этого направления рассматриваются и новые импульсы повышения эффективности, связанные с сокращением размеров и оптимизацией хозяйствующих субъектов, и потенциал матричных структур, органически сочетающих линейное и программное руководство, и возможности деятельности комплексных целевых команд, и многое другое. Управленческий механизм фирмы настраивается на овладение рынком – анализ его емкости, организацию сбыта товаров, способы стимулирования продаж, обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг.
2. Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков).
Она выражается в перенесении закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность корпораций. Такие революционные преобразования должны охватить все их подразделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат высших руководителей). Они становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном и межфирменном обороте, и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Благодаря развитию прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к горизонтальным управленческим структурам, на поиске выгодного соотношения между крупными и малыми операциями.
Согласно этой концепции подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность внутри предприятий, могут оперативно вносить изменения в производство товаров, предоставление услуг, во всю систему отношений с потребителями. На этой основе и с использованием информационных технологий формируются сетевые организации с распределенными автономными звеньями, так называемые виртуальные корпорации. Появляется принципиально новый объект управления, требующий очень тонкой настройки. К этому направлению относится и разрабатываемая концепция «демократической корпорации», предусматривающая широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов функционирования подразделений и руководителей.
3.Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления).Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций. Образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.
8.Сущность, предмет и содержание менеджмента
Менеджмент- это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.
Следует различать понятия: «управление», «менеджмент» и «руководство».
Руководство — постановка цели организации и управление.
Основная цель менеджмента- обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.
На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:
● тенденция развития организации;
● специфические национальные факторы развития экономики.
Категория менеджмента- наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Состав основных категорий менеджмента:
● объекты и субъекты менеджмента;
● функции менеджмента;
● виды менеджмента;
● методы менеджмента;
● принципы менеджмента.
Содержание, формы и методы менеджментазависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.
Субъекты менеджмента, менеджеры- руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Категория «менеджер» распространяется на:
● руководителей организации;
● руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
● организаторов определенных видов работ (администраторов).
Виды менеджмента- специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).
Общий или генеральный менеджментзаключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).
Функциональный или специальный менеджментзаключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.
Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджментпредусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджментпредполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджментпредусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Методы менеджмента- это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
Принципы менеджмента- это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:
● целостности;
● иерархической упорядоченности;
● целевой направленности и оптимальности;
● сочетания централизации и децентрализации;
● демократизации.
Существует несколько подходов в управлении:
● процессный подход: управление рассматривается как процесс, например, планирование, организация, мотивация, контроль;
● системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация — на подразделения (рис. 1.2):
Рис. 1.2. Дерево целей
Системный подход
Это направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.
Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.
Основные системные принципы:
● целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыносимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функции и т. д. внутри целого);
● структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
● взаимосвязь структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);
● иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);
● множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).
Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа) следующие:
● процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
● необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
● необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
● цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);
● восхождение от абсолютного к конкретному;
● единство анализа и синтеза, логического и исторического;
● выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.
Рассмотрим элементы принципа «черный ящик» системного подхода.
При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода — товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам.
Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социальной и др.).
Системы бывают открытыми и закрытыми.
Открытая система — это система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами.
Закрытая система имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя. Примеры закрытых систем: работающие часы с внутренним источником энергии, работающая автомашина, самолет, автоматическое производство со своим собственным источником энергии и т. д. Примеры открытых систем: калькулятор или радиоприемник с солнечной батареей (энергия поступает извне), промышленное предприятие, завод, фирма, компания и др.
Очевидно, что хозяйствующие организации не могут существовать автономно, для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с потенциальными покупателями и т. д. Именно поэтому их правомерно отнести к большим открытым системам.
Одним из вариантов системного подхода является ситуационный подход, который концентрируется на том, что применение различных методов и подходов к управлению определяется ситуацией. Поскольку существенные внутренние и внешние факторы для разных организаций весьма разнообразны, то не существует единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.