Как менять настрой в течение дня

Главная мысль, с которой я познакомлю вас в этой главе: очень важно

знать, как именно вы хотите проявлять себя в разных ситуациях

в течение дня, и при этом удерживать фокус на своей задаче столько,



Часть вторая. Практика

сколько это необходимо. В чем разница между сосредоточенностью

и настроем? Сосредоточенность — это степень вашей погруженности в определенное эмоциональное состояние. Если вы сильно увлечены фильмом, не отрываясь следите за происходящим на экране, не об-ращаете внимания на то, что творится вокруг вас, теряете ощущение времени и пространства, значит вы действительно сосредоточен-ны на все сто. Несомненно, ваше настроение зависит от того, что за фильм вы смотрите, и, скорее всего, по мере развития сюжета вы испытываете разные эмоции. Если на экране происходит что-то волнующее, ваш пульс учащается, вы чувствуете прилив адренали-на, комичный эпизод заставляет вас смеяться и чувствовать себя непринужденно, напряженные сцены пробуждают любопытство, вы стараетесь отыскать связь между событиями и найти ответы. Ваше настроение меняется, но все это время вы остаетесь на сто процентов сосредоточенными.

Теперь подумайте о том, как вы проявляете себя в течение дня, — это необходимо, чтобы определить ваш оптимальный настрой в разных обстоятельствах. Эта практика — неотъемлемый атрибут подготов-ки спортсменов: показав наилучшие результаты — побив личный рекорд или одержав победу в соревнованиях, — они анализируют состояние, которое позволило им этого добиться. Вспомните, как вы выглядели, что чувствовали, на чем концентрировались, когда были на высоте. Вы можете анализировать разнообразные роли (наемно-го работника, руководителя, родителя, друга) и ситуации в те или иные дни. И, конечно же, вы научитесь достигать нужного состояния каждый раз, когда это будет необходимо, если начнете применять описанные в этой книге техники.

Вот лишь несколько примеров таких ситуаций.

. Вы хотите чувствовать себя спокойным и расслабленным, но вместе с тем сосредоточенным на том, что вы планиру-ете сказать на важной для вашей компании презентации.

Но за несколько минут до того, как вам предстоит произнести



Вторник: настрой и сосредоточенность

свою речь, ваше состояние далеко от желаемого. Вы взвин-ченны, вас слегка потрясывает, а в голове навязчиво крутит-ся: «Надеюсь, все пройдет хорошо». Что вам нужно сделать?

. Вы хотите чувствовать себя полным энергии, сосредоточен-ным и уверенным в себе, когда участвуете в соревновании, выступаете с речью или проводите важные переговоры.

Но незадолго до мероприятия на вас наваливается подавлен-ность, мысли начинают скакать, уверенность в своих силах улетучивается. Что вам нужно сделать?

Невозможно постоянно выкладываться на сто процентов, но вполне реально научиться как можно чаще достойно справляться с задача-ми. Люди, достигшие больших высот, обязаны своим успехом вовсе не удаче. Решающую роль играет подготовка: ментальная подготов-ка, визуализация, воспитание характера, уверенность в себе. Если, несмотря на все это, за несколько минут или секунд до важного собы-тия вы вдруг выходите из строя, существует масса инструментов, ко-торые помогут вам вернуться в колею. Вы способны обрести нужный настрой, даже когда остается совсем мало времени. При одном усло-вии: вы должны знать, за что боретесь.

Особенно важно помнить: вы сами контролируете свои мысли. Толь-ко вы решаете, о чем вам думать. Так думайте правильно! Хотите быть спокойным и расслабленным? Вспоминайте о том, что успока-ивает и расслабляет. Хотите быть энергичным? Произносите слова и фразы, которые наполняют вас энергией.

Если вы все время будете говорить о том, что вас успокаивает, у вас не останется возможности думать о чем-то еще. Попробуйте рисовать

в уме картинки и прокручивать «кадры», в которых все идет хорошо. Я подробно рассказывал об этом в разделе о визуализации.

Последний инструмент, способный создать нужный настрой, — язык тела. Хотите обрести уверенность? Двигайтесь размеренно и спокой-но. Контролировать эмоции? Создайте необходимый настрой.



Часть вторая. Практика

Практические задания

Перечислите свойственные вам эмоциональные состояния.

Научитесь создавать нужный настрой и выходить из него.

Андре Вилла, мотогонщик:

Для меня крайне важно правильно настроиться перед гонкой. То, чем

я занимаюсь, сопряжено с риском для жизни, и без соответствующего настроя все может закончиться плачевно. Я нашел свое оптимальное эмоциональное состояние и знаю, как в него войти, невзирая на ок-ружение, обстоятельства и события, происходящие непосредственно перед гонкой. Чтобы хорошо показать себя в автошоу Speed and Style,

я должен быть агрессивным, но вместе с тем внутренне спокойным. Столь противоречивая комбинация чувств позволяет мне качест-венно выполнять прыжки и одновременно оставаться достаточно расслабленным для того, чтобы во время прохождения отдельных отрезков маршрута на предельной скорости мышцы не были излиш-не напряжены. Я настолько уверен в своей способности достичь нуж-ного настроя, что сохраняю спокойствие и перед самыми важными соревнованиями. Чтобы минимизировать стресс адаптации к усло-виям состязания, я вхожу в это состояние на каждой тренировке. Мне понадобилось время, чтобы выявить оптимальный настрой, но когда

я нашел его, я круто поднял уровень своего мастерства. Кстати, свою первую медаль на X-games* в Норвегии я взял после того, как меня начал консультировать Бертран. Ментальная подготовка стала реша-ющим фактором моей карьеры.

Как менять настрой в течение дня - student2.ru

* Всемирные экстремальные игры — ежегодное спортивное событие, посвященное экстремальным видам спорта.



Среда: тайм-менеджмент

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни.

Чарльз Дарвин

Зоны внимания

Как оптимально организовать свой рабочий день.

Скоро вы перешагнете через середину адской недели. Если вы при-лежно работали и следовали моим инструкциям, то уже должны были заметить значительные перемены и, что не менее важно, на-чать внимательнее относиться к деталям.

Ментальная подготовка во многом сопряжена с обострением самосо-знания. В главе, посвященной понедельнику, я постарался показать, насколько привычки определяют нашу жизнь и успехи. Всего лишь обратив на них внимание, вы повышаете свои шансы все изменить. То же относится и ко вторнику. Отдавая себе отчет в разных эмоцио-нальных состояниях и признавая ценность концентрации, вы начи-наете лучше проявлять себя в самых разных ситуациях. Если проци-тировать Вилли Райло, вы можете «быть лучшим по требованию»*.

В этой главе я затрону тему, которая тоже явно связана с самосозна-нием. Речь пойдет о тайм-менеджменте.

Время — единственный капитал, который есть у каждогочеловека и который никто не может растрачивать попусту.

Томас Эдисон

Как менять настрой в течение дня - student2.ru

* Вилли Райло — спортивный психолог, автор книги Best when it counts («Быть лучшим по требованию»).



Часть вторая. Практика

Пожалуй, никогда прежде управлять временем не было настолько трудно, как сегодня. На нашу профессиональную и личную жизнь влия-ет огромное количество внешних факторов, и чтобы сохранять сосре-доточенность, нам требуется высочайший уровень самодисциплины. Раньше любая работа была понятной: все точно знали, из чего состоит их день. Сегодня же многие с трудом определяют, когда следует остано-виться, когда можно передохнуть и когда сделанного уже достаточно. Задачи перетекают одна в другую — и так до бесконечности.

В этой главе я расскажу о том, как распределять ваше время — * часа в день, 6 часов в неделю и 6$ часов в год, — чтобы из-влекать из него максимум пользы. И речь идет не только о работе, но и об общении с семьей, развлечениях, занятиях спортом, отдыхе

и размышлениях о жизни. Я говорю о времени, когда вы можете жить так, как хотите.

Большинство людей не могут встроить в свою жизнь тайм-менедж-мент. Как правило, чем больше у человека времени, тем хуже он им управляет. Я не боюсь это утверждать, поскольку, согласно результа-там исследований, многие люди сами о себе так говорят. Часто они называют в числе худших своих черт такие особенности, как неспо-собность довести начатое дело до конца, неспособность лечь спать пораньше, неспособность выделить время на важные дела, неспособ-ность вовремя прийти на встречу, неспособность организовать свой рабочий день.

Я такой рассеянный.

Я такой забывчивый.

Я вечно опаздываю.

Я такой неаккуратный.

Мне трудно правильно расставлять приоритеты.

Я неисправимый тупица. У меня слишком много дел.

Я ничего не могу контролировать.

Я не знаю, с чего начать.



Среда: тайм-менеджмент

Это весьма распространенные проблемы — что довольно грустно. Еще более грустно, что многие считают, будто это врожденные свой-ства, некоторая предопределенность, с которой ничего нельзя поде-лать. Люди думают, что они должны жить со своими недостатками.

Конечно, все совсем не так. И тайм-менеджмент в первую очередь призван работать с тем, о чем вы уже хорошо знаете, — с привыч-ками.

Нужно не тратить время, а инвестировать в него.

Стивен Кови, автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей»*

Что такое тайм-менеджмент?

Итак, среда посвящена управлению временем, а следовательно, рас-пределению задач. Любой из вас находится в следующей ситуации:

в вашем распоряжении есть определенное время и определенное число задач, которые за это время нужно выполнить. Если не удается справиться со всеми задачами, некоторые приходится откладывать. Промедление необходимо — и даже оправданно — только в том слу-чае, если оно является частью более масштабного плана. Подробнее об этом я расскажу позже.

Рабочие дела растут как снежный ком, мысль о том, что ничего не ус-певаешь, давит все больше — и в конце концов вы просто сдаетесь

и перестаете контролировать свои задачи. Чаще всего это имеет одно из двух последствий. Первое: вы чувствуете себя в тех самых тисках времени, о которых все говорят. Второе: вы погружаетесь в стресс.

* Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития лич-ности. — М. : Альпина Паблишер, 2015.

Как менять настрой в течение дня - student2.ru



Часть вторая. Практика

Я считаю, что «тиски времени» — это абсурд. По крайней мере в том виде, в каком их преподносят СМИ. Благодаря СМИ тиски времени завоевали статус распространенной болезни нашего времени. Но это ложь, поскольку является чистым самовнушением. Я убежден, что можно жить в спокойствии, мире и радости и вместе с тем добивать-ся больших успехов как в работе, так и в любых других занятиях.

Вы можете быть талантливым руководителем и одновременно — прекрасной матерью. Можете активно заниматься предпринима-тельством — и прекрасно устраивать свою личную жизнь. Можете быть первоклассным брокером — и внимательным любящим отцом. Вы можете быть больным, безработным, переживать трудные вре-мена — и одновременно чувствовать, что не тратите время даром и в важных для вас сферах жизни показываете себя с лучшей сторо-ны. В вашем распоряжении ровно столько же времени, как и у всех остальных.

Есть люди, которые посвящают свое время созданию промышленных империй, достижению высот в спорте, обустройству дома или помо-щи другим. А есть те, кто тратит его на поиск оправданий.

Я делаю такое заявление потому, что люди, которые добиваются настоящего успеха, действительно существуют. И для этого они зачастую используют удивительно простые техники. Любой человек способен лучше распределять свое время при помощи незамыслова-тых принципов и рутинных действий.

С чисто технической и практической точки зрения тайм-менеджмент не слишком сложная штука. Но он требует перемен в поведении, что для многих людей трудно сделать. Загвоздка не в том, что люди не понимают, что именно нужно предпринять, а в том, чтобы начать действовать. Создать новую привычку. Именно поэтому многие кни-ги, учебные курсы, семинары в этой сфере не производят должного эффекта — они упускают из виду ментальные аспекты. Трудности управления временем связаны не с планированием насыщенного дня. Трудности — у вас в голове.



Среда: тайм-менеджмент

Многие люди испытывают стресс, потому что слишком много на себя берут, потому что неспособны расставить приоритеты и сказать «нет». Они забывают о важных вещах, потому что слишком о многом должны помнить. В силу целого сонма причин. Хотя должен при-знать, что у некоторых есть серьезные и убедительные причины для негативных эмоций, чувства нехватки времени, потери контроля, неэффективности, неспособности правильно расставлять приорите-ты или выполнять все задачи в течение дня.

Я глубоко уважаю Энн — мать-одиночку с двумя маленькими детьми, которая живет в округе Осло и полдня работает официанткой в отеле в центре города. Она ежедневно тратит три часа, чтобы добраться на общественном транспорте до работы и обратно, вдобавок ей при-ходится отводить одного ребенка в детский сад, другого — в школу, а позже забирать обоих. Энн нужно каждый день готовить обеды, поддерживать чистоту в квартире, стирать одежду, помогать детям с домашними заданиями, навещать больную мать. В промежутках она пытается подготовиться к экзамену, чтобы получить разрешение на поступление в колледж.

Энн еще нет тридцати, но ей некогда встречаться с друзьями

и развлекаться, у нее нет возлюбленного. Она мечтает перекра-сить свою гостиную и отремонтировать велосипед старшего сына, а еще ей надо забрать посылку, давно пылящуюся на почте. Она не может выделить время на спорт, который ей так нравится, а походы за продуктами в отсутствие автомобиля — целая про-блема, поскольку ближайший магазин находится довольно далеко от дома. Денег всегда не хватает, поэтому в выходные, если удается оставить с кем-то детей, Энн подрабатывает в садоводческом мага-зине.

Энн кажется, что времени всегда недостаточно. Родительские собра-ния, пирог для школьной вечеринки по случаю окончания семестра, счета для оплаты, страховая компания, которая хочет пересмот-реть ее договор страхования, а еще звонит тетя Берит и пытается



Часть вторая. Практика

выяснить, что Энн решила насчет Пасхи. Кроме всего этого, есть футбольные тренировки.

И все-таки при помощи нескольких простых действий даже Энн способна добиться перемен к лучшему. Трудно поверить, что можно решить проблемы, которые кажутся непреодолимыми. Но это легче, чем кажется.

Однажды ко мне пришел совершенно растерянный клиент. Из корот-кого разговора выяснилось: его сбивало с толку то, что Дэвид Аллен

в своей книге «Как привести дела в порядок»* называет «пробле-мами». Я попросил клиента записать все дела, которые, по его мне-нию, следовало или хотелось бы сделать в ближайшие дни и недели. Он писал десять минут. В результате перед ним лежал лист бумаги с длинным списком.

— Это все? — спросил я. — Запишите все без исключения! Большие задачи и маленькие.

— Да, кое-что осталось, — ответил он.

Через двадцать минут он закончил. В списке числились дела всех мастей.

«Моя жизнь — сплошная круговерть», — произнес мой клиент. Положение его казалось печальным. Он чувствовал, что не успевает по всем фронтам, и это ощущение ужасно напрягало. Решением стала адская неделя. Я предложил ему ежедневно вставать полпятого и ло-житься в десять. Попросил отложить все малозначительные задачи и сфокусироваться на самых важных пунктах списка.

На следующую встречу он пришел совершенно другим человеком.

Как менять настрой в течение дня - student2.ru

* Аллен Д. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.



Среда: тайм-менеджмент

«Я выиграл по три дополнительных часа в день — то есть пятнадцать часов в неделю. Я переделал кучу дел сам, многие задачи делегировал,

а все, что не успел, занес в свой календарь. Теперь я точно знаю, когда расправлюсь со всеми делами. И я спокоен». Он записал все, что пред-стоит сделать, на листе бумаги и занес эти пункты в календарь. Этот человек вернул себе чувство контроля и понимание происходящего.

Нет, еще не все было сделано, но теперь ему не приходилось постоянно держать это в голове, потому что все задачи оказались в списке, а спи-сок опустел, как только он распределил дела в рабочем календаре.

Наши рекомендации