Административно-правовые методы менеджмента
Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.
В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.
Административно-правовые методы опираются на следующие системы:
- систему законодательных актов страны и региона – федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы – повышение качества жизни населения;
- систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов – цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации;
- систему планов, программ, заданий, так как их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива;
- систему оперативного руководства (власти). Данная система включает:
- распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;
- популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность. Приказы и наказания используются лишь в крайнем случае;
- делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство, которое не может быть делегировано;
- участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность. Целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.
Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:
- организационное воздействие (регламентирование и нормирование);
- распорядительное воздействие;
- организационно-распорядительное воздействие.
Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 4.2.
Рис. 4.2
Административное воздействие определяется объемом полномочий, которым наделен руководитель. Передача части полномочий подчиненным – способ усиления власти менеджера (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Эффективное делегирование полномочий
Рис. 4.4. Характеристика организационного воздействия
Цели административного воздействия:
- регламентация границ деятельности подчиненных руководителю работников;
- постановка задач исполнителям;
- контроль за выполнением задач.
Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов (рис. 4.4).
Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Характеристика распорядительного воздействия
Рис. 4.6. Характеристика организационно-распорядительного воздействия
Особую роль играет организационно-распределительное воздействие (рис. 4.6).
Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объем управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.