Экологическая сертификация в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь
Экологическая сертификация - деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующим законодательством Республики Беларусь и другими нормативными документами, в том числе межгосударственными и национальными документами других стран, введенными в действие на территории Республики Беларусь в установленном порядке.
Основные цели, задачи, принципы экологической сертификации полностью согласуются с общими положениями Национальной системы подтверждения соответствия. В качестве частных задач следует выделить:
- предотвращение загрязнения окружающей среды при производстве, использовании и ликвидации (утилизации, переработки) всех видов продукции;
- обеспечение экологической безопасности оборудования, технологических процессов, производств и продукции;
- внедрение экологически безопасных технологических процессов, оборудования и производств;
- предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции и технологий.
При проведении экологической сертификации обеспечивается конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну. Он не распространяется на случаи, когда продукция или производство представляет опасность для жизни и здоровья людей, их имущества и окружающей среды.
Объектами экологической сертификации являются:
- производства, в том числе системы управления качеством окружающей среды;
- продукция, в том числе способная оказывать вредное воздействие на окружающую среду, здоровье населения, биологические ресурсы;
- другие объекты сертификации, включенные государственным специально уполномоченным органом в области охраны окружающей.
Участниками экологической сертификации продукции и производств являются:
- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
- Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь;
- центральный орган по экологической сертификации продукции и производств;
- аккредитованные органы по экологической сертификации продукции;
- аккредитованные органы по экологической сертификации производств, в том числе систем управления качеством окружающей среды;
- аккредитованные испытательные лаборатории, в т.ч. отделы аналитического контроля системы Минприроды Республики Беларусь;
- держатели экологических сертификатов и Знаков экологически чистой продукции;
- заявители.
Общее руководство подсистемой экологической сертификации в Республике Беларусь, организацию и координацию работ по реализации целей и задач экологической сертификации осуществляет Центральный орган экологической сертификации продукции и производств, действующий под руководством Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и государственного специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
В организационную структуру подсистемы экологической сертификации входят:
- Центральный орган по экологической сертификации продукции и производств;
- Органы по экологической сертификации продукции;
- Органы по экологической сертификации производств, в том числе систем управления качеством окружающей среды предприятий, опытно-экспериментальных объектов, организаций.
Центральный орган по экологической сертификации продукции и производств создается совместным приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь. Он выполняет следующие основные функции:
- участвует в формировании и реализации общей политики в области экологической сертификации продукции и производств;
- разрабатывает и ведет организационно-методические документы подсистемы экологической сертификации;
- формирует перечень показателей, контролируемых при экологической сертификации, и представляет его на утверждение в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь;
- осуществляет методическое руководство и координирует работы по экологической сертификации продукции и производств;
- разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных документов, применяемых при экологической сертификации продукции и производств;
- взаимодействует с Республиканским органом по сертификации, органами государственного надзора за стандартами и средствами измерений, органами по сертификации однородной продукции, услуг, систем качества, по аккредитации испытательных лабораторий, аккредитованными испытательными лабораториями и общественными организациями по вопросам экологической сертификации;
- участвует совместно с Республиканским органом по сертификации в аккредитации и инспекционном контроле органов по сертификации продукции, услуг, систем качества и персонала в области экологической сертификации.
Основными функциями органа по экологической сертификации продукции являются:
- разработка и ведение организационно-методических документов органа, определяющих правила и процедуры экологической сертификации продукции;
- определение перечня показателей, подтверждаемых при экологической сертификации, и представление на утверждение в Центральный орган по экологической сертификации;
- организация и проведение экологической сертификации продукции;
- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
- регистрация экологических сертификатов, выданных органом, и представление информации в Центральный орган по экологической сертификации;
- проведение работ по признанию экологических сертификатов;
- осуществление взаимодействия с Центральным органом по экологической сертификации, органами государственного надзора за стандартами и средствами измерений, органами по экологической сертификации производств и органами по аккредитации испытательных лабораторий, аккредитованными испытательными лабораториями.
Основными функциями органа по экологической сертификации производств, в том числе систем управления качеством окружающей среды являются:
- разработка и ведение организационно-методических документов по экологической сертификации производств, включая системы управления качеством окружающей среды;
- проведение экологической сертификации производств, включая системы управления качеством окружающей среды;
- инспекционный контроль, включая системы управления качеством окружающей среды;
- взаимодействие с Центральным органом по экологической сертификации, органами государственного надзора за стандартами и средствами измерений, органами но экологической сертификации производств и продукции.
Основными задачами аккредитованных испытательных лабораторий (центров, отделов аналитического контроля) являются:
- проведение испытаний (измерений, анализов) объектов экологической сертификации;
- составление протоколов проведения испытаний;
- представление в органы экологической сертификации заключения о возможности выдачи экологического сертификата.
Основными условиями проведения работ по экологической сертификации являются:
- наличие утвержденных в установленном порядке природоохранных требований, на соответствие которым проводится сертификация;
- наличие аккредитованных в соответствии с нормативными документами подсистемы экологической сертификации органов по сертификации, лабораторий (центров), органов по аттестации и специалистов, аттестованных в установленном порядке.
Добровольная экологическая сертификация осуществляется по инициативе юридических и физических лиц на основе договора между заявителем и органом по сертификации продукции и производств. Она проводится на соответствие требованиям природоохранного законодательства, а также требованиям, представленным заявителем и согласованным с Центральным органом по экологической сертификации.
Проведение работ по экологической сертификации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, документами Национальной системы сертификации. Положением по экологической сертификации и включает аналогичные этапы, рассмотренные нами выше при сертификации продукции и систем менеджмента качества.
По результатам сертификации выдается экологический сертификат - документ установленной формы, подтверждающий соответствие объекта сертификации природоохранным требованиям нормативных правовых актов, и проставляется знак экологически чистой продукции, который зарегистрированный в установленном порядке по правилам процедуры экологической сертификации и подтверждает ее соответствие экологическим требованиям.
Держатель экологического сертификата на продукцию имеет право маркировать ее, а также тару (упаковку), эксплуатационную и товаросопроводительную документацию знаком экологически чистой продукции и рекламировать в средствах массовой информации.
Таким образом, экологическая сертификация направлена на стимулирование производителей к использованию технологических процессов и выпуск>' товаров, которые минимально загрязняют окружающую среду, и гарантирует потребителю безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества.
Системы экологической сертификации в настоящее время существуют во многих странах: Австрии, Канаде, Чехии, Словакии, Венгрии, Нидерландах, Германии и др.
Во Франции с 1992 года было введено экологическое маркирование знаком «NF Environment», который присваивается непродовольственной продукции на основании определения критериев, отнесенных ко всему жизненному циклу.
В Нидерландах еще более расширены определения экологических критериев на продукцию: при экологической сертификации осуществляется анализ потребления энергии и сырья, эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду, возможность многократной регенерации и др.
В Швеции с 1970 года введена экологическая система знака «Hall Sverge rent», которая также использует методику определения критических показателей на всей протяженности жизненного цикла.
На основе американской системы экологической сертификации заговорили о способах, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Знаком в виде широкой прерывающейся спиралеобразной ленты со стрелкой («ресайклинг» - петля Мебиуса) обозначают товары или упаковку, изготовленные из вторичного сырья (например, из полимеров), а также поддающиеся повторному использованию. Содержание в них вторичного сырья составляет не более 30%. Данный знак олицетворяет замкнутый цикл «создание - применение - утилизация - воссоздание».
Способы и призывы не загрязнять окружающую среду упаковкой, сдавать ее на вторичную переработку или складывать в специальные мусоросборники могут иметь изображение человека с мусорным баком.
В Германии развитие экологической сертификации связано с широким распространением в конце 70-х годов программ ООН по защите окружающей среды. Продукция, маркированная знаком «Голубой ангел» отвечала установленным критериям, гарантировавшим экологическую безопасность. Например, автомобиль, имеющий такой экологический знак, был оборудован надежной системой очистки выхлопных газов: стиральные порошки имели небольшое содержание экологически опасных веществ, которые после использования порошка быстро разлагались на более безопасные компоненты и т.п.
Одним из наиболее распространенных направлений, приобретающих в последнее время характер транснационального, является адаптация нового немецкого законодательства об утилизации и вторичном использовании упаковки с нанесением экологического знака на упаковку - «Зеленая точка» (Der grime Punkt).
«Зеленая точка» размещается на упаковке и обозначает, что:
- на нее распространяется гарантия возврата, приема и вторичной переработки маркированного упаковочного материала;
- производитель или продавец маркированного товара подписали с фирмой DSD, разработавшей этот знак, контракт на использование знака «Зеленая точка» и вносят соответствующую лицензионную плату; после использования маркированная знаком упаковка является собственностью одной из организаций, действующих в рамках DSD;
- расчет лицензионной платы производится в зависимости от объема, иногда размера или массы упаковки;
- финансирование этих организаций осуществляется за счет средств, полученных от продажи права маркирования упаковки товаров знаком «Зеленая точка»;
- контракт на право использования знака «Зеленая точка» чаще всего заключается с изготовителем товаров, но иногда при продаже безымянных товаров через торговую сеть этот контракт может быть заключен с торговой организацией;
- подписанный контракт учитывает только определенные виды упаковки, на которые существует гарантия вторичной переработки;
- лицензионная плата за использование этого знака применяется только для товаров, продаваемых на рынке Германии;
- экспортные товары не используются для финансирования системы независимо от того, маркированы они знаком «Зеленая точка» или нет.
В настоящее время многие страны мира, особенно западноевропейские, заинтересованы во внедрении у себя системы, подобной немецкой. Похожие системы внедряются во Франции и Голландии; продолжается обсуждение директив, касающихся вторичной переработки упаковки в рамках ЕС. Наличие экологического сертификата является определяющим фактором конкурентоспособности продукции.
Позже на основе немецкой системы экологической сертификации и знака «Голубой ангел» была разработана региональная система экологическая сертификации Европейского содружества (ЕС) и знак экологической маркирования ЕС - «СЕ». Ее принципы основаны на превентивных мероприятиях: легче предупредить опасность и убытки, чем ликвидировать источники загрязнения окружающей среды.
Дополнительная экологическая маркировка, рекомендованная Советом ЕС, включает знак в виде цветка, бутон которого состоит из звездочек, а пестик имеет форму буквы Е. Он может быть двух цветов — зеленого и голубого, а может быть нанесен черным или белым цветом на белый или черный фон. Эта маркировка не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты.
В настоящее время экологические стандарты ISO I4000 начинают широко применяться и в Беларуси. Некоторые предприятия, экспортирующие продукцию, уже столкнулись с необходимостью экологической сертификации. Внедрение экологических стандартов поддерживается и государством с целью сохранить место на мировом рынке в борьбе с конкурентами, и покупателями, которые будут выбирать среди аналогичных товаров продукцию, помеченную знаками экологического стандарта, поскольку она наносит наименьший ущерб человеку и окружающей среде. Так, отдельные российские и белорусские изготовители тоже начали маркировать свою продукцию знаком «Зеленая точка». Однако при отсутствии отлаженной системы вторичного использования и утилизации наличие этого знака на упаковке не обязывает специализированные организации принимать и перерабатывать упаковочные материалы со знаком «Зеленая точка».