Специальные формы деловых коммуникаций
В практике менеджмента разработаны специальные формы деловых коммуникаций, успешное использование которых позволяет повысить качество и продуктивность деловых коммуникаций. К специальным формам можно отнести:
- беседы;
- телефонные разговоры;
- совещания;
- переговоры;
- конференции.
Система коммуникаций
В эпоху информационно-коммуникационных технологий необходимым ресурсом развития общества стали информация и коммуникация, несущие людям совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах, событиях. С помощью информации и коммуникации происходит адаптация и социализация индивидуума в социуме, устанавливаются уважительные, партнерские отношения между государством и обществом.
Все информационные коммуникации можно разделить на внешние и внутрикорпоративные.
Тактическими задачами внешних коммуникаций являются:
- постоянное информационное сопровождение деятельности первого лица и топ-менеджеров;
- постоянное взаимодействие с органами государственной власти, бизнес-сообществом и широкой общественностью;
- информирование основных аудиторий о целях и результатах деятельности организации;
- контроль актуального состояния информационного поля и публичной репутации организации.
Задачами внутрикорпоративной деятельности являются:
- информационный обмен в системе горизонтальных коммуникаций между подразделениями организации;
- взаимодействие с дочерними и зависимыми предприятиями организации;
- информирование рядовых сотрудников о целях и текущем положении организации в рамках развития системы мотивации персонала.
Таким образом, информационно-коммуникационная система направлена на реализацию основных стратегических задач, а также на нейтрализацию политических, социальных, имиджевых рисков, возникающих в процессе деятельности орагнизации. При решении этих задач используются различные инструменты трансляции и коммуникативные каналы передачи информации: общественно-политические, деловые и отраслевые СМИ, центральное и кабельное телевидение, служебные документы, личные связи и персональные коммуникации, интернет- пространство, адресная рассылка, прямая реклама, кросс-продажи, скидки, различные пакеты услуг, разнообразные акции и PR-кампании, лотереи, конкурсы и пр.
11.6. Стратегический менеджмент. Виды стратегий. Разработка и реализация перспективных и текущих планов
Стратегический менеджмент – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
В процессе реализации стратегического решения формируются следующие задачи:
- определение цели;
- формировании программы или плана;
- разработка алгоритма выполнения программы;
- формирование организационной структуры, обеспечивающей выполнение программы;
- определение и нахождение необходимых источников финансирования;
- реализация стратегических программ, включая контроль за ходом реализации;
- корректировки стратегии в зависимости от изменения ситуации.
Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им миccии предприятия и стратегических целей в любой области деятельности. Стратегическая программа или план представляет собой технологический документ, предусматривающий постановку цели, конкретную постановку задачи, срок ее исполнения, назначение ответственных за реализацию цели и решение задачи, источники финансирования, алгоритм решения задачи и получение необходимого результата.
Различают следующие виды стратегий:
1. Стратегии стабильности
1.1 Стратегия паузы заключается в намеренной приостановке темпа роста сбыта.
1.2 Стратегия осторожного продвижения – поддержание стабильной работы бизнеса в благоприятных, но неясных перспективах.
1.3 Стратегия «без изменений» заключается в сознательном «замораживании» ситуации на рынке.
2. Стратегии роста
2.1 Стратегия концентрированного роста – стратегия, связанная с изменением продукта или рынка.
2.2 Стратегия интегрированного роста – стратегия, при которой фирма расширяется за счет добавления новых структур.
2.3 Стратегии диверсифицированного роста
3. Стратегии сокращения или отхода – когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного роста.
3.1 Стратегия сокращения расходов
3.2 Стратегия сокращения
3.3 Стратегия «сбора урожая»
3.4 Стратегия ликвидации
Инструментом реализации стратегии является планирование.
Планирование - это процесс практического воплощения стратегии, принятия совокупности взаимосвязанных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем.
План - официальный документ, в котором отражаются: прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед предприятием.
Перспективные планы на предприятии разрабатываются на период свыше одного года. Перспективные планы обычно разрабатываются в форме набора целей; целевых комплексных программ; стратегических планов; бизнес-планов и т.д. При этом положения долгосрочных планов, обозначенные там лишь в общих чертах, преимущественно в качественных показателях, развиваются и конкретизируются в среднесрочных, уже в количественных, распределяются по срокам и дополняются системой балансов.
В рамках перспективного планирования создаются планы: разработки новых продуктов; снижение издержек; внедрения новшеств; слияний и поглощений; развития производства и управления; и пр. Посредством такого рода планов на основании стандартных процедур определяются шаги, которые необходимо предпринимать в будущем для достижения целей предприятия.
Их разработка начинается с выбора перспективных целей. Затем на основе оценки имеющихся ресурсов происходит определение политики предприятия, выбор правил и процедур, разработка альтернатив.
Текущее планирование - это планирование на срок до одного года. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах. В них с помощью бюджетов и финансовых смет увязываются все направления деятельности предприятия на предстоящий период. Краткосрочные планы разрабатываются в виде производственных программ на срок от нескольких недель до года. Их непосредственными объектами являются объем выпуска продукции, движение персонала, материально-техническое обеспечение.
Оперативное планирование определяет последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска каждого вида изделий и их партий по дням недели; маршруты движения, загрузку технологических линий и т.п.
В оперативных планах перечисляются объем и конкретные виды продукции, которая должна быть произведена.