Управление производительностью
Улучшение деятельности предприятия большей частью зависит от методов и способов управления им, а также от результатов работы каждого сотрудника.
В практике менеджмента разработана градация показателей производительности (автор Роберт И. Нолан):
Градация фактора (производительность), % | Содержание |
Обычный уровень производительности, серьёзных мер для её повышения не предусматривается, исполнитель за всё время выполняет лишь половину регламентированной работы | |
Минимально допустимый уровень | |
Нижняя граница производительности, на которую должен выйти исполнитель, имеющий определённый стаж работы | |
Уровень производительности, который может обеспечить средний работник соответствующей квалификации без чрезмерного напряжения сил | |
Уровень, на который ориентирует обычно система материального поощрения. “Средний” работник может работать на таком уровне с существенным напряжением сил | |
Может быть достигнута при максимальном напряжении сил и лишь очень хорошим мастером |
Задача менеджеров - отыскать такую систему стимулирования, которая в наибольшей мере отвечала бы физиологическим и психологическим возможностям человека и позволила бы ему работать без ущерба для здоровья.
Менеджмент и показатели хозяйственной деятельности предприятия
Для принятия управленческого решения очень важен анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Группа показателей хозяйственной деятельности предприятия | Показатели |
Оценочные | 1. Объём продаж 2. Прибыль 3. Ликвидность после осуществления новых капиталовложений 4. Ликвидность после уплаты дивидендов 5. Доля рынка сбыта 6. Показатели качества продукции 7. Показатели уровня обслуживания потребителей 8. Показатели подготовки и переподготовки кадров |
Показатели издержек Производства | 1. Амортизация 2. Затраты на оплату труда 3. Затраты на материалы и т.д. |
Относительные | 1. Рентабельность производства 2. Рентабельность продукции 3. Индекс совокупной факторной производительности 4. Фондоотдача 5. Коэффициент оборачиваемости 6. Показатели структуры издержек 7. Доля основного капитала в объёме продаж |
Управление экономическими отношениями предприятия
Особенности системы управления предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.
Проводимая в стране экономическая реформа предполагает коренное изменение сложившихся методов стратегического развития самих предприятий и государственного регулирования экономики. Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Сферой государственного регулирования все больше становятся макроэкономические преобразования, а общей тенденцией является децентрализация управления и смещение основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом ко все большей экономической самостоятельности предприятий, прежде всего на базе развития на них отношений собственности. Каждое предприятие вынуждено в основном самостоятельно выбирать путь выхода из кризиса и вхождения в рынок.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение экономического потенциала предприятия.
2. Методы, используемые при оценке конкурентоспособности потенциала.
3. Составляющие конкурентоспособности товара.
4. Стратегия управления предприятием в зависимости от жизненного цикла товара.
5. Поведение менеджера в инновационной политике.
6. Назовите показатели эффективности менеджмента.
Ситуации для обсуждения
1. Предприятие создаёт новый товар. Каковы должны быть условия для усиленной реализации поставленной задачи ?
2. Приведите примеры решения инновационных проблем с позиций стратегии менеджмента, опираясь на опыт тульских предприятий.