Решетка менеджмента». Значения различных способностей и знаний для выполнения менеджером определенных видов работ
Основой поведенческой школы менеджмента является мотивация к труду. Представители этого направления Роберт Блейк и Джейн Моутон для правильной ориентации менеджеров, определения важности поставленных ими целей и повышения квалификации разработали “решетку” менеджмента.
Идея Р.Блейка и М. Моутона — любой результат достигается в “силовом поле” между производством и человеком, при этом стили руководства можно выделять по двум признакам:
- степень, с которой руководитель заботится о работниках;
- заинтересованность руководителя в повышении производительности труда.
| ||||||||||||||||||
ВЧ — внимание к человеку | ||||||||||||||||||
| ВП — внимание к производству | |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
Характеристика менеджера | ||||
9.1 | 1.9 | 5.5 | 1.1 | 9.9 |
Жесткий курс администратора. Повсеместный контроль. Подчинённые отказываются от решения проблем. Рост текучести кадров | Девиз: “И на предприятии надо оставаться человеком”. Возможность пообщаться не упускается. Производитель-ность на втором месте | Девиз: ”Не хватать звёзд с неба”. Волшебная сила компромисса. 50% возможного при половинной заинтересован-ности в труде | Ни к чему не стремится: ни к производственным результатам, ни к гуманным условиям работы | Идеал. Кредо: так построить работу, чтобы подчинённые видели в ней возможность самореализации и подтверждения собственной значимости |
Управленческая решетка («решетка менеджмента») используется менеджерами для выработки оптимального лидерского поведения через участие в программах обучения и подготовки, специально разработанных для выработки у них стиля 9.9.
Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутон оказывает значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявлять ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.
Вопросы для повторения
1. Трудовые ресурсы как фактор повышения эффективности производства.
2. Раскройте содержание теорий на природу человека.
3. Мотивация труда в менеджменте.
4. Покажите на примерах предприятий эффективность групповой работы.
Ситуации для обсуждения
1. В крупных фирмах Запада менеджерами проводится дифференцированная политика трудовых ресурсов: Выделяется "ядро" и "периферия". Объясните преимущества.
2. Около 1 млн "кружков качества" Японии объединяют более 10 млн работников. Почему именно эта фирма групповой работы столь актуальна? Сформулируйте принципы организации труда в таких кружках.
3. Разработайте систему вознаграждения за труд конкретного (условного) предприятия, руководствуясь принципами М.Бефа.