Понятие методов менеджмента, механизм их воздействия на объект управления. Классификация методов менеджмента
Менеджмент — это творчество, основанное на применении методов.
Метод менеджмента — способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга.
Параметр | Метод | ||
экономический | административно- | социально- | |
правовой | психологический | ||
1. Основа использования | Экономические законы и экономические интересы | Законы государственности и права, правовые интересы | Законы социально-психологического развития, социальные интересы |
2. Орудия воздействия | Экономические формы | Административно-правовые и организационные формы | Социально-психологические факторы |
3. Необходимо соблюдать | Экономическую среду | Организационно- правовую среду | Благоприятный социально-психологический климат |
4. Место в рыночной экономике | Исходный и основополагающий метод | Вспомогательный метод | Обеспечивающий и основополагающий |
5. Главная нагрузка в аппарате управления принадлежит | Экономическими службами | Руководителю с аппаратом управления и контроля | Общественным организациям и руководителю |
В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.
Метод | Реализуемая потребность | |||
Социальная | Познавательная | Физическая | Безопасность | |
Экономический | + | - | + | - |
Административно-правовой | + | - | - | + |
Социально-психологический | + | + | - | - |
Итак, все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека - признание, уважение, самоутверждение.
Высшей потребностью является познавательная — самовыражение, свобода, развитие личности.
Правила выбора методов менеджмента
Экономические методы управления
Экономические методы менеджмента — комплекс способов и приёмов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.
Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента — их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов.
Ниже рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.
Коммерческий расчёт
Коммерческий расчёт синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.
Характеристика коммерческого расчёта:
Область использования | Принцип действия |
1. Ценообразование | Приспособление уровня и структуры цены к требованиям и условиям рынка |
2. Издержки производства | Снижение затрат на каждой ступени производственного цикла путем: — совершенствования технологии; — разработки новых видов продукции при повышении качества; — повышения производительности труда; — экономии накладных расходов и др. |
3. Финансирование и Кредитование | Перемещение средств между подразделениями для получения устойчивой прибыли в масштабах всего предприятия; обеспечение лучших условий получения займов и кредитов |
В рамках коммерческого расчёта в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчёт — система взаимоотношений внутри предприятия. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В этом случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по существу. Такие цены устанавливаются в рамках той политики ценообразования, которую проводит руководство. Отношения в рамках внутрифирменного расчёта основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки.
Коммерческий расчёт | Внутрифирменный расчёт |
1. Предполагается ведение расчётов между различными собственниками внутри предприятия | 1. Осуществляется в рамках собственности единого подразделения |
2. Цены отражают реальный процесс производства |
|
В отличие от хозяйственного расчёта, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчёт предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.
Цены и ценообразование
Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.
В современных условиях наиболее распространён метод ценообразования по принципу “полных издержек”, предполагающий установление уровня цены с учётом издержек производства плюс целевая норма прибыли.
Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объём производства в тот или иной период, а на заданный объём продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 - 80 %) с учётом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса.
Необходимо знать структуру цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции и стабильности получаемой прибыли.
Финансирование
Важнейший инструмент финансовой политики — обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.
Кредитование
С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.
С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счёт процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.
Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка.
Налоговая система
Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причём одни из них за счёт валового дохода, другие — непосредственно из прибыли.
Существует установленная законодательством очерёдность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем — все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины, и наконец остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.
Страхование
Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений:
Вид страхования | Объект страхования |
1. Имущественное | Материальные ценности |
2. Социальное | Уровень доходов граждан |
3. Личное | Жизнь, здоровье и трудоспособность граждан |
4. Страхование собственности | Обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального или иного ущерба, если он был нанесён другим лицам |
5. Страхование предпринимательских рисков | Риск неполучения прибыли или образования убытка |
Маркетинг
Маркетинг является инструментом, направленным на изучение и учёт спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объёмах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам. Итак, маркетинг — инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, — и рыночных отношений. Смысл действия этого механизма: потребитель диктует свои условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путём формирования, в свою очередь, определённых потребностей.