Основные этапы в развитии теории менеджмента
Понятие "научное управление" ввел представитель американских фрахтовых кампаний Луис Брандейс в 1910 году.
Теоретик в области управления 30 - 40-х годов ХХ века Лютер Гьюликотмечал, что управление становится наукой, так как систематически изучает явления, стремясь понять почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.
По существу первым менеджером становится английский промышленник Роберт Оуэн. На своей прядильной фабрике в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1820 г. Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности, взаимоотношений рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигурой.
Первым учебником по управлению считается книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Ч. Бебиджа "Экономика машин и производства" (1832 г.).
Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента является Ф.Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах "Научная организация труда" (1912 г.), "Научные основы организации промышленных предприятий", "Тейлор о тейлоризме". Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.
Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.
Тейлор сформулировал следующие функции менеджмента:
Итак, общая характеристика научного менеджмента Ф.Тейлора:
Теоретически работы Ф.Тейлора были обоснованы инженером-социологом М.Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, - наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М.Вебера. На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось.
Развитие идей Ф.Тейлора было продолжено французским инженером А.Файолем. В своей книге "Общее и промышленное управление" (1916 г.) он разбил все операции на предприятии на группы:
· технические (производство, обработка);
· коммерческие (покупка, продажа, обмен);
· финансовые (привлечение капитала и эффективное его использование);
· страховые (охрана собственности и личности);
· учетные (бухгалтерия, статистика, инвентаризация);
· административные.
Относительная важность этих операций для персонала и предприятия (по А.Файолю):
Категория персонала, | Значимость операции, % | |||||
Группа предприятий | технической | коммерческой | финансовой | страховой | учетной | администра- тивной |
персонал | ||||||
Рабочий | - | - | ||||
Мастер | - | |||||
Начальник цеха | - | |||||
Начальник службы | ||||||
Директор | ||||||
предприятие | ||||||
Малое | ||||||
Небольшое | ||||||
Среднее | ||||||
Крупное | ||||||
Объединение |
Согласно А.Файолю управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций, причем последнюю А.Файоль и отнес к управлению.
А.Файоль выделил следующие функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки:
Общая характеристика функционального менеджмента А.Файоля:
Описанные выше положения характеризуют первый этап развития менеджмента - ДЕЛОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.
Научный
менеджмент
Ф. Тейлора
Деловое
Бюрокра- администрирование Функци-
тическое ональный
администрирование менеджмент
М. Вебера А.Файоля
В 20-30-е годы ХХ века в США проводились теоретические исследования человеческих отношений на производстве, которые были первой попыткой сконцентрировать менеджмент на человеческом факторе. Главная цель разработок заключалась в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Эта идея лежит в основе второго этапа развития менеджмента - МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ .
Основателем второго этапа является Э.Мэйо, исследовавший зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места.
Поведение человека в производственной среде изучали Д.Карнеш, М.Смолл, М.А.Робер, М.Вудкок, Д.Френсис и другие. Из советских ученых (20-е годы, СССР) следует отметить труды А.К.Гастева: "Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка (машины, орудия)".
Взгляды Э.Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Д.Макгрегора.
Второй этап развития менеджмента:
Третий этап развития менеджмента связан с именами П.Дюпона и А.Слоана, которые отмечали, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую, а не замкнутую систему. Идея МЕНЕДЖМЕНТА БИЗНЕСОМ - ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.
Современный, четвертый, этап развития менеджмента - СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - связан с именем П.Драккера. Идея этапа - каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед обществом.
Научные школы менеджмента
Вклад направления | Примечания |
Школа научного управления (1885-1920 г.г.) | |
1.Использование анализа для определения лучших способов решения задач | Ф. Тейлор Ф. Гилберт |
2.Обеспечение работников ресурсами | Г. Гнат |
3.Систематическое использование материального стимулирования | |
4.Отбор работников и их обучение | |
Классическая (административная) школа управления (1920-1950 г.г.) | |
1.Развитие принципов управления | А. Файоль |
2.Развитие функций управления | |
3.Систематизированный подход к управлению всей организации | |
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930-1950 г.г.) | |
1.Использование приемов управления межличностными отношениями | М. Фоллетт Э. Мэйо |
2.Применение наук о человеческом поведении | Ф. Херцберг |
Количественный метод (с 1950 г. по настоящее время ) | |
1. Разработка и применение математических моделей в управлении | С.Форрестр Э.Райф |
2. Развитие количественных методов в принятии решений | С.Саймон |
Попроцессный подход ( с 1920 г. по настоящее время ) | |
Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления) | Ф. Тейлор Р.Черчмен В.Вудфорт |
Системный подход ( с 1950 г. и по настоящее время ) | |
Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в целое | А.Слоан П. Дюпон Р. Скотт |
Ситуационный подход ( с 1906 г. по настоящее время) | |
Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами | П. Дракер У. Марч Р.Томпсон |