Прогнозирование в социально-экономических системах.
Под социально-экономической системой принято понимать совокупность социально-экономических объектов, характеризующихся определенным набором связей между ними и их частями, функционирующих как единое целое и подчиненных единой цели. В качестве основных видов социально-экономических систем можно назвать следующие: 1) национальная экономика в целом; 2) отраслевые социально-экономические системы; 3) региональные социально-экономические системы; 4) различные типы предприятий.
Важным и исходным элементом управления социально-экономическими системами является прогнозирование, которое представляет собой вид деятельности, направленный на предвидение будущего состояния любой социально-экономической системы. Результатом этой деятельности является разработка комплекса прогнозов, представляющих собой вероятностное суждение о будущем состоянии любой социально-экономической системы или ее элементов и подсистем.
Прогнозирование непосредственно связано с выработкой стратегии развития социально-экономических систем на основе анализа и оценки различных альтернативных вариантов их развития.
Планирование представляет собой вид деятельности, направленный на выбор оптимальной альтернативы развития социально-экономической системы в целом, рассчитанный на определенный период времени.
Если прогноз есть заключение о предстоящем реально возможном, но неизвестном еще состоянии или развитии социально-экономической системы (показывает, что может произойти), то план дает представление о том, что должно произойти.
Организационные отношения в системе менеджмента.
Организационные отношения в системе менеджмента — своеобразная форма разделения полномочий
Организационные отношения в системе менеджмента призваны в полной мере обеспечить выполнение конкретных и общих задач управления, должны сохранять в целостности горизонтальные и вертикальные связи и разделение функций менеджмента. Вертикальное распределение определяется количеством уровней менеджмента, а также их директивными отношениями и подчиненностью. Что касается горизонтального разделения, то можно сказать, что оно определяется отраслевыми признаками, и может быть ориентировано на изготавливаемые изделия, вспомогательные процессы промышленного производства или пространственные условия производственного предприятия. В этих случаях организационные отношения в системе менеджмента регулируются распределением конкретных задач по структурным подразделениям предприятия. Кроме того, организационная структура в многом определяет компетентность в решении конкретных задач, а также взаимодействие отдельных элементов. Таким образом, создается иерархическая структура организации.
Организационные отношения в системе менеджмента являются своеобразной формой разделения обязанностей по управлению производственным процессом. В этом случае каждая должность и подразделение формируются для выполнения конкретных работ или определенных функций. Для того чтобы эффективно справляться со своими обязанностями, должностным лицам (руководителям подразделений) предоставляются определенные права на управление ресурсами. Но в то же время они несут полную ответственность за выполнение задач, стоящих перед подразделением. Таким образом, схема организационных отношений отражает положение должностей и подразделений и характер существующих между ними взаимосвязей.
Делегирование.
Делегирование — процесс передачи полномочий или части полномочий сотрудникам (подчиненным). Делегирование — это способ эффективного управления, при котором происходит передача задачи, а также полномочий и ответственности на выполнение другим лицам.
Преимущества,которые дает делегирование: 1.Руководитель не работает сверхурочно, чтобы закончить дела, что позволяет ему больше тратить время на отдых и восстановление сил.
2.Задачи выполняются за меньшее время, чем, если бы работал один человек.3.Повышается уровень доверия между начальником и подчиненными, сплоченность коллектива.Прежде всего выясним, что можно делегировать, а что - нет. Итак, делегировать в любом случае надо:рутинную работу; специализированную деятельность (т.е. ту деятельность, которую ваши сотрудники могут выполнить лучше, чем вы); частные вопросы; подготовительную работу; предварительная формулировка (но не окончательная фиксация!) целей, планов, программ и проектов, по которым вы должны принимать решения. ; участие вместо вас в совещаниях, на которых ваши проекты и предложения могут быть изложены вашими сотрудниками. Никогда не подлежат делегированию: такие функции руководителя, как: постановка целей; окончательное решение по стратегическим вопросам; контроль результатов; мотивация сотрудников; задачи особой важности (задачи группы А); задачи высокой степени риска; необычные, исключительные дела; актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснений или перепроверки; конфиденциальные задачи.