Различия между стратегией и тактикой
Основные понятия стратегического менеджмента
1.Цель. Стратегия. Миссия. Философия.
2. Стратегия и стратегическое.
3. Стратегическое управление.
4. Этапы стратегического управления.
Цель:
желаемый результат (предмет стремления); то, что хочется осуществить.
чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть.
предвосхищаемый в сознании результат деятельности.
идеализированное представление о результате, которого стремятся достичь.
Т.О. Сформулировать цель (принять решение) – сформулировать целевой образ для его последующей практической реализации (не просто создать фирму, а какую, где, когда, на какие средства и т.п.). В противном случае – это мечта.
Достичь цели– объективировать целевой образ (построить дом, создать предприятие и т.п.)
Томсон, Стрикленд. Цели – это место назначения, а стратегия – это средство его достижения (цель – прибыль, стратегия – совершенствование качества товаров и услуг).
Костин – нет смысла противопоставлять цели и средства, это все – цели. Не стратегические (общие) цели – стремление выжить. Достичь успеха и т.п. Стратегические цели фиксируют будущие параметры организации – перспектива, план.
Т.О. стратегия – вид цели:
- на основе характеристик – качество товара или услуги;
- преимущество фирмы относительно других;
- ролевой аспект – изменение организации (перспектива корпорации):
- личностный (субъективный) аспект
Под целью предприятия понимают идеальное или желательное состояние объекта управления.
Цели по времени достижения могут быть:долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.
Процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз:
1) выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются во внешней среде фирмы;
2) установление целей для организации в целом;
3) построение иерархии целей;
4) установление индивидуальных целей.
Цель - это планируемый результат деятельности, чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть.
Задача - способ действий, средства, которые приведут к конечному результату.
Непременным условием эффективного управления является соответствие цели и средств ее достижения.
Успешные компании отличаются целым комплексом взаимосвязанных и взаимодополняющих целей. Для постановки целей рекомендуется использовать методику SMART . Постановка целей - методика SMART
SMART – это аббревиатура следующих пяти английских слов: Таблица 3
Specific (конкретны) Что? | Цели должны быть настолько ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования. Предельно конкретная и чётко описана. |
Measurable (измеримы) Сколько? | Цели должны выражаться количественно, фиксируя каким должен быть результат, если цель достигнута. Важно выделять не только конечные, но и промежуточные критерии оценки - чтобы можно было проверить, насколько Вы продвинулись в выполнении своей цели. |
Аchievable (достижимы) Возможно ли это? Каким образом? | Цель должна быть достижима с точки зрения наличия ресурсов и возможности достижения. При этом вызывающая цель мотивирует к достижению лучших результатов, т.е. цель должна требовать приложения усилий для достижения. |
Relevant (значимы) Зачем? | Цели должны соотноситься с другими целями. Необходимо соотносить данную цель с другими стратегическими и жизненными целями и оценивать их значимость лично для себя. |
Timebounded (определены во времени) | Цель должна быть ограничена временными рамками. Определена по времени, по срокам ее достижения. |
При установлении целей необходимо руководствоваться интересами всех заинтересованных в деятельности предприятия групп (стейкхолдеров). Стекхолдерами могут быть: акционеры, потребители, сотрудники, кредиторы, поставщики, государственные органы. Цели должны устанавливаться не только для организации в целом, но и для каждого структурного подразделения. После того, как стратегические цели предприятия сформулированы, определяются пути их достижения, то есть разрабатывается стратегия.
Стратегия – это тоже целевой образ, в котором фиксируются различные аспекты (или их совокупность) предприятия в будущем. Перспектива, план, преимущество.
Стратегия расширяет человеческие возможности, поскольку позволяет реально оптимизировать процессы управления будущим.
При грамотно выбранной стратегии происходит преображение случайного движения в системное, что резко повышает эффективность предлагаемых действий.
Задача стратегии – удержать точку настоящего и будущего одновременно. Это удается сделать путем структурирования ситуации таким образом, что переход к будущему моделируется как ряд последовательных шагов, в рамках которого постепенно элементы настоящего заменяются на элементы будущего.
Стратегия решает те проблемы, которые не могут быть решены тактикой. Стратегия позволяет осуществить переход между разными точками континуума пространства-времени. Она накапливает элементы будущего в настоящем, исходя из этого можно понять потребности будущего в настоящем: что именно нужно для того, чтобы сблизить точки будущего и настоящего наименее болезненно
Тактика занимается проблемами в пределах одной точки.
Оперативный план – для существующей стратегии.
Оперативное управление – управление функционированием фирмы или предприятия, когда не происходит существенных изменений, она сохраняет свою тождественность.
Тактическое управление – изменение не целевого образа, а способов достижения цели. Инструменты: набор персонала, создание запасов, сглаживание, ранжирование (нормирование).
Планирование или выбор стратегии.
Формирование альтернативных направлений развития предприятия, их оценка и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации.
Стратегические планы:
По видам В.А.Костин выделяет не долговременные и кратковременные планы. План является стратегическим, если в нем заложен страт.проект (соотношение понятий «страт.проект» и «стратегия»). Исходя из данного определения проекта, планы бывают
- полипроектными – используются на коммерческом предприятии, производящем один товар или услугу
- монопроектными – в бизнесе – на предприятиях, которые производят несколько видов товаров или услуг, вне бизнеса – при управлениями территории (специфика, связанная с субъектами управления, способами финансирования и т.п.).
По сферам применения: коммерческие, государственные, муниципальные.
I. стратегический проект – комплекс конкретных стратегий, связанных между собой, синтез стратегий, сложная комбинация, творчество менеджера.
Включает разные цели, касается различных аспектов деятельности фирмы: товар/услуга, технология, оргструктура, персонал, ресурсы. По каждому из перечисленного может быть обозначена цель. Совокупность целей – стратегический проект.
Виды проектов:
а) По масштабность стратегических изменений
– полный – обновление всех элементов стратегии в своем составе. Изменяется продуктовая стратегия перепроектирование всех элементов организации.
- частичный – обновление других элементов. Тот же товар, но другой масштаб.
Не все изменения внешней среды требуют изменения стратегии, ряд из них фирма может компенсировать. Страт.реакция порождается некомпенсируемыми изменениями.
б) По характеру реакции на внешнюю среду:
- реактивные (защитные)
- наступательные. источник – сотрудники (школа обучения).
II. Стратегическая программа (более подвижная часть), определяющая способы реализации проекта.
Реализация проект начинается с изменений во внутренней среде (орг.структуре, ценностей, коммуникаций и т.п.). Реализуемая стратегия вытесняет предшествующую (предшествующие ценности, продукт, технологию).
Стратегический анализ как обеспечительный процесс (сквозной).
Воплощение в жизнь через разработку программ, бюджетов и процедур (краткосрочные и среднесрочные планы реализации стратегии).
Важнейшими составляющими являются ресурсы, система управления, организационная структур и персонал, который будет реализовывать данную стратегию
III Контроль за реализацией стратегических планов
Может осуществляться через систему обратной связи. В процессе контроля может происходить корректировка предыдущих этапов.
Сбалансированная система показателей (BSC)
ССП— сравнительно новая технология. разработана на основе выводов исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Робертом Капланом и президентом консалтинговой фирмы Дэвидом Нортоном Исследование проводилось с единственной целью: выявить новые способы повышения эффективности деятельности и достижения целей бизнеса.
Рис 4. Сбалансированная система показателей
Суть системы ССП коротко формулируется двумя основными положениями:
· одних финансовых показателей недостаточно для того, чтобы полностью и всесторонне (сбалансировано) описать состояние предприятия, их нужно дополнить другими показателями;
· данная система показателей может быть использована не просто как комплексный индикатор состояния предприятия, а как система управления, которая обеспечивает связь между стратегическими целями собственников или и операционной деятельностью менеджмента предприятия.
Основные понятия стратегического менеджмента
1.Цель. Стратегия. Миссия. Философия.
2. Стратегия и стратегическое.
3. Стратегическое управление.
4. Этапы стратегического управления.
Цель:
желаемый результат (предмет стремления); то, что хочется осуществить.
чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть.
предвосхищаемый в сознании результат деятельности.
идеализированное представление о результате, которого стремятся достичь.
Т.О. Сформулировать цель (принять решение) – сформулировать целевой образ для его последующей практической реализации (не просто создать фирму, а какую, где, когда, на какие средства и т.п.). В противном случае – это мечта.
Достичь цели– объективировать целевой образ (построить дом, создать предприятие и т.п.)
Томсон, Стрикленд. Цели – это место назначения, а стратегия – это средство его достижения (цель – прибыль, стратегия – совершенствование качества товаров и услуг).
Костин – нет смысла противопоставлять цели и средства, это все – цели. Не стратегические (общие) цели – стремление выжить. Достичь успеха и т.п. Стратегические цели фиксируют будущие параметры организации – перспектива, план.
Т.О. стратегия – вид цели:
- на основе характеристик – качество товара или услуги;
- преимущество фирмы относительно других;
- ролевой аспект – изменение организации (перспектива корпорации):
- личностный (субъективный) аспект
Под целью предприятия понимают идеальное или желательное состояние объекта управления.
Цели по времени достижения могут быть:долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.
Процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз:
1) выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются во внешней среде фирмы;
2) установление целей для организации в целом;
3) построение иерархии целей;
4) установление индивидуальных целей.
Цель - это планируемый результат деятельности, чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть.
Задача - способ действий, средства, которые приведут к конечному результату.
Непременным условием эффективного управления является соответствие цели и средств ее достижения.
Успешные компании отличаются целым комплексом взаимосвязанных и взаимодополняющих целей. Для постановки целей рекомендуется использовать методику SMART . Постановка целей - методика SMART
SMART – это аббревиатура следующих пяти английских слов: Таблица 3
Specific (конкретны) Что? | Цели должны быть настолько ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования. Предельно конкретная и чётко описана. |
Measurable (измеримы) Сколько? | Цели должны выражаться количественно, фиксируя каким должен быть результат, если цель достигнута. Важно выделять не только конечные, но и промежуточные критерии оценки - чтобы можно было проверить, насколько Вы продвинулись в выполнении своей цели. |
Аchievable (достижимы) Возможно ли это? Каким образом? | Цель должна быть достижима с точки зрения наличия ресурсов и возможности достижения. При этом вызывающая цель мотивирует к достижению лучших результатов, т.е. цель должна требовать приложения усилий для достижения. |
Relevant (значимы) Зачем? | Цели должны соотноситься с другими целями. Необходимо соотносить данную цель с другими стратегическими и жизненными целями и оценивать их значимость лично для себя. |
Timebounded (определены во времени) | Цель должна быть ограничена временными рамками. Определена по времени, по срокам ее достижения. |
При установлении целей необходимо руководствоваться интересами всех заинтересованных в деятельности предприятия групп (стейкхолдеров). Стекхолдерами могут быть: акционеры, потребители, сотрудники, кредиторы, поставщики, государственные органы. Цели должны устанавливаться не только для организации в целом, но и для каждого структурного подразделения. После того, как стратегические цели предприятия сформулированы, определяются пути их достижения, то есть разрабатывается стратегия.
Стратегия – это тоже целевой образ, в котором фиксируются различные аспекты (или их совокупность) предприятия в будущем. Перспектива, план, преимущество.
Стратегия расширяет человеческие возможности, поскольку позволяет реально оптимизировать процессы управления будущим.
При грамотно выбранной стратегии происходит преображение случайного движения в системное, что резко повышает эффективность предлагаемых действий.
Задача стратегии – удержать точку настоящего и будущего одновременно. Это удается сделать путем структурирования ситуации таким образом, что переход к будущему моделируется как ряд последовательных шагов, в рамках которого постепенно элементы настоящего заменяются на элементы будущего.
Стратегия решает те проблемы, которые не могут быть решены тактикой. Стратегия позволяет осуществить переход между разными точками континуума пространства-времени. Она накапливает элементы будущего в настоящем, исходя из этого можно понять потребности будущего в настоящем: что именно нужно для того, чтобы сблизить точки будущего и настоящего наименее болезненно
Тактика занимается проблемами в пределах одной точки.
Оперативный план – для существующей стратегии.
Оперативное управление – управление функционированием фирмы или предприятия, когда не происходит существенных изменений, она сохраняет свою тождественность.
Тактическое управление – изменение не целевого образа, а способов достижения цели. Инструменты: набор персонала, создание запасов, сглаживание, ранжирование (нормирование).
Различия между стратегией и тактикой
аспекты | стратегия | тактика |
Уровень целей | Масштабные | Ограниченные |
Объем действий | Широкий и общий | Суженный |
Предоставляемые инструкции | Общие | Конкретные и ситуационные |
Степень гибкости | Адаптационная, но не постепенно изменяемая | Быстрая адаптация к максимальным изменениям |
Время по отношению к действию | До действия | Во время действия |
Использования ресурсов | Размещение | Использование |
Переходу между различными точками препятствует сопротивление среды. Стратегия реализуется в реальном или виртуальном пространстве. Т.Е. может быть направлена на этап завершения угрозы, на ее ликвидацию или на предупреждение той угрозы, которая еще не возникла.
Требования к стратегии:
- должна обладать необходимым уровнем новизны, чтобы быть эффективной (если нет новизны, она будет «считываться» противников
- должна обладать способностью к адаптации (в изменяющихся условиях она будет корректироваться).
Стратегическое (стратегией само по себе не является!):
- методологическое (стратегическое) знание, обслуживающее разработку стратегий (набор принципов, норм, на основе которых вырабатываются конкретные решения). Принципы организуют рационную исследовательскую деятельность, а стратегия определяет практические действия фирмы, предприятия.
- стратегические действия – направлены на создание и реализацию стратегии – программы, технологи
- стратегические планы (кроме этого планы бывают оперативными, долгосрочными и т.п.).
Т.о. стратегическое – все то, что «обслуживает» стратегию, то, что направлено на ее реализацию, ее части.
Миссия фирмы – предназначение ее бизнеса, роль в обществе.
Фокусирует внимание на потребителе: какую пользу может принести фирма потребителям, достигая успеха на рынке?
Требования: яркость, динамичность, удобство для восприятия.
Отражает:
- круг удовлетворяемых потребностей
- характеристику продукции фирмы, ее конкурентные преимущества
- перспективы роста бизнеса (для кого мы, для чего мы?)
Придает фирме оригинальность, отражает сферу деятельности, услуги. Но! Миссия – это не цель! Это не смысл существование организации.
Миссия должна быть (по А.Лузину):
· нестареющей, независимо от непредсказуемых изменений, которые могут произойти внутри и вне компании;
· оставаться неизменной по крайней мере лет 50;
· служить ясным ориентиром для каждого работника вашей компании;
· не просто вести, но и эмоционально вдохновлять.
Ошибки в работе над миссией:
· чисто количественный подход;
· прямое заимствование из литературы, рекламных щитов или буклетов других компаний — стандартные видения;
· нереальные, идеализированные образы своего будущего;
· излишняя точность, которая не возможна для видения будущего.
Миссия может быть сформулирована как одной фразой, так и в виде многостраничного программного заявления руководства компании, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики компании.
Различные варианты (сокращенный и расширенный) могут использоваться для различных целей — как представительский документ для включения в годовой отчет компании перед акционерами, как внутрифирменный основополагающий документ и т.п.
Для усиления воздействия миссии или стратегического видения бизнеса может подкрепляться лозунгами-слоганами, например:
«Microcoft» - Обеспечивать новые возможности в любое время, в любом месте, на любом устройстве с помощью первоклассного программного обеспечения;
«Walt Disney» – Делать людей счастливыми;
«Nike» - Наслаждаться конкуренцией, победами и разгромом конкурентов.
Акцент должен быть сделан на удовлетворении интересов клиента, а не на извлечении прямых выгод для компании.
В широком смысле – философия компании.
В узком смысле – сформулировано утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, ее смысл, в котором проявляется отличие организации от себе подобных.
Философия компании: выражает базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации. (пересекается с миссией).