Типовая структура управленческого решения
Наиболее часто управленческие решения в сфере ФКиС принимаются в следующем виде.
Постановление - нормативный акт, принимаемый коллегиально коллегией спорткомитета, президиумом федерации. Как правило, это целевое решение актуальной проблемы с указанием цели, путей и ресурсов, установлением сроков, исполнителей и контроля за выполнением.
Приказ - нормативный акт, принимаемый единолично руководителем организации физкультурно-спортивной направленности или его заместителем в целях разрешения основных и оперативных задач организации.
Распоряжение -правовой акт, издаваемый единолично руководителем в целях разрешения оперативных вопросов. Имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц и граждан.
План - результат планирования, главный инструмент координации усилий персонала организации для достижения поставленных целей. Как правило, это комплекс заданий, которые необходимо выполнить в установленном порядке и в установленные сроки.
Целевая программа - нормативный адресный документ, содержащий комплекс программно-методических, организационных и социально-экономических мероприятий, осуществление которых обеспечит эффективное достижение поставленных целей в установленные сроки.
Типовые управленческие решения по ФКиС структурно состоят из четырех частей: названия решения и наименования органа, принявшего его, содержательной части, подписи руководителя и приложения к решению. Содержательная часть состоит из констатирующей и постановляющей. В констатирующей части обычно характеризуется состояние дел по соответствующему разделу работы в спортивной организации и излагаются цели и задачи, на реализацию которых направлено принимаемое решение. Постановляющая часть содержит перечисление предписываемых действий, путей, методов и необходимых ресурсов для этого. Указываются ответственные исполнители мероприятий, сроки выполнения и лица, обеспечивающие контроль. Текст постановляющей части должен иметь повелительную форму изложения. Постановляющая часть делится на пункты и нумеруется арабскими цифрами. Пункт должен начинаться с указания исполнительного действия, выраженного глаголом в неопределенной форме. В качестве исполнителей могут выступать как организации в целом, так и подразделения их. В последнем пункте указывают лиц, на которых возлагают контроль за исполнением решения.
Требования к управленческим решениям
Чтобы решения были эффективными, они должны быть:
· всесторонне обоснованными, ставить реальные цели и сроки выполнения;
· основываться на полной и достоверной информации;
· охватывать все вопросы проблемы;
· охватывать объект и субъект управления;
· не противоречить законодательству;
· находиться в рамках компетенции, прав и полномочий субъекта управления.
Технология выработки управленческого решения по ФКиС соответствует методу выработки рационального решения и может быть представлена в виде последовательности следующих этапов:
1. Выявление проблемы.
2. Сбор, обработка и анализ информации, необходимой для всестороннего обоснования решения.
3. Выработка критериев решения. Нередко на этом этапе происходит обоснование целей, путей и средств, необходимых для реализации решения.
4. Выработка нескольких вариантов (или альтернатив) решения.
5. Выбор и обоснование лучшего, наиболее эффективного варианта.
6. Принятие решения и доведение его до исполнителей.
В практике управления различают единоличный (персональный) и групповой (коллегиальный) методы разработки решений. В первом случае руководитель сам готовит и принимает решение, опираясь на свои знания и опыт, а также на знания и опыт подчиненных, берет на себя всю полноту ответственности. При коллегиальном методе принятия решения оно готовится коллективно (коллегией, советом, комиссией).
Основной формой реализации управленческих решений является организационно-распорядительная деятельность, которая осуществляется с применением комплекса разнообразных методов управления. В процессе реализации решения проводится оценка эффективности его выполнения.
Контрольные вопросы
12. Понятие цели в спортивном менеджменте.
13. Общие функции в спортивном менеджменте.
14. Отраслевые функции спортивного менеджмента.
15. Взаимодействие функций спортивного менеджмента.
16. Управленческое решение в сфере ФКиС. Классификация решений.
17. Типовая структура решения. Формы управленческого решения. Требования к управленческим решениям.
18. Технология выработки управленческого решения.
Практическое задание
Используя типовую структуру, разработать какую-либо форму управленческого решения в организации физкультурно-спортивной направленности (ДСЮШ, ФОК, спортклуб и т.п.).
Лекция 8. Менеджмент спортивных школ и клубов как учреждений дополнительного образования
В России продолжает функционировать эффективная система подготовки спортивного резерва, которая складывалась на протяжении почти 50 лет. Основу ее составляют спортивные детско-юношеские школы (ДЮСШ), СДЮШОР, ШВСМ. Все вышеперечисленные организации входят в систему или номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Понятие “спортивные резервы” в широком смысле обозначает всю совокупность достижений общества в деле развития массовой физической культуры и спортивного высшего мастерства. В узком смысле - это спортсмены, достигшие определенного уровня мастерства и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, которые обеспечивают дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.
Действующий резерв - перспективные в возрастном плане спортсмены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных международных соревнованиях.
Ближний резерв - молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего резерва используют комплекс показателей, определяющий дальнейший рост спортивных результатов, учитывают возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки.
Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся разными видами спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и т.п.
Спортивная школа, как организация дополнительного образования, призвана способствовать:
· самосовершенствованию;
· формированию здорового образа жизни;
· профессиональному самоопределению;
· развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;
· достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах.
Спортивно-оздоровительный этап рассчитан на весь период подготовки, если это предписано нормативными документами или учредительными. Этап начальной подготовки - 2-3 года, предполагает решение задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом. Социальные нормы охвата занимающихся таковы - 10-12% от детей в возрасте 6-15 лет. На учебно-тренировочном этапе (4-5 лет) ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, физического развития, повышение уровня физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта, а также профилактика вредных привычек и правонарушений.
Этап спортивного совершенствования - 3 года, спортивного высшего мастерства - 3-5 лет. Социальная норма 0,2% от 16-25 летнего возраста. На этих этапах ставится задача привлечения к специализированной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов.
Современная система спортивных школ объединяет 4000 школ различного типа и охватывает все регионы России. На развитие массового спорта ориентировано 3000 ДЮСШ, на подготовку высококвалифицированных спортсменов - 920 специализированных школ. Систематически занимается около 2 млн., из них 34,5 тысячи - спортсмены высокого класса. Количество штатных специалистов составляет - 40 тысяч человек.