Главные и основные конкуренты
по продукту _______________ (наименование конкретной позиции продуктового профиля)
для ____________________________ (наименование организации)
Наименование продукта-конкурента | Название организации-конкурента | Конкурентные преимущества | Конкурентные отставания | |
I | Главные конкуренты | |||
1 | ||||
2 | ||||
… | ||||
k | ||||
II | Основные конкуренты | |||
1 | ||||
… | ||||
p |
После выбора БКС по конкретным продуктам следует сведение частных решений в общую продуктово-маркетинговую стратегию организации. При сведении общей стратегии по продукту производятся окончательные системные согласования и уточнения.
3.1.4. Вторичный уровень продуктово-маркетинговой стратегии
Проведение изменений. После выбора конкретных БКС по всему продукту организации возможны только две принципиальные ситуации.
Первая ситуация — когда такой выбор Ваша организация делает впервые. В данной ситуации проводить дополнительный анализ сделанного выбора не надо, а следует сразу переходить к завершающему этапу разработки продуктово-маркетинговой стратегии, т.е. к ее окончательному оформлению, согласованию и официальному утверждению.
Вторая ситуация — выбор конкретных БКС по продукту производится не в первый раз. Тогда до перехода к завершающей фазе разработки необходимо совершить ключевое управленческое действие — произвести изменения. Это серьезное и ответственное аналитическое действие, и оно должно отвечать двум основным критериям.
Во-первых, должно быть четко определено и зафиксировано именно существо каждого конкретного изменения по выбору конкретных БКС на данном этапе относительно предыдущего.
Во-вторых, все конкретные изменения по выбору БКС на новую стратегическую перспективу должны быть правильно и четко сформулированы с точки зрения их максимальной технологичности для соответствующих управленческих решений.
Изменения, удовлетворяющие обоим критериям, позволяют принять адекватные конкретные управленческие решения по каждой конкретной точке выбораБКС на заданную стратегическую перспективу.
Базовый формат. После разработки всех конкретных позиций, которые указаны выше, полученные данные и конкретные результаты сводятся в базу данных продуктово-маркетинговой стратегии/программы так называемого «вторичного уровня».
Один из возможных вариантов конкретного формата продуктово-маркетинговой стратегии/программы вторичного уровня, но только в виде основных позиций представлен табл. 3.11.
Нахождение точных, высококачественных и высокотехнологичных (с управленческой точки зрения) ответов на все вопросы может оказаться вполне хорошим завершением разработки продуктово-маркетинговой стратегии/программы.
Таким образом, в завершающей фазе развития стратегии по продукту все ответы на вопросы, которые задаются форматом в табл. 3.11, а также все данные и частные конечные результаты, полученные на предыдущих этапах, дорабатываются во взаимосвязанные и взаимосогласованные (т.е. окончательные конкретные) позиции продуктово-маркетинговой стратегии организации.
На данном этапе возникает естественный вопрос о переходе или границе между продуктово-маркетинговой стратегией и продуктово-маркетинговой программой. В учебном элементе №5 (5.3) этому вопросу посвящен отдельный раздел. Здесь же отметим, что граница, которая отделяет стратегию от оперативного менеджмента, — это так называемые «стратегические указания».
Поэтому в конечном виде вся совокупность конкретных позиций продуктово-маркетинговой стратегии должна представлять собой систему соответствующих стратегических указаний.
По каждой конкретной строке табл. 3.11 должно быть разработано не менее одного стратегического указания — для стратегии и не менее одного оперативного управленческого решения — для программы.
Согласование и утверждение. Будем считать, что разработка продуктово-маркетинговой стратегии и соответствующей программы в организации завершена. Теперь данную разработку надо окончательно согласовать со всеми подразделениями организации. Делается это по определенной процедуре (как правило, такую процедуру разрабатывает отдел стратегического развития организации). Затем стратегия и программа официально утверждаются в соответствии с установленным в организации порядком.
Если Вы качественно и полно проработаете все позиции табл. 3.11. то это позволит Вам получить продуктово-маркетинговую стратегию и программу хорошего стартового уровня или, по крайней мере, выйти на хороший уровень их развития.
Получение высококачественной продуктово-маркетинговой стратегии само по себе является исключительно важным результатом стратегического управления.
Кроме того, продуктово-маркетинговая стратегия как подсистема является ключевой стратегией для всей систем стратегии организации.
Поэтому качество продуктово-маркетинговой стратегии определит качество общей стратегии развития организации.
Таблица 3.11 Продуктово-маркетинговая стратегия/программа (основные позиции)
Наименование позиции | Ключевой вопрос | Вид решения (деятельности) | ||||
1. | Продукт | |||||
1.1 | Конкурентные преимущества | |||||
1.1.1 | Определение (качественное, количественное) частных конкурентных преимуществ / конкурентных отставаний по каждой номенклатурной позиции | Чем лучше? | Стратегический анализ | |||
1.1.2 | Качественное определение интегрального конкурентного преимущества / конкурентного отставания по каждой номенклатурной позиции | Чем лучше в целом? | Стратегическое решение | |||
1.1.3 | Количественное определение интегрального конкурентного преимущества / конкурентного отставания по каждой номенклатурной позиции | Чем лучше в целом и насколько? | Стратегическое решение | |||
1.2 | Номенклатура | |||||
1.2.1 | Полный перечень продуктов приоритета №1 | Что? | Стратегическое решение | |||
1.2.2 | Полный перечень продуктов приоритета №2 | Что? | Стратегическое решение | |||
1.2.3 | Полный перечень продуктов приоритета №3 | Что? | Стратегическое решение | |||
1.3 | Ассортимент | |||||
1.3.1 | SWN-анализ по каждой номенклатурной позиции | Что конкретно? | Стратегический анализ | |||
1.3.2 | Оптимизация ассортимента по каждой номенклатурной позиции (как стратегическое решение) | Что конкретно? | Стратегическое решение | |||
1.3.3 | Оптимизация ассортимента по каждой номенклатурной позиции (как программно-тактическое решение) | Что конкретно? | Пограммно-тактическое решение | |||
1.4 | Объем | |||||
1.4.1 | Оптимизация (расширение, сокращение, сохранение) объема по каждой номенклатурной (ассортиментной) позиции (как стратегическое решение) | Что конкретно, сколько? | Стратегическое решение | |||
1.4.2 | Оптимизация объема по каждой номенклатурной позиции (как программно-тактическое решение) | Что конкретно, сколько? | Пограммно-тактическое решение | |||
1.5 | Производство как вся технологическая цепочка создания и реализации конкретного продукта | |||||
1.5.1 | Оптимизация каждой номенклатурной позиции (как оптимизация масштабов соответствующего производства — расширение, сокращение, сохранение) | Что конкретно, сколько, как? | Стратегическое решение, программно-тактическое решение | |||
1.5.2 | Оптимизация каждой номенклатурной позиции (как качественное развитие производства): расширение или сокращение номенклатуры за счет новых продуктов, технологически близких к уже выпускаемым; расширение или сокращение номенклатуры за счет новых продуктов, получаемых посредством дополнительной обработки выпускаемых видов продукта; расширение или сокращение номенклатуры за счет производства новых продуктов, т.е. не связанных с производством уже освоенных продуктов и т.д.) | Что конкретно, сколько, как? | Стратегическое решение, программно-тактическое решение | |||
Рынок (маркетинг) | ||||||
Продолжение таблицы3.11 | ||||||
2.1 | Сегментация рынка сбыта | |||||
2.1.1 | Выбор типовой структуры рынка сбыта (моносегментный, доминантно-сегментный, полисегментный) по каждой номенклатурной позиции | Что конкретно и где? | Стратегическое решение | |||
2.1.2 | Оптимизация сегментов рынка сбыта по каждой номенклатурной позиции | Что конкретно, где конкретно, сколько? | Стратегическое решение, программно-тактическое решение | |||
2.2 | Продвижение продукта | |||||
2.2.1 | Концентрация усилий на работе с потребителями в разрезе конкретных продуктов по конкретным сегментам рынка | Что конкретно, где конкретно, сколько и как? | Стратегическое решение, программно-тактическое решение | |||
2.2.2 | Концентрация усилий на рекламе продукта в разрезе конкретных продуктов по конкретным сегментам рынка | Что конкретно, где конкретно, сколько и как? | Стратегическое решение, программно-тактическое решение | |||
2.2.3 | Концентрация усилий на отношениях с конкурентами в разрезе конкретных продуктов по конкретным сегментам рынка | Что конкретно, где конкретно, сколько и как? | Стратегическое решение, программно-тактическое решение | |||
2.3 | Ценообразование | |||||
2.3.1 | Выбор по каждой номенклатурной позиции в каждом сегменте рынка одной из 4 базовых конкурентных стратегий (БКС) (^Z—лидерство по издержкам, /^— дифференциация, /VZ— фокусирование на подсегменте на основе лидерства по издержкам, /У— фокусирование на подсегменте на основе дифференциации) | Что конкретно, где конкретно и каким образом? | Стратегическое решение | |||
2.3.2 | Оптимизация цен по каждой номенклатурной позиции в каждом подсегменте рынка сбыта | Что конкретно, где конкретно, каким образом и почем? | Стратегическое решение, программно-тактическое решение | |||
2.4 | Сбыт и техники продаж | |||||
2.4.1 | Выбор структуры сбыта (оптовая, розничная продажа по договорам; оптовая, розничная продажа через собственные организации и т.д.) по каждой номенклатурной позиции в разрезе каждого сегмента / подсегмента рынка | Что конкретно, где конкретно и как? | Стратегическое решение | |||
2.4.2 | Оптимизация продаж по каждому элементу системы сбыта в разрезе каждой номенклатурной позиции по каждому сегменту/подсегменту рынка | Что конкретно, где конкретно, сколько, почем и как конкретно? | Стратегическое решение, программно-. тактическое решение | |||
3.2. Разработка стратегий отдельных бизнесов и их системы
В качестве ключевой стратегии в настоящем модуле предложена продуктово-маркетинговая стратегия. Методические основы построения этой стратегии изложены выше.
На рис. 5.1 указанный подход раскрывается на примерах так называемых «функциональных» стратегий организации. Но на самом деле данный подход является универсальным и относится к особому бизнес-аспекту корпоративной стратегии, т.е. к разработке общей стратегии организации как системы стратегий ее относительно обособленных бизнесов и их централизованного обеспечения.
3.2.1. Стратегия организации — система бизнес-стратегий
Важнейшим направлением развития современной предпринимательской организации является ее становление как системы, которая эффективно сочетает в себе два главных элемента: подсистему из небольшого количества относительно обособленных бизнесов и подсистему из нескольких агрегированных видов обеспечивающей деятельности.
Одно из основных различий двух указанных главных элементов заключается в способе их финансирования. Конкретный бизнес в структуре предпринимательской организации должен финансироваться из своего собственного дохода и в основном развиваться в меру роста этого дохода.
Агрегированный вид деятельности обычно финансируют из так называемого «централизованного внутреннего бюджета» предпринимательской организации. При этом у централизованного бюджета предполагаются два основных источника его пополнения: отчисления от доходов конкретных бизнесов и заемные средства (в основном — это привлеченные кредиты).
В предпринимательской организации по каждому отдельному бизнесу и агрегированному виду деятельности, как правило, разрабатывается своя специализированная стратегия.
Каждая такая стратегия в идеале должна представлять собой относительно обособленный, но органичный системный элемент, а вся их совокупность — составлять общую целостную систему, которая и называется, например, «Стратегия организации на 1999 — 2003 годы».
Таким образом, получаем следующий упрощенный алгоритм создания предпринимательской стратегии организации.
1. По каждому конкретному бизнесу организации разрабатывается отдельная бизнес-стратегия. Совокупность всех бизнес-стратегий составляет основной «стратегический бизнес-блок», или ведущую подсистему корпоративной стратегии организации.
2. По каждому крупному специализированному виду деятельности, который в структуре организации тоже является относительно обособленным, разрабатывается своя стратегия. Совокупность стратегий видов обеспечивающей деятельности составляет вспомогательный стратегический блок, или обеспечивающую подсистему корпоративной стратегии.
3. Затем производится системное соединение ведущей и обеспечивающей подсистем, т.е. на их основе вырабатывается своя стратегия.
Из представленного алгоритма видно, что его исходной предпосылкой выступает общая структура организации, состоящая из блока отдельных бизнесов и блока специализированных видов деятельности, которые обеспечивают всю совокупность бизнесов организации.
Указанное структурное построение организации само по себе представляет довольно непростую управленческую задачу. В настоящем модуле данная задача решаться не будет, так как непосредственно в предметную область «стратегическое управление» она не входит.
Следует подчеркнуть, что именно такая структура характерна для современной предпринимательской организации и что развитие российских организаций именно в данном направлении представляется очень перспективным.
Один из конкретных вариантов структуры российской организации, которая построена как система бизнесов, показан на примере ниже, а соответствующие структуры известных зарубежных компаний — в конкретных ситуациях к учебным элементам № 3 и № 5.
Коммерческий банк: поиск рациональной оргструктуры (фрагмент) | |||
№ п/п | Перечень бизнесов универсального коммерческого банка | Содержание бизнеса-1: операции с корпоративными клиентами по продуктам | |
Операции с корпоративными клиентами | 1.1 | Рублевое и валютное кредитование | |
1.2 | Рублевые текущие счета и платежи | ||
1.3 | Валютные текущие счета и платежи | ||
1.4 | Валютная конвертация | ||
1.5 | Услуги по инкассации | ||
1.6 | Документарный бизнес | ||
Операции с частными клиентами | |||
Операционные услуги другим банкам | |||
Казначейские/торговые операции | |||
Инвестиционная деятельность | |||
Общекорпоративное обеспечение | |||
Международные платежи | |||
Кассовые операции и инкассация | |||
Внутреннее обеспечение |
3.2.2. Бизнес-стратегия: типовые варианты и ситуации
Бизнес-стратегия конкретного бизнеса — это основная и важнейшая подсистема стратегии организации.
В ситуации, когда организация осуществляет только один конкретный бизнес, бизнес-стратегия и общая стратегия совпадают. В ситуации, когда организация одновременно реализует несколько бизнесов, хорошая, т.е. эффективная, стратегия — это система эффективных бизнес-стратегий.
«Живая» бизнес-практика, как известно, с одной стороны, сложнее и богаче любой теории, а с другой стороны (причем одновременно), проще даже самых очевидных тееретических конструкций. Данный тезис полностью правомерен и в отношении бизнес-стратегий.
Так, в 3.1 применительно к продуктово-маркетинговой стратегии отмечалось, что хорошо разработанная стратегия должна заканчиваться достаточно конкретными, точными и технологичными с управленческой точки зрения стратегическими указаниями. Другими словами, конечные стратегические позиции должны быть простыми и понятными.
В 5.3 специально подчеркивается, что стратегия организации в целом тоже должна завершаться соответствующей системой аналогичных стратегических указаний.
При всем разнообразии конкретных бизнес-ситуаций и конкретных бизнес-стратегий теории стратегического управления удалось свести их к некоторому ограниченному числу типовых вариантов, использование которых в практике менеджмента оказалось достаточно эффективным.
Для таких стратегий характерно то, что они по существу обеспечивают реализацию только одного явно доминирующего стратегического указания. Как правило, такое указание присутствует в самом названии типовой стратегии.
Кроме того, типичность стратегий задается также тем, что для каждой из них существует свой определенный набор ситуаций или условий, при которых данная стратегия оказывается наиболее эффективной. Также существуют перечни достаточно типичных бизнес-ситуаций и адекватные им перечни типовых эффективных стратегий.
Представленные в этом разделе положения конкретизируются и уточняются данными табл. 3.12, 3.13.
Таблица 3.12 — это пример одного из вариантов перечня типовых стратегий: 13 типовых бизнес-стратегий и 1 типовая стратегия организации.
Таблица 3.13 — пример одного из вариантов набора типовых бизнес-ситуаций: для каждой из 13 типовых бизнес-стратегий зафиксирован свой особый перечень типовых ситуаций, в которых данная стратегия, как правило, оказывается достаточно эффективной.
Таблица 3.12 Типовыестратегии
№ п/п | Название | Целевое назначение (ключевое стратегическое указание) |
Прямая интеграция | Приобретение в собственность или установление полного контроля над дистрибьюторской сетью | |
Обратная интеграция | Стремление получить поставщиков сырья в собственность или под полный контроль | |
З | Горизонтальная интеграция | Стремление получить своих конкурентов в собственность или под полный контроль |
Захват рынка | Стремление увеличить долю своего продукта на традиционных рынках | |
Развитие рынка | Выведение своего продукта на рынок в новых географических районах | |
Развитие продукта | Стремление увеличить объем реализации через улучшение или модификацию своего продукта | |
Концентрическая диверсификация | Создание новых производств, совпадающих с профилем организации | |
Конгломеративная диверсификация | Освоение выпуска новых продукте в, не совпадающих с традиционным профилем организации | |
Горизонтальная диверсификация | Освоение выпуска новых непрофильных продуктов, но для традиционных потребителей | |
Совместное предприятие | Объединение с другой компанией для проведения работ над специальным проектом | |
Сокращение | Реструктуризация с целью сокращения издержек для остановки процесса падения объема реализации | |
Отторжение | Продажа отделения или части организации | |
Ликвидация | Продажа всех активов организации | |
Комбинация | Организация одновременно осуществляет не менее 2 разных типовых бизнес-стратегий |
Таблица 3.1 3 Типовые ситуации
№ п/п | Стратегия | Ситуация |
Прямая интеграция | Когда возможности сбыта ограничены в смысле создания для организации стратегических преимуществ в конкурентной борьбе | |
Когда организация конкурирует в быстрорастущей отрасли и ожидается продолжение расширения рынков сбыта | ||
Когда стабильность производства особенно ценна (это связано с тем, что через собственную систему сбыта легче предсказывать потребность рынка) | ||
Обратная интеграция | Когда поставщики организации дороги, несговорчивы или слабы | |
Когда организация конкурирует в быстрорастущей отрасли и ожидается продолжение расширения рынков сбыта | ||
Когда организация нуждается в быстрых поставках сырья и материалов | ||
Горизонтальная интеграция | Когда организация может стать монополистом в определенном регионе | |
Когда увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества | ||
Когда конкуренты допускают ошибки из-за недостатка опыта управления или отсутствия особых ресурсов, которыми располагает организация | ||
Захват рынка | Когда существующие рынки не насыщены продуктом организации | |
Когда норма потребления продукта организации у традиционных потребителей может существенно возрасти | ||
Когда увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества | ||
Развитие рынка | Когда появляются новые недорогие надежные каналы сбыта | |
Когда организация очень преуспевает в своем бизнесе | ||
Когда существуют новые непроработанные или ненасыщенные рынки | ||
Развитие продукта | Когда организация конкурирует в отрасли, характеризующейся быстрыми технологическими изменениями | |
Когда основные конкуренты предлагают продукты лучшего качества по сравнимой цене | ||
Когда организация отличается своими исследовательскими и проектными возможностями | ||
Концентрическая диверсификация | Когда новые профильные продукты могут предлагаться на рынке по достаточно высоким конкурентным ценам | |
Когда традиционные продукты находятся в стадии умирания по их жизненному циклу | ||
Когда организация располагает сильной управленческой командой | ||
Конгломеративная диверсификация | Когда в базовой отрасли происходит ежегодное снижение объемов реализации и прибыли | |
Когда существующие рынки для продукта организации уже сильно насыщены | ||
Продолжение таблицы3.13 | ||
Горизонтальная диверсификация | Когда добавление новых, но в то же время непрофильных продуктов могло бы существенно улучшить реализацию традиционных | |
Когда организация конкурирует в высококонкурентном и/или неразвивающемся бизнесе | ||
Когда традиционные каналы сбыта могут быть использованы для продвижения на рынок новых продуктов | ||
Совместное предприятие | Когда две или более компании, специализирующиеся в разных бизнесах, объединяются, чтобы до пол нить друг друга | |
Когда существует потребность быстрого вывода на рынок новой технологии | ||
Сокращение | Когда организация является одним из самых слабых конкурентов в отрасли | |
Когда компания неэффективна, низкоприбыльна, имеет персонал с низким средним уровнем исполнительской дисциплины и испытывает на себе давление со стороны акционеров | ||
Когда организация до данного момента росла так быстро, что возникла необходимость внутренней реорганизации | ||
Отторжение | Когда стратегия сокращения не дала желаемого эффекта | |
Когда какое-то подразделение является ответственным за общее снижение эффективности организации в целом | ||
Когда какое-то подразделение плохо корреспондируется со всей остальной компанией | ||
Ликвидация | Когда ни стратегия сокращения, ни стратегия отторжения не привели к желаемому результату | |
Когда акционеры компании могут минимизировать свои потери путем продажи ее активов |
3.2.3. Система бизнес-стратегий: типовые модели
Так исторически сложилось, что большинство наиболее известных модельных инструментов стратегического управления были разработаны примерно по следующей логической схеме: эффективная стратегия — это в основном результат ряда типовых стратегических решений, включающих выбор одной альтернативы из заданного набора типовых стратегий для каждого конкретного бизнеса организации.
Поэтому далее приводится изложение нескольких наиболее известных моделей подобного рода с краткими комментариями и рекомендациями по их практическому применению в специфических российских условиях.
Модель BCG. Модель BCG (модель называется по имени фирмы-разработчика: Boston Consulting Group) или матрица «доля рынка — темп роста» представляет особое отображение позиции конкретного бизнеса в стратегическом пространстве, которое задается двумя координатными осями.
Горизонтальная ось — это измерение относительной доли конкретного бизнеса коммерческой организации по данному конкретному продукту на конкретном рынке данного продукта. Вертикальная ось — измерение темпов прироста рынка соответствующего продукта.
Матрица BCG представлена на рис. 3.4.
Модель BCG предлагает следующий типовой набор стратегических решений по конкретным бизнесам в зависимости от их попадания в тот или иной квадрант матрицы:
1. Звезды надо оберегать и усиливать, т.е. долю соответствующего бизнеса на данном рынке в заданной стратегической перспективе следует сохранять или увеличивать.
2. Дойных коров необходимо беречь, жестко контролировать и, конечно, «доить», т.е. по таким бизнесам на стратегическую перспективу следует установить оптимальные инвестиции и жестко их контролировать, а относительный избыток денежной наличности {Cash Flow) от таких бизнесов направлять на развитие других бизне-сов.
3. Трудных детей надо изучать специально, т.е. по подобным бизнесам в стратегической перспективе возможно: или посредством целевых инвестиций какой-то бизнес попытаться перевести в Звезды, или уже имеющуюся долю рынка сохранить, или данный конкретный бизнес постараться сократить.
4. От Собак следует избавляться, т.е. соответствующие биз-несы в стратегическом периоде или ликвидируются, или сокращаются (если нет каких-то других особых причин для их сохранения).
Практика использования модели BCG выявила как ее плюсы, так и минусы, а также определила четкие границы ее применения. Так как ситуация с ограничениями по использованию модели BCG является типичной для других подобных моделей, то сформулируем общее правило соответствия.
Таким образом, в конкретной ситуации на заданную стратегическую перспективу рост объема соответствующего рынка может быть надежным измерителем возможного развития конкретного бизнеса, и при этом конкурентную позицию организации можно оценивать по ее доле на данном рынке и применять модель BCG, которая хороша своей простотой и четкостью.
Но если заданная стратегическая перспектива значительно сложнее и/или соответствующие условия конкуренции тоже существенно более сложны, то необходимы другие инструменты стратегического анализа и стратегического синтеза, т.е. другая модель построения стратегии организации.
Модель GE/McKinsey. Модель GE/McKinsey, или матрица McKinsey, — многофакторная модель анализа стратегических позиций конкретных бизнесов. В названии модели указываются фирмы, которые ее разработали и реализовали на практике: GE — компания General Electric и консалтинговая фирма McKinsey & Со.
Данная модель к началу 80-х годов в США представляла собой, пожалуй, самый популярный и распространенный инструмент стратегического управления, особенно среди крупнейших компаний. По некоторым данным, эту модель применяли 45% американских компаний, входивших в список Fortune 500.
Матрица McKinsey — матрица формата 3х3, которая используется для отображения и сравнительного анализа стратегических позиций различных бизнесов организации. Считается, что плюсом модели GE/McKinsey является то, что она преодолевает существенный недостаток модели BCG-слишком упрощенное построение горизонтальной и вертикальной осей матрицы.
В матрице McKinsey горизонтальная ось — это интегральная многофакторная оценка конкурентного статуса конкретного бизнеса; а вертикальная ось — интегральное многофакторное измерение привлекательности рынка по данному конкретному бизнесу.
Рис. 3.4. Матрица BCG
При составлении соответствующих интегральных оценок впервые были учтены не только показатели так называемых «объективных материальных факторов» типа прибыли, объема продаж, эффективности инвестиций; но и показатели так называемых «субъективных факторов», таких, как привлекательность рынка по спросу, влияние на рынок фактора технологий, изменчивость доли рынка, оценка качества соответствующего менеджмента и т.д.
Только одна такая характеристика основных оценочных показателей модели GE/McKinsey убедительно показывает, что полная методика данной модели является довольно обширной и относительно сложной. Поэтому по модели GE/McKinsey рекомендуются дополнительные источники (Библ. 1, 6, 18, 21, 22, 32, 49)
Указанные сложные оценки делают модель GE/McKinsey как аналитический инструмент стратегического управления существенно более богатым и мощным, а как модель бизнеса — значительно более реалистичной.
Один из главных конечных результатов применения модели — это стратегическое позиционирование конкретных бизнесов, которые входят в бизнес-портфель организации, При этом цель такого позиционирования — будущая прибыль конкретных бизнесов как результат соответствующих дополнительных инвестиций.
Таким образом, модель GE/McKinsey прежде всего должна дать определенную ранжировку всех бизнесов корпорации как кандидатов на получение инвестиций по критерию будущей прибыли в заданной стратегической перспективе.
Если конкретная организация сумеет правильно позиционировать свои бизнесы по 9 клеткам матрицы McKinsey, то в зависимости от конкретной бизнес-ситуации по каждой из 9 позиций она сможет принять удачные стратегические решения. А это как раз и соответствует целям использования модели.
При этом следует учитывать, что обширная практика применения модели GE/McKinsey позволила исследователям сделать ряд обобщений и предложить соответствующие типовые решения. И. Ансофф опубликовал свой вариант типовых решений. Этот вариант представлен в табл. 3.14.
Модель GE/McKinsey, как и любая другая модель, относительно бесконечно разнообразной «живой» бизнес-практики имеет ряд существенных ограничений. Например, к таковым относятся следующие три ограничения.
1. В соответствии с методикой модели конкурентный статус конкретного бизнеса устанавливается на текущий период времени, а затем он без существенных изменений экстраполируется на рассматриваемый стратегический период.
Но на практике в течение стратегического периода конкурентная ситуация и реальный конкурентный статус любого бизнеса могут измениться существенным образом.
2. Процесс стратегического выбора по модели — это пассивный упреждающий процесс, т.е. организация предугадывает будущее, которое должно состояться как бы без ее участия.
Но на самом деле современные организации, особенно крупные корпорации-лидеры, не ограничиваются только предугадыванием будущего. Они активно участвуют его создании своими решительными предпринимательскими действиями: предложение рынку новых продуктов, реклама и системный маркетинг по формирована нужного спроса, внедрение новых технологий и т.д. 3. Модель GE/McKinsey структурирует бизнес-портфель анализируемой организации по 9 конкретным позициям своей матрицы.
Но при этом модель не дает никакого системного ответа на вопрос о том, как надо оптимизировать этот портфель, как (опять же системно) перестраивать данную уже сложившуюся структуру бизнесов в условиях всегда ограниченных ресурсов организации.
Таблица 3.14
Типовые решения (стратегические указания) по позициям модели GE/McKinsey
№ п/п | Наименование позиции | Стратегические указания |
Победитель №1 | Инвестировать или удерживать позиции | |
Победитель №2 | Инвестировать, реинвестировать прибыль | |
Победитель №3 | Реинвестировать прибыль или извлекать максимальную выгоду | |
Промежуточный №1 | Инвестировать, реинвестировать, уходить | |
Промежуточный №2 | Извлекать максимальную выгоду или уходить | |
Промежуточный №3 | Извлекать максимальную выгоду или уходить | |
Проигравший №1 | Оставаться или медленно уходить | |
Проигравший №2 | Медленно уходить | |
Проигравший №3 | Уходить быстро (медленно) или оставаться |
Модель ADL-LC. Модель ADL-LC {ADL — аббревиатура на звания известной консалтинговой фирмы Arthur D. Little, LC — сокращение от Life Cycle — жизненный цикл), ил» матрица ADL, — это многофакторная модель для стратегического анализа диверсифицированных компаний, а также инструмент стратегического управления, который обосновывает принятие решений по стратегиям отдельных бизнесов организаций.
Конкретные модели, относящиеся к отмеченному концептуальному подходу, в основном различаются по 3 ключевым характеристикам:
1)оценочные показатели по осям матрицы, которые так или иначе определяют существенные характеристики каждого конкретного бизнеса;
2)содержание и форма самихматриц, характеризующие уровень глубины и детализации позиционирования;
3)наборы типовых стра