Программа «100 лучших товаров россии»

Программа «100 лучших товаров России» учреждена в 1998 г. Госу­дарственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и мет­рологии, межрегиональной общественной организацией «Академия про­блем качества» и редакцией журнала «Стандарты и качество».

Программа осуществляется при поддержке Совета Федерации Федераль­ного собрания Российской Федерации, участии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации.

Программа осуществляется на постоянной основе ежегодно в рамках подготовки и проведения Всемирного дня качества, Европейской недели ка­чества в Российской Федерации и преследует следующие основные цели:

• определение лучших образцов российских товаров и услуг на кон­курсной основе:

• конструктивное содействие продвижению товаров и услуг победи­телей программы на российский и зарубежные рынки;

• содействие созданию на предприятиях и в организациях эффек­тивных систем управления качеством на основе передовых достижений в этой области;

• развитие и поддержка региональных программ повышения качес­тва и конкурентоспособности товаров и услуг;

• разработка и реализация комплекса организационных, методичес­ких и информационных проектов в интересах предприятий и организаций-участников программы;

• широкое распространение позитивного опыта российских предпри­ятий и организаций-лидеров в области качества и конкурентоспособности;

• системное развитие программы на основе предложений регио­нальных комиссий по качеству с учетом рекомендаций предприятий и ор­ганизаций - участников программы.

Участниками программы могут быть предприятия и организации различных форм собственности, включая предприятия малого бизнеса, осуществляющие производство продукции или оказывающие услуги на территории Российской Федерации.

Номинация «Услуги» в программе появилась с 2001 г. Организаторы программы пришли к выводу, что методика оценки конкурсантов, приня­тая для товаров, в значительной степени пригодна для конкурса услуг, что интерес предприятий сферы обслуживания и малого бизнеса - налицо, и новая номинация имеет право на жизнь.

В первом конкурсе услуг приняло участие более 250 предприятий и организаций из 35 регионов. Спектр услуг, участвовавших в конкурсе, оказался достаточно широким. Среди тех, кто заявил себя в программе -столовые и рестораны, гостиницы и санатории, оздоровительные центры и парикмахерские, туристические фирмы, образовательные учреждения, авторемонтные предприятия, ателье и мастерские по ремонту бытовой тех­ники, центры сертификации, службы водоснабжения и т. д.

Введение номинации «Услуги» в программу «100 лучших товаров России» привлекает внимание общества к деятельности предприятий ма­лого бизнеса, поскольку в сфере услуг нет гигантов и даже средних по ве­личине предприятий. Конкурс в сфере услуг имеет большое социальное значение. В отличие от конкурса товаров конкурс в области услуг - это кон­курс отдельных мастеров высокого класса и коллективов, он предполагает широкое участие исполнителей.

С введением номинации «Услуги» открываются более широкие возможности для популяризации системно-комплексного подхода к управле­нию качеством. Это - и изучение опыта лидеров, и помощь тем, кто еще не освоил современной науки управления качеством.

На основании итогов конкурса продукции и услуг вручаются:

• диплом лауреата - предприятиям и организациям, продукция или услуги которых решением региональной комиссии по качеству выдвинуты на федеральный уровень и представлены на звание лауреата;

• диплом первой степени ~ предприятиям и организациям, продукция или услуги которых решением региональной комиссии по качеству выдвинуты на федеральный уровень и представлены на звание дипломанта программы.

Предприятия и организации, продукция или услуги которых не выдвину­ты на федеральный уровень, получают свидетельство участника программы.

В рамках проведения конкурса предусмотрены также награды, полу­чаемые на региональном уровне.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В каком законе регламентировано понятие «сертификация»?

2. Перечислите составляющие элементы оценки соответствия.

3. По каким признакам классифицируются системы сертификации?

4. В чем отличие обязательной сертификации от добровольной?

5. Почему «Систему сертификации ГОСТ Р» так назвали?

6. Какие условия должен выдержать орган по сертификации, чтобы пройти аккредитацию?

7. В чем отличие схемы сертификации № 1 от схем № 2 и № 3?

8. Перечислите этапы классификации гостиниц.

9. Опишите последовательность проведения сертификации.

10. В чем отличие сертификации от лицензирования?

11. Опишите цикл Э. Деминга.

12. Назовите стандарты, регламентирующие систему менеджмента качества.

13. Сколько принципов менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-

2001?

14. Какие важные факторы проявляются в результате внедрения

СМК?

15. Что такое метрология и ее составляющие?

16. Перечислите наиболее популярные премии по качеству.

17. Назовите награды, присуждаемые по результатам программы «100 лучших товаров России».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Проанализируйте понятия «сертификация», «подтверждение соот­ветствия» и «оценка соответствия» и приведите соответствующие примеры.

________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рассмотрите одну из систем сертификации и дайте ее характерис­тику по пяти признакам.

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выберете одну из систем добровольной сертификации; раскласси­фицируйте ее элементы и заполните сертификат по этой системе.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Приведите примеры, характеризующие принципы сертификации: компетентность, добровольность, гласность, конфиденциальность, незави­симость.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выберете одну из схем сертификации, опишите процедуру серти­фикации для туристской фирмы или гостиницы.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Найдите отличия между критериями отнесения гостиницы к кате­гории 4-звездочной и 5-звездочной при их классификации.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Опишите процедуру сертификации гостиницы (туристской фир­мы) и оформите сертификат.

________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Опишите процедуру аккредитации органа по сертификации и оформите аттестат аккредитации.

________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Приведите примеры и опишите применение модели менеджмента качества для организации.

________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Примените на практике один из принципов менеджмента качества.

________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Проанализируйте и опишите бизнес-процессы для туристской фирмы (гостиницы).

________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Составьте логическую схему сертификации системы менеджмен­та качества.

________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Изобразите организационную структуру метрологической служ­бы в России.

________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Сравните модели премии Правительства по качеству в России и СНГ, премии Болдриджа и Европейскую премию по качеству. Охарактери­зуйте совпадения и отличия.

________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Найдите в средствах массовой информации или других источни­ках победителей конкурса «100 лучших товаров» в сфере услуг (по номи­нациям: гостиницы, туристские фирмы) и опишите их.

________________________________________________________________________________________________________________________________

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей» (с послед, изм. и доп.).

2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техничес­ком регулировании» (с послед, изм. и доп.).

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учебное пособие. - М: Финансы и статистика, 2005.

2. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учеб­ник. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

Дополнительная:

3. Журнал «Вестник технического регулирования». 4 Журнал «Стандарты и качество».

5. Зворыкина Т.И. Система технического регулирования в сфере ус­луг: вопросы теории и проблемы развития в условиях рыночной экономи­ки: Монография.-М.: ГОУ ВПО «МГУС», 2005.

6. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (с послед, изм. и доп.).

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Аудит (проверка) - систематический независимый и документирован­ный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Примечания:

1. Внутренние аудиты, называемые аудитами первой стороны, про­водит для внутренних целей сама организация или от ее имени другая ор­ганизация. Результаты внутреннего аудита могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно на малых пред­приятиях, аудит должен проводиться специалистами (людьми, не несущи­ми ответственность за проверяемую деятельность).

2. Внешние аудиты включают аудиты, называемые аудитами второй стороны и аудитами третьей стороны. Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности предприятия, например, пот­ребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации. Эти организации проводят сертифика­цию или регистрацию на соответствие требованиям, например, требовани­ям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТР ИСО 14001-2004.

3. Аудит систем менеджмента качества и экологического менедж­мента, проводимый одновременно, называют комплексным аудитом.

4. Если аудит проверяемой организации проводят одновременно не­сколько организаций, такой аудит называют совместным.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные методы - обязатель­ные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае перено­са или распространения их животными и(или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезне­творных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанав­ливаемые в целях предотвращения иного, связанного с распространением вредных организмов, ущерба.

Государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственно­го органа в качестве исходного на территории Российской Федерации.

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответс­твия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии- документ, удостоверяющий соответс­твие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических рег­ламентов.

Единство измерений— состояние измерений, при котором их ре­зультаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности изме­рений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Заявитель- физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Знак обращенияна рынке- обозначение, служащее для информи­рования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продук­ции требованиям технических регламентов.

Знак соответствия- обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям систе­мы добровольное сертификации или национальному стандарту.

Идентификация продукции- установление тождественности ха­рактеристик продукции ее существенным признакам.

Калибровка средств измерений- совокупность операций, выпол­няемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и(или) пригодности к применению средс­тва измерений, не подлежащего государственному метрологическому кон­тролю и надзору.

Менеджмент- скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Примечание. В английском языке термин «management» иногда отно­сится к людям, т. е. к лицу или группе работников, наделенных полномочиями и ответственностью для руководства и управления организацией. Когда ис­пользуется «management» в этом смысле, его следует всегда применять с опре­деляющими словами с целью избежания путаницы с понятием «management», определенным выше. Например, не одобряется выражение «руководство должно...», в то время как «высшее руководство...должно» - приемлемо.

Менеджмент качества- скоординированная деятельность по руко­водству и управлению организации в целях обеспечения качества.

Примечание. Руководство и управление применительно к качеству включает разработку политики в области качества и целей в области качес­тва, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.

Метрологический контроль и надзор- деятельность, осуществля­емая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юри-

дического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологи­ческих правил и норм.

Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

Нормативные документы по обеспечению единства измерений -национальные стандарты, применяемые в установленном порядке, между­народные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации.

Обеспечение качества- часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Орган по сертификации - юридическое лицо илииндивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке, для выпол­нения работ по сертификации.

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблю­дения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положе­ниям стандартов или условиям договора.

Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняе­мых органами государственной метрологической службы (другими упол­номоченными на то органами, организациями) с целью определения и под­тверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

Планирование качества - часть менеджмента качества, направлен­ная на установление целей в области качества и определяющая необходи­мыеоперационные процессы жизненного цикла продукции и соответству­ющие ресурсы для достижения целей в области качества.

Примечание. Разработка планов качества может быть частью плани­рования качества.

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицен­зий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объекта требованиям технических регламен­тов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договора, осу­ществляемая органом по сертификации.

Сертификат соответствия- документ, удостоверяющий соответс­твие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.

Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сер­тификации в целом.

Система менеджмента качества - система менеджмента для руко­водства и управления организацией применительно к качеству.

Средство измерений — техническое устройство, предназначенное для измерений.

Схема подтверждения соответствия - перечень действий участни­ков подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установ­ленным требованиям.

Технический эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями или опытом работы с объектом, подвергаемым аудиту.

Примечания.

1. Специальные знания или опыт включают знания или опыт приме­нительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемой аудиту, а также знание языка или культуры страны, в которой проводится аудит.

2. Технический эксперт не имеет полномочий эксперта в комиссии в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 19011-2003.

Управление качеством - часть менеджмента качества, направлен­ная на выполнение требований к качеству.

Улучшение качества - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству.

Примечание. Требования могут относиться к любым аспектам, та­ким, как результативность, эффективность или прослеживаемость.

Эксперт (аудитор) по сертификации систем менеджмента качес­тва - эксперт, получивший в регистре Системы сертификации персонала Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии сертификат на право проведения аудита систем менеджмента качества.

Элементы системы менеджмента качества - составные части, тре­бования к которым установлены в пунктах ГОСТ Р ИСО 9001-2001, не раз­деленных на подпункты с цифровым обозначением.

Эталон единицы величины - средство измерений, предназначен­ное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

Татьяна Ивановна Зворыкина

Наши рекомендации