Технология проведения совещания.
Также при проведении совещания рекомендуется устанавливать регламент обсуждения. Он дисциплинирует участников и помогает председателю контролировать ход мероприятия. Примерный регламент совещания,посвященного обсуждению одного вопроса, может выглядеть следующим образом:
вступительное слово (оговариваются временные ограничения по ходу совещания и ориентировочное время его окончания) — не более 10 минут;
основной доклад — до 30 минут;
вопросы к докладчику — не более 2 минут каждый;
содоклад, сообщение — не более 10 минут;
вопросы к содокладчику — не более 1 минуты каждый;
выступления — по 5-7 минут каждое;
ответ докладчика — не более 5 минут;
ответы содокладчиков — не более 3 минут каждый;
справка по ходу совещания — не более 3 минут;
чтение проекта решения — не более 3 минут;
подведение итогов совещания — не более 10 минут.
Максимальная продолжительность совещания не должна превышать 3-4 часов в день, а также необходимо делать пятнадцатиминутные перерывы через каждые полтора-два часа работы на совещании.
Несомненно, что совещание является одним из необходимых элементов управления персоналом в организациях. И, несмотря на все положительные и отрицательные моменты совещаний, они будут иметь свое место в современном менеджменте. Но мы надеемся, что их количество и время проведения будут неуклонно сокращаться, а руководители и менеджеры организаций научатся более эффективно использовать свое рабочее время в будущем.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Какие методы можно использовать на этапе диагностики проблемы?
2. Каковы основные особенности факторного анализа?
3. Перечислите методы моделирования.
4. Какие методы применяются на этапе определения альтернатив?
5. Каково назначение метода синектики?
6. Какие методы применяются на этапе реализации кадрового решения?
7. С какими методами, перечисленными в таблице 8 вы знакомы?
8. В каких ситуациях можно использовать кейс-метод?
9. Опишите технологию проведения «Мозговой атаки»?
10. Каковы основные требования к проведению Мозговой атаки?
11. Каковы недостатки метода ранжирования?
12. На каких этапах разработки и принятия кадровых решений можно использовать метод 360˚?
13. Из каких источников будем брать информацию при использовании метода оценка 360˚?
14. Опишите последовательность технологии рейтинговых шкал?
15. Что служит главным основанием для определения весового коэффициента деловым качествам?
16. Назовите тип совещания проводимого с целью получения информации о текущей ситуации, выяснения проблем, заслушивания отчетов о проделанной работе.
17. С какой целью проводятся консультационные совещания?
18. Перечислите методы проведения совещаний.
19. Перечислите положительные моменты совещания.
20. Перечислите отрицательные моменты совещания, как их можно устранить?
Выводы к Разделу 2:
1. Понятие «управленческое решение» можно рассматривать в двух значения – как явление и как процесс. В общем, под управленческим решением будем понимать творческий, мыслительный акт субъекта управления, который на основе требований, целей и возникающих задач и используя анализ данных и информацию об объекте, определяет программу последующей деятельности коллектива и отдельных работников.
2. Субъектом управленческого решения является лицо, принимающее решение – индивидуальное, или групповое.
3. В процессе принятия управленческого решения формируются альтернативные варианты решений. Их предпочтительность оценивается при помощи разработанных критериев.
4. Каждое управленческое решение затрагивает разнообразные интересы компании:
- экономические;
- организационные;
- социальные;
- правовые;
- технологические.
Учет этих интересов обеспечивает эффективность кадровых решений.
5. Кадровые решения имеют ряд особенностей. Среди них:
• индивидуальный, личностный характер;
• учет нормы управляемости;
• направленность на повышение эффективности труда работников с учетом обеспечения удовлетворенности трудом для устойчивого развития предприятия;
• интуитивный характер;
• высокая степень неопределенности и риска;
и другие.
6. Существует несколько подходов к принятию управленческих решений: централизованный, децентрализованный, групповой, демократический, совещательный, процессный, системный, ситуационный. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Выбор того или иного подхода зависит от внешних и внутренних факторов среды управления.
7. Эффективность управленческого решения зависит от выполнения ряда требований. Таких как – научная обоснованность, целевой характер, полномочность, директивность, выполнимость, своевременность, адресность, комплексность и другие.
8. Существуют различные подходы к обоснованию этапов процесса принятия управленческого решения. Каждый их них имеет свои достоинства и недостатки. Важно на основе этих теорий выработать свою собственную технологию принятия УР.
9. Различают следующие типы менеджмента: традиционный, системный, ситуационный, социально-этический, стабилизационный. Каждый из них имеет свой алгоритм принятия решений.
10. В зависимости от трудности решаемой проблемы и опыта менеджера описывают четыре уровня принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.
11.На этапе диагностики проблемы и формулировки критериев целесообразно применять технологию ситуационного анализа.
12. В процессе разработки и принятия УР лицо, принимающее решение может применять различные методы: кейс-метод, метод «Мозговой атаки», метод рейтинговых шкал и другие.
13. Совещание – один из основных видов деятельности менеджера. Эффективность проведения совещания зависит от обеспечения многих требований, среди которых:
- наглядность;
- возможность оперативно вносить изменения в план действий;
- наличие повестки дня;
и другие.
14. Технология проведения совещания во многом зависит от вида совещания. Каждый вид совещания преследует свои цели.