Активизирующие и креативные методы.
Метод «мозговой атаки» (может также использоваться и на других этапах РУР, например на этапе анализа информации) был разработан в 1939 г. американским ученым А. Осборном. Предназначен он для активизации поиска различных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Во время сеанса «мозговой атаки» происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Оптимальное число участников 5-12 человек.
Технология проведения «мозговой атаки».
1. Постановка проблемы (задачи) перед творческой группой, четко
сформулировать:
• что в итоге необходимо получить или иметь;
• что мешает получению желаемого.
1. Этап молчаливого генерирования (10—15 мин.). Членам группы
предлагается письменно изложить возможные решения поставленной
задачи в полной тишине (обязательное условие). При генерировании
идей индивидуумы продуктивнее групп. При молчаливом генерировании внимание не отвлекается, а концентрируется, создается атмосфера поиска, при которой результаты лучше и разнообразнее. Участников стимулирует обстановка, когда все вокруг напряженно работают и их не торопят немедленно обсудить идею. Они свободны от нежелательного эффекта обычных контактов неформальных групп.
2. Этап неупорядоченного перечисления идей. Руководитель предлагает участникам по очереди назвать записанные ими решения проблемы. Обсуждение ограничивается попыткой сжато изложить ответ
для удобства его регистрации. Этот этап продолжается до тех пор, пока
не будут записаны все идеи решения проблемы.
4. Этап уяснения идей. На этом этапе происходит быстрое рассмотрение зарегистрированного перечня идей.
5. Этап голосования и ранжирования. Всем участникам раздаются
карточки, число которых зависит от числа идей, полученных на третьем
этапе. Когда участники проранжируют предложенные идеи, указав это
в карточках, руководитель объявляет перерыв. Во время перерыва он и
его помощники делают подсчеты.
Инструктаж участников при ранжировании. Из восьми карт выберите карту, содержащую самую важную идею, напишите цифру 8 в правом нижнем углу карточки, обведите цифру кружком, а карточку отложите. Из оставшихся семи карт выберите карту, содержащую наименее важную идею, напишите цифру 1 в правом нижнем углу карточки, обведите цифру кружком, а карточку отложите. Из оставшихся шести карт выберите самый важный пункт, запишите цифру 7 в правом нижнем углу, обведите цифру кружком, а карточку отложите. Действуйте подобным образом до тех пор, пока не будут отложены все карточки.
Требования к проведению «мозговой атаки».
1.Участники сидят за общим столом лицом друг к другу.
2.Запрещаются споры, критика и какие-либо оценки того, что говорится.
3.Время выступления каждого участника — 1—2 мин.
4.Высказываются любые идеи, вплоть до утопических, бредовых.
5.Количество идей важнее их качества.
6.Каждая идея обсуждается, критикуется и оценивается по следующим критериям:
- соответствие предпосылкам и начальным требованиям;
- возможность реализации или отсутствие таковой;
- реализуется сразу или требуется время;
- требует ее реализация лишних затрат или нет;
- применима ли в другой сфере деятельности.
7. Критические замечания излагаются сжато, лаконично (идеи, об
суждение которых требует много времени, лучше повторно рассмотреть
позже).
8. Выступать можно несколько раз, однако высказывания должны
быть непродолжительными.
9. Продолжительность первого рассмотрения — 20 мин.
Обязанности руководителя — координатора «мозговой атаки».
1. Знакомит членов группы с правилами работы и поведения в группе.
2.Ставит проблему и предлагает высказывать любые решения без
предварительного обдумывания.
3.Организует запись всех высказываемых предложений (как можно
точнее).
4.Следит за регламентом и соблюдением периодов работы.
5.Помогает высказаться всем желающим, поощряет стеснительных
или неспециалистов, особенно если творческая активность снижается.
6.Набирает спектр версий для решения проблемы и лишь потом
останавливается на лучшей из них.
7.Стимулирует вопросы типа: «Есть ли связь между идеями»?
8.Представляет участникам полный список идей, составленный на
этапе их высказывания.
9.Пытается систематизировать идеи по каким-либо признакам.
10.Подводит итоги обсуждения, информирует о проблемах, оставшихся открытыми.
11.Не перебивает участников, не комментирует их высказывания,
какими бы оригинальными они ни были.
Требования к отчету.
1. Количество идей в отчете должно быть максимально большим.
2.Идеи не должны дублировать друг друга.
3.Изложение идей должно быть кратким и четким.
4.Идеи должны соответствовать поставленной проблеме.
Метод контрольных вопросовприменяется для психологической активизации творческого процесса.
Цель метода состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод может применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы, например при «мозговой атаке». Один из широко распространенных вопросников А. Осборна включает девять групп вопросов.
1. Какое новое применение системе можно предложить?
2. На какую другую систему похожа данная система и что можно скопировать?
3. Какие модификации путем изменения функций возможны?
4. Что в системе можно увеличить (расширить, объединить)?
5. Что в системе можно уменьшить (сжать, ускорить, сузить, раздробить)?
6. Что в системе можно заменить?
7. Что в системе можно преобразовать?
8. Что в системе можно сделать наоборот?
9. Какие новые комбинации элементов системы возможны?
В данных вопросах содержатся рекомендации по апробированию эвристических приемов (инверсия, аналогия, дробление, перенос, динамизация и т.д.) для решения поставленной задачи.
Синектика — это комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий приемы и принципы как «мозговой атаки», так и метода аналогий и ассоциаций. Само слово «синектика» — неологизм, означающий объединение разнородных элементов.
В основе метода лежит поиск нужного решения с помощью преодоления психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем. Синектика позволяет выйти за рамки какого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей за счет представления привычного непривычным и, наоборот, непривычного привычным.
При использовании синектики решение проблемы ищет группа специалистов, как владеющих этим методом, так и только приступающих к овладению. Желательно, чтобы члены синектической группы (кроме руководителя) перед началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы. Это позволит им абстрагироваться от привычного стереотипа мышления.
Одна из важнейших частей синектической процедуры — выяснение того, как участники представляют себе обсуждаемую проблему. С этой целью они предлагают свои варианты ее определения. Руководитель записывает определение на доске, что имеет существенное психологическое значение, поскольку в этом случае каждый участник начинает воспринимать проблему как свою и делает попытки ее решить. Далее руководитель задает наводящие вопросы, вызывающие ассоциации и аналогии.
Метод синектики широко использует личную аналогию (эмпатию). Человек мысленно вживается в образ рассматриваемой системы, стараясь отождествить себя'с ней и проанализировать возникающие ощущения. Это помогает при синтезе новых вариантов систем. Эмпатия успешно применяется при решении особо сложных проблем, а также для проверки осуществимости различных идей.
Отметим, что в результате выполнения этапа разработки и принятия управленческих решений должен сформироваться перечень альтернатив для их последующей оценки и выбора наиболее предпочтительной. Использование широкого спектра существующих методов генерации альтернатив призвано оказать лицу, принимающему решения, содействие в выполнении задач этого этапа.
Прогнозирование методом аналогии.Прогнозирование по аналогии — это наиболее часто используемый тип прогнозирования. Многих практиков — предпринимателей и менеджеров — подкупает кажущаяся простота применения этого вида прогнозирования. Поэтому в организациях предпринимаются всевозможные поездки по изучению опыта, результатов и т.п. Но часто этих менеджеров ожидает весьма горькое разочарование.
Причина в том, что прогнозирование по аналогии корректно только тогда, когда установлена, доказана аналогия между объектами управления, типами менеджмента, реакциями внешней и внутренней среды в случае, имевшем место ранее, и конкретном случае прогнозирования. Кроме того, этот метод нельзя использовать при прогнозировании явлений, не имеющих аналогов, т.е. принципиально новых объектов, процессов, ситуаций. Однако этот момент не всегда учитывается на практике.
Понятие аналогии связано с понятием адекватности в той мере, в которой один объект (объект прогнозирования) может рассматриваться как физическая полномасштабная модель другого объекта (аналога), а цели и задачи его прогнозирования и управления соответствуют таким же целям и задачам объекта-аналога. Таким образом, понятие аналогии более широкое и включает схожесть не только объектов прогнозирования, но и целей, а также последствий прогноза. Последние определяются не только характеристиками объекта прогнозирования, но и реакцией среды.
Следовательно, должны рассматриваться не менее четырех направлений аналогии:
1) объекта прогнозирования и объекта, выбранного в качестве аналога;
2) типов менеджмента и целей управления;
3) реакции системы (внутренней среды) на управляющие воздействия;
4) реакции внешней среды системы на изменение состояния объекта прогнозирования.
Аналогии реакции внешней и внутренней среды особенно важны в связи с тенденцией повышения роли человеческого фактора. Это обстоятельство может сыграть решающую роль в успехе или неудаче менеджмента.
Существуют различные методы, которые могут быть использованы для установления аналогии, среди них методы теории распознавания образов и методы логики предложений.
Методы теории распознавания образов могут быть использованы для установления аналогии. Существует несколько типов задач распознавания образов, важнейшие из которых:
• обучение распознаванию образов;
• задача сокращения (минимизации) описания;
• задача таксономии (самообучения).
Для распознавания образов необходимо по некоторому набору признаков с помощью выбранного решающего правила определить, к какому классу относятся рассматриваемые объекты. Процедура прогнозирования на основе распознавания образов состоит в том, что выбираются классы состояний исследуемых объектов, которые могут быть заданы как диапазонами изменения некоторых параметров, так и определенными качественными характеристиками. По совокупности признаков, определяющих состояние объектов, находится соответствие принадлежности каждого нового объекта или объекта в будущем времени к определенному классу. Это позволяет дать прогноз состояния объекта или указать диапазон изменения параметров, характеризующих его на прогнозируемый период.
Методы логики предложений — наиболее простой и доступный практически метод качественного доказательства аналогии и идентификации состояний объекта прогнозирования. Логика дает схему и способы проведения правильных умозаключений. Формальная логика устанавливает общие методы и схемы правильных умозаключений. Практику может показаться излишним доказывать логические предложения (теоремы) по «выводу» одних (искомых) знаний из других (располагаемых). Однако если этого не сделать, то, во-первых, возможна ошибка, а во-вторых, останутся сомнения в правильности результатов, полученных без соблюдения формальных правил. Формальная логика устанавливает общие методы и схемы правильных умозаключений, поскольку схемы правильных умозаключений строятся с помощью логических символов, будучи сокращенными знаками, заменяют более длинные речевые обороты.
Группа опережающих методов (методов анализа публикаций), относящихся к фактографическим методам, включает в себя методы, основанные на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений в практической деятельности. К опережающим методам относятся метод анализа динамики публикаций и метод анализа динамики патентования.