Активизирующие и креативные методы.

Метод «мозговой атаки» (может также использоваться и на других этапах РУР, например на этапе анализа информации) был разработан в 1939 г. американским ученым А. Осборном. Предназначен он для активизации поиска различных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Во время сеанса «мозговой атаки» происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Оптимальное число участников 5-12 человек.

Технология проведения «мозговой атаки».

1. Постановка проблемы (задачи) перед творческой группой, четко

сформулировать:

• что в итоге необходимо получить или иметь;

• что мешает получению желаемого.

1. Этап молчаливого генерирования (10—15 мин.). Членам группы
предлагается письменно изложить возможные решения поставленной
задачи в полной тишине (обязательное условие). При генерировании
идей индивидуумы продуктивнее групп. При молчаливом генерировании внимание не отвлекается, а концентрируется, создается атмосфера поиска, при которой результаты лучше и разнообразнее. Участников стимулирует обстановка, когда все вокруг напряженно работают и их не торопят немедленно обсудить идею. Они свободны от нежелательного эффекта обычных контактов неформальных групп.

2. Этап неупорядоченного перечисления идей. Руководитель пред­лагает участникам по очереди назвать записанные ими решения про­блемы. Обсуждение ограничивается попыткой сжато изложить ответ
для удобства его регистрации. Этот этап продолжается до тех пор, пока
не будут записаны все идеи решения проблемы.

4. Этап уяснения идей. На этом этапе происходит быстрое рассмот­рение зарегистрированного перечня идей.

5. Этап голосования и ранжирования. Всем участникам раздаются
карточки, число которых зависит от числа идей, полученных на третьем
этапе. Когда участники проранжируют предложенные идеи, указав это
в карточках, руководитель объявляет перерыв. Во время перерыва он и
его помощники делают подсчеты.

Инструктаж участников при ранжировании. Из восьми карт выбе­рите карту, содержащую самую важную идею, напишите цифру 8 в пра­вом нижнем углу карточки, обведите цифру кружком, а карточку отло­жите. Из оставшихся семи карт выберите карту, содержащую наименее важную идею, напишите цифру 1 в правом нижнем углу карточки, обве­дите цифру кружком, а карточку отложите. Из оставшихся шести карт выберите самый важный пункт, запишите цифру 7 в правом нижнем углу, обведите цифру кружком, а карточку отложите. Действуйте подоб­ным образом до тех пор, пока не будут отложены все карточки.

Требования к проведению «мозговой атаки».

1.Участники сидят за общим столом лицом друг к другу.

2.Запрещаются споры, критика и какие-либо оценки того, что говорится.

3.Время выступления каждого участника — 1—2 мин.

4.Высказываются любые идеи, вплоть до утопических, бредовых.

5.Количество идей важнее их качества.

6.Каждая идея обсуждается, критикуется и оценивается по следу­ющим критериям:

- соответствие предпосылкам и начальным требованиям;

- возможность реализации или отсутствие таковой;

- реализуется сразу или требуется время;

- требует ее реализация лишних затрат или нет;

- применима ли в другой сфере деятельности.

7. Критические замечания излагаются сжато, лаконично (идеи, об­
суждение которых требует много времени, лучше повторно рассмотреть

позже).

8. Выступать можно несколько раз, однако высказывания должны

быть непродолжительными.

9. Продолжительность первого рассмотрения — 20 мин.
Обязанности руководителя — координатора «мозговой атаки».

1. Знакомит членов группы с правилами работы и поведения в группе.

2.Ставит проблему и предлагает высказывать любые решения без
предварительного обдумывания.

3.Организует запись всех высказываемых предложений (как можно
точнее).

4.Следит за регламентом и соблюдением периодов работы.

5.Помогает высказаться всем желающим, поощряет стеснительных
или неспециалистов, особенно если творческая активность снижается.

6.Набирает спектр версий для решения проблемы и лишь потом
останавливается на лучшей из них.

7.Стимулирует вопросы типа: «Есть ли связь между идеями»?

8.Представляет участникам полный список идей, составленный на
этапе их высказывания.

9.Пытается систематизировать идеи по каким-либо признакам.

10.Подводит итоги обсуждения, информирует о проблемах, остав­шихся открытыми.

11.Не перебивает участников, не комментирует их высказывания,
какими бы оригинальными они ни были.

Требования к отчету.

1. Количество идей в отчете должно быть максимально большим.

2.Идеи не должны дублировать друг друга.

3.Изложение идей должно быть кратким и четким.

4.Идеи должны соответствовать поставленной проблеме.

Метод контрольных вопросовприменяется для психологической ак­тивизации творческого процесса.

Цель метода состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод может применяться как в индиви­дуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы, на­пример при «мозговой атаке». Один из широко распространенных воп­росников А. Осборна включает девять групп вопросов.

1. Какое новое применение системе можно предложить?

2. На какую другую систему похожа данная система и что можно скопировать?

3. Какие модификации путем изменения функций возможны?

4. Что в системе можно увеличить (расширить, объединить)?

5. Что в системе можно уменьшить (сжать, ускорить, сузить, раздро­бить)?

6. Что в системе можно заменить?

7. Что в системе можно преобразовать?

8. Что в системе можно сделать наоборот?

9. Какие новые комбинации элементов системы возможны?

В данных вопросах содержатся рекомендации по апробированию эвристических приемов (инверсия, аналогия, дробление, перенос, ди­намизация и т.д.) для решения поставленной задачи.

Синектика — это комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий приемы и принципы как «мозговой ата­ки», так и метода аналогий и ассоциаций. Само слово «синектика» — неологизм, означающий объединение разнородных элементов.

В основе метода лежит поиск нужного решения с помощью преодо­ления психологической инерции, состоящей в стремлении решить про­блему традиционным путем. Синектика позволяет выйти за рамки ка­кого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей за счет представления привычного непривычным и, наоборот, непривычного привычным.

При использовании синектики решение проблемы ищет группа спе­циалистов, как владеющих этим методом, так и только приступающих к овладению. Желательно, чтобы члены синектической группы (кроме руководителя) перед началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы. Это позволит им абстрагироваться от привычного стереоти­па мышления.

Одна из важнейших частей синектической процедуры — выяснение того, как участники представляют себе обсуждаемую проблему. С этой целью они предлагают свои варианты ее определения. Руководитель записывает определение на доске, что имеет существенное психологи­ческое значение, поскольку в этом случае каждый участник начинает воспринимать проблему как свою и делает попытки ее решить. Далее руководитель задает наводящие вопросы, вызывающие ассоциации и аналогии.

Метод синектики широко использует личную аналогию (эмпатию). Человек мысленно вживается в образ рассматриваемой системы, стара­ясь отождествить себя'с ней и проанализировать возникающие ощуще­ния. Это помогает при синтезе новых вариантов систем. Эмпатия ус­пешно применяется при решении особо сложных проблем, а также для проверки осуществимости различных идей.

Отметим, что в результате выполнения этапа разработки и приня­тия управленческих решений должен сформироваться перечень альтер­натив для их последующей оценки и выбора наиболее предпочтитель­ной. Использование широкого спектра существующих методов генерации альтернатив призвано оказать лицу, принимающему реше­ния, содействие в выполнении задач этого этапа.

Прогнозирование методом аналогии.Прогнозирование по аналогии — это наиболее часто используемый тип прогнозирования. Многих прак­тиков — предпринимателей и менеджеров — подкупает кажущаяся про­стота применения этого вида прогнозирования. Поэтому в организаци­ях предпринимаются всевозможные поездки по изучению опыта, результатов и т.п. Но часто этих менеджеров ожидает весьма горькое разочарование.

Причина в том, что прогнозирование по аналогии корректно только тогда, когда установлена, доказана аналогия между объектами управле­ния, типами менеджмента, реакциями внешней и внутренней среды в случае, имевшем место ранее, и конкретном случае прогнозирования. Кроме того, этот метод нельзя использовать при прогнозировании яв­лений, не имеющих аналогов, т.е. принципиально новых объектов, про­цессов, ситуаций. Однако этот момент не всегда учитывается на прак­тике.

Понятие аналогии связано с понятием адекватности в той мере, в которой один объект (объект прогнозирования) может рассматривать­ся как физическая полномасштабная модель другого объекта (аналога), а цели и задачи его прогнозирования и управления соответствуют та­ким же целям и задачам объекта-аналога. Таким образом, понятие ана­логии более широкое и включает схожесть не только объектов прогно­зирования, но и целей, а также последствий прогноза. Последние определяются не только характеристиками объекта прогнозирования, но и реакцией среды.

Следовательно, должны рассматриваться не менее четырех направ­лений аналогии:

1) объекта прогнозирования и объекта, выбранного в качестве ана­лога;

2) типов менеджмента и целей управления;

3) реакции системы (внутренней среды) на управляющие воздей­ствия;

4) реакции внешней среды системы на изменение состояния объек­та прогнозирования.

Аналогии реакции внешней и внутренней среды особенно важны в связи с тенденцией повышения роли человеческого фактора. Это об­стоятельство может сыграть решающую роль в успехе или неудаче ме­неджмента.

Существуют различные методы, которые могут быть использованы для установления аналогии, среди них методы теории распознавания образов и методы логики предложений.

Методы теории распознавания образов могут быть использованы для установления аналогии. Существует несколько типов задач распозна­вания образов, важнейшие из которых:

• обучение распознаванию образов;

• задача сокращения (минимизации) описания;

• задача таксономии (самообучения).

Для распознавания образов необходимо по некоторому набору при­знаков с помощью выбранного решающего правила определить, к како­му классу относятся рассматриваемые объекты. Процедура прогнозирования на основе распознавания образов состоит в том, что выбираются классы состояний исследуемых объек­тов, которые могут быть заданы как диапазонами изменения некоторых параметров, так и определенными качественными характеристиками. По совокупности признаков, определяющих состояние объектов, нахо­дится соответствие принадлежности каждого нового объекта или объекта в будущем времени к определенному классу. Это позволяет дать про­гноз состояния объекта или указать диапазон изменения параметров, характеризующих его на прогнозируемый период.

Методы логики предложений — наиболее простой и доступный прак­тически метод качественного доказательства аналогии и идентифика­ции состояний объекта прогнозирования. Логика дает схему и спо­собы проведения правильных умозаключений. Формальная логика устанавливает общие методы и схемы правильных умозаключений. Прак­тику может показаться излишним доказывать логические предложения (теоремы) по «выводу» одних (искомых) знаний из других (располага­емых). Однако если этого не сделать, то, во-первых, возможна ошибка, а во-вторых, останутся сомнения в правильности результатов, получен­ных без соблюдения формальных правил. Формальная логика устанав­ливает общие методы и схемы правильных умозаключений, поскольку схемы правильных умозаключений строятся с помощью логических символов, будучи сокращенными знаками, заменяют более длинные речевые обороты.

Группа опережающих методов (методов анализа публикаций), относящихся к фактографическим методам, включает в себя методы, основанные на использовании свойства научно-технической инфор­мации опережать реализацию научно-технических достижений в прак­тической деятельности. К опережающим методам относятся метод анализа динамики публикаций и метод анализа динамики патенто­вания.

Наши рекомендации