Понятие и свойства инновации.
Инноватика – это отрасль знаний, охватывающая широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение (диффузию) новшества.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Сущность понятия инновация раскрывается в следующих ее характеристиках:
•ориентация на конечные результаты прикладного характера, т.е. на
быстрое и широкое внедрение, коммерциализацию и капитализацию;
•целенаправленность (планируемость и управляемость) инновационного процесса;
•интенсивность процессов исследования, разработки, внедрения,
адаптации и распространения новшества;
•укрупненная предварительная (приемлемой считается 50—75-процентная вероятность оценки) и точная итоговая измеримость результата в категориях экономического или социального порядка.
Свойства инновации, отличающие ее от простого новшества (изобретения, открытия):
• научно-техническая новизна. Так В.Г. Медынский под инновацией подразумевает объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
• производственная применимость. М.П. Кирпичников утверждает, что инновация – это научно-технический результат в товарной форме.
• коммерческая реализуемость. По мнению Миндели Л.Э. инновация представляет собой новый продукт или услугу, нововведение в организационной, финансовой и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
Исходя из приведенных характеристик и свойств инновации, можно сказать, что в отличие от изобретения, которое в трактовке Й. Шумпетера, не получив коммерческого измерения, оставалось лишь фактом технологической сферы, мудрого философского трактата, способного изменить жизнь человечества, но пылящегося годами в неизвестном хранилище, открытия, которое, быть может, через много лет приведет наших потомков к «райскому блаженству», инновация представляет собой коммерциализацию и социализацию (в узком смысле этого слова) интеллектуальной деятельности и ее продукта.
Таким образом, инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. В структуру такой системы могут входить:
1) научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового;
2) знания о том, как нечто может быть (открытие) и о том, как нечто можно создать (изобретение);
3) проектная деятельность, направленная на разработку особого инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть (инновационный проект);
4) образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике (реализация).
Процесс создания инновации в области менеджмента не менее важен для экономического и социального прогресса, чем инновации технологические, так как управленческие нововведения трансформируют способ функционирования организаций. Так, А.Н. Латкин в книге «Управленческие нововведения» приводит данные о востребованности организациями управленческих нововведений:
порядка 80% заказывают консалтинговым фирмам новую организационную структуру управления, на втором месте находится мотивация, на третьем - спрос на стратегию, на четвертом - грамотное определение служебных функций персонала, на пятом - подходы к разрешению внутриорганизационных конфликтов.
Можно привести данные из различных источников об эффекте, возникающем вследствие внедрения управленческих инноваций (табл. 1).
Таблица 1