Понятие и свойства инновации.

Инноватика – это отрасль знаний, охватывающая широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение (диффузию) новшества.

В соответствии с международными стандартами ин­новация определяется как конечный результат инноваци­онной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Сущность понятия инновация раскрывается в следующих ее харак­теристиках:

•ориентация на конечные результаты прикладного характера, т.е. на
быстрое и широкое внедрение, коммерциализацию и капитализацию;

•целенаправленность (планируемость и управляемость) иннова­ционного процесса;

•интенсивность процессов исследования, разработки, внедрения,
адаптации и распространения новшества;

•укрупненная предварительная (приемлемой считается 50—75-процентная вероятность оценки) и точная итоговая измеримость результа­та в категориях экономического или социального порядка.

Свойства инновации, отличающие ее от простого новшества (изобретения, открытия):

• научно-техническая новизна. Так В.Г. Медынский под инновацией подразумевает объект, внедренный в про­изводство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

• производственная применимость. М.П. Кирпичников утверждает, что инновация – это научно-технический результат в товарной форме.

• коммерческая реализуемость. По мнению Миндели Л.Э. инновация представляет собой новый продукт или услугу, нововведение в организационной, финансовой и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Исходя из приведенных характеристик и свойств инновации, можно сказать, что в отличие от изобретения, которое в трактовке Й. Шумпетера, не по­лучив коммерческого измерения, оставалось лишь фактом технологи­ческой сферы, мудрого философского трактата, способного изменить жизнь человечества, но пылящегося годами в неизвестном хранили­ще, открытия, которое, быть может, через много лет приведет наших потомков к «райскому блаженству», инновация представляет собой коммерциализацию и социализацию (в узком смысле этого слова) интеллектуальной деятельности и ее продукта.

Таким образом, инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. В структуру такой системы могут входить:

1) научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового;

2) знания о том, как нечто может быть (открытие) и о том, как нечто можно создать (изобретение);

3) проектная деятельность, направленная на разработку особого инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть (инновационный проект);

4) образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике (реализация).

Процесс создания инновации в области менеджмента не менее важен для экономического и социального прогресса, чем инновации технологические, так как управленческие нововведения трансформируют способ функционирования организаций. Так, А.Н. Латкин в книге «Управленческие нововведения» приводит данные о востребованности организациями управленческих нововведений:

порядка 80% заказывают консалтинговым фирмам новую организационную структуру управления, на втором месте находится мотивация, на третьем - спрос на стратегию, на четвертом - грамотное определение служебных функций персонала, на пятом - подходы к разрешению внутриорганизационных конфликтов.

Можно привести данные из различных источников об эффекте, возникающем вследствие внедрения управленческих инноваций (табл. 1).

Таблица 1

Наши рекомендации