Определение курса развития предприятия («линии деятельности»)
Курс, которым будет следовать организация (видение организации), предполагает наличие какой-то коммерческой идеи, обеспечивающей ей устойчивое функционирование и, в конечном счете, всегда отвечающем на основной вопрос: во имя удовлетворения чьих и каких потребностей организация существует.
Видение определяет, на чем должна концентрироваться организация, каким бизнесом следует заниматься. Всем известная компания «IBM» определили свой бизнес как создание устройств для обработки информации. Поэтому она без особых проблем в свое время перешла от механических счетных устройств к электронным.
Когда-то конкурирующая с ней компания «NCR» перестала быть лидером на рынке кассовых машин, потому что считала своим бизнесом производство устройств точной механики и в силу этого пренебрегла электронными технологиями.
Поэтому генеральную линию деятельности организация ищет во внешнем окружении. В связи с этим необходимо четко представлять перспективы развития отрасли, которые не могут не оказывать влияния на НИОКР. Помощь в разработке стратегии НИОКР может оказать классическая «бостонская матрица», в которой на одной оси отражаются темпы роста в отрасли (перспективы роста рынка), по другой - относительная конкурентная позиция организации (экономическая позиция).
Перспективы роста рынка | Долгосрочные НИОКР, Защитные НИОКР с целью поддерживающие наступа- НИОКР для выхода на рынок тельную стратегию сохранения с различными стра- рыночной тегиями позиций | |
Средние | Защитные НИОКР | |
Низкие | (только, если потребуется) Отказ от НИОКР |
Сильная Средняя Слабая
Экономическая позиция
Рис. 9. Стратегия НИОКР в отрасли
Процессу внедрения новой продукции предшествует прогнозирование объёмов производства, затрат и цен реализации.
Динамика масштабов производства может быть обеспечена на плановый горизонт и внедрением нового товара (услуги) без снятия с производства старого.
Таким образом, в идеале предприятие в каждый плановый период одновременно выполняет три основных функции:
* осуществляет промышленный выпуск продукции, имеющий успех на рынке;
* снимает с производства устаревшую продукцию, прошедшую пик успеха на рынке;
* осваивает выпуск новых изделий.
Миссия организации
Целенаправленное планирование начинается с устремлений руководства, отражающих их уровень притязаний, а сущностная основа его состоит из трёх взаимосвязанных частей:
- учет возможностей функционирования и развития организации на основе анализа внешней среды (риски, возможности);
- учет внутренних резервов на основе анализа ресурсов (сильные, слабые стороны);
- учет ожиданий связанных групп на основе их анализа (собственники, акционеры, государственная власть, руководство организации и т.д.).
Стратегическая установка (или миссия) и означает попытку ответить на вопрос, в чем конечный смысл деятельности организации.
Самым ответственным решением является выбор миссии и определение целей организации, ради достижения которых она формируется, функционирует и развивается как целостное образование.
Создавая организацию, разрабатывая ее устав, собственники обосновывают целесообразность ее существования, доказывая себе и обществу ее необходимость. Миссия и должна убедить общество, что организация создается ему во благо и объединить индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей, значение которого очень велико, поскольку ценности в неформальной структуре имеют своим аналогом цели в формальной. И те, и другие определяют ориентиры развития экономической организации, движущей силой, которого является потребность улучшения своего финансового положения.
При таком подходе миссия определяется в общих терминах без привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.д.
Основная функция производственной организации - удовлетворение социальных потребностей через выпуск продукции и получение экономических результатов от её реализации и воплощается в видении бизнеса («линии деятельности»). Если организация многофункциональна, траекторий может быть несколько, но миссия всегда одна.
Примеры миссии как концепции деятельности фирмы:
Производитель персональных компьютеров фирма «Эпл»: «Осуществить вклад в мировое развитие интеллектуальных средств совершенствующих человечество».
Компания «Дисней»: «Делать людей счастливыми».
General Electric: «Наш важнейший продукт – прогресс».
Samsung: «Хорошо там, где мы есть»
Eleсtrolux: «Сделано с умом».
McDonalds: «Обслуживаем миллионы».
At & T: «Мы стремимся к объединению людей всего мира, обеспечению им доступа друг к другу, к информации и услугам, в которых они нуждаются, всегда и везде».
British Airways: «Мы будем любимой всеми пассажирами мира авиакомпанией».
Honda: «Мы стремимся предлагать наиболее эффективные товары по приемлемым целнам для удовлетворения потребителей всего мира».
Нет основания формулировать миссию для небольших коммерческих организаций: парикмахерских, мастерских, кафе.
Существование миссии определяется следующими факторами:
1. Позволяет менеджерам организации взглянуть на происходящее как бы с высоты птичьего полета, без чего долгосрочная конкурентоспособность немыслима.
2. Способствует улучшению коммуникаций как внутри организации, так и во вне. Акционеры, сотрудники, поставщики, потребители лучше понимают цели бизнеса. Для децентрализованной компании миссия помогает сплачивать, объединять деятельность подразделений в едином направлении.
3. Миссия создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей.
¤ Миссия и цель определяют ориентиры развития экономической организации, движущей силой, которого является потребность улучшения своего финансового положения.