Показатели инновационной активности предприятия
Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность».
Под инновационной активностьюподразумевают готовность к восприятию и освоению инноваций, интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии.
Для оценки инновационной активности компании могут быть использованы следующие показатели:
- научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих научную степень, количество рациональных предложений на одного сотрудника, количество патентов и др.)
- ресурсный потенциал:
Кис – коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью.Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.
В данном анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам (Авн) предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства. Величина Кис имеет следующий вид:
Кис = Си / Авн
где: Си – интеллектуальная собственность (код 1110 «Нематериальные активы» I разд. Бухгалтерского баланса), руб.
При этом
Кис ≥ 0,10 … 0,15 – стратегия лидера;
Кис ≤ 0,10 … 0,05 – стратегия последователя.
Кпр – коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Определяется по формуле:
Кпр = Пн / Чр
где: Пн – число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;
Чр – средняя численность работников предприятия, чел.
При этом
Кпр ≥ 0,20 … 0,25 – стратегия лидера;
Кпр ≤ 0,20 … 0,15 – стратегия последователя.
Кни – коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР.Он показывает долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования, по формуле:
Кни = Ооп / Опн
где: Ооп – стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.;
Опн – стоимость оборудования производственного назначения, руб.
При этом
Кни ≥ 0,25 … 0,30 – стратегия лидера;
Кни ≤ 0,25 … 0,20 – стратегия последователя.
Кот – коэффициент освоения новой техники. Он характеризует способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий и рассчитывается из соотношения вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт, по формуле:
Кот = ОФн / ОФср
где: ОФн – стоимость вновь введенных основных фондов, руб.;
ОФср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.
При этом
Кот ≥ 0,35 … 0,40 – стратегия лидера;
Кот ≤ 0,35 … 0,30 – стратегия последователя.
Коп – коэффициент освоения новой продукции.Он оценивает способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции по формуле:
Коп = ВРнп / ВРоб
где ВРнп – выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.;
ВРоб – общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.
При этом
Коп ≥ 0,45 … 0,50 – стратегия лидера;
Коп ≤ 0,45 … 0,40 – стратегия последователя.
Кир – коэффициент инновационного роста.Онопределяет устойчивость технологического роста и производственного развития и свидетельствует об опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Показывает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договора по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных) по формуле:
Кир = Иис / Иоб
где Иис – стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;
Иоб – общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.
При этом
Кир ≥ 0,55 … 0,60 – стратегия лидера;
Кир ≤ 0,55 … 0,50 – стратегия последователя.
Кроме того принято выделять следующие группы показателей инновационной активности:
1) Затратные показатели:
- удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
- абсолютные затраты на НИОКР
- удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
- затраты на приобретение инновационных фирм;
- наличие фондов на развитие инициативных разработок.
2) Динамические показатели - показатель инновационности ТАТ (Turn-Around-Time) Под этим показателем понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах.
Следующие три показателя характеризуют составные части показателя TAT:
- длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);
- длительность подготовки производства нового продукта;
длительность производственного цикла нового продукта.
3) Показатели обновляемости:
- количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;
- показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);
- количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
- объем экспортируемой инновационной продукции;
- объем предоставляемых новых услуг.
Структурные показатели
К наиболее распространенным структурным показателям относятся:
- состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательские комплексы);
- состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
- численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
- состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.
Структурные показатели могут использоваться в составе агрегированных показателей инновационного развития предприятий, регионов или стран. Так, Академией Народного Хозяйства РФ для оценки инновационного развития субъектов РФ используются следующие семнадцать показателей:
1. Доля персонала, занятого исследованиями и разработками относительно экономически активного населения, %;
2. Доля инновационных организаций относительно общего количества предприятий, %;
3. Доля патентов на изобретения относительно численности населения, %;
4. Доля подачи заявок на изобретения относительно численности населения, %;
5. Доля патентов на полезные модели относительно численности населения, %;
6. Доля подачи заявок на полезные модели относительно численности населения, %;
7. Доля промышленных образцов относительно численности населения, %;
8. Доля аспирантов относительно численности населения, %;
9. Доля организаций, выполнявших исследования и разработки относительно числа организаций, учтенных в ЕГРПО, %;
10. Отношение внутренних текущих затрат на исследования и разработки в регионе к величине ВРП (валового регионального продукта), %;
11. Отношение объема планируемых инвестиций резидентов особых экономических зон (в случае наличия) к ВРП региона, %;
12. Доля студентов высших учебных заведений относительно общего населения, %;
13. Доля пользователей Интернета относительно населения региона, %;
14. Отношение региональных инвестиций в основные фонды к стоимости основных фондов региона, %;
15. Доля экономически активного населения региона относительно общего населения региона, %;
16. Доля количества подписчиков на официальные издания Роспатента относительно численности населения, %;
17. Доля патентных поверенных (с 1993 по 2004) относительно числа предприятий, %.
ЛЕКЦИЯ 5