Показатели инновационной активности предприятия

Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность».

Под инновационной активностьюподразумевают готовность к восприятию и освоению инноваций, интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии.

Для оценки инновационной активности компании могут быть использованы следующие показатели:

- научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих научную степень, количество рациональных предложений на одного сотрудника, количество патентов и др.)

- ресурсный потенциал:

Кис – коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью.Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.

В данном анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам (Авн) предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства. Величина Кис имеет следующий вид:

Кис = Си / Авн

где: Си – интеллектуальная собственность (код 1110 «Нематериальные активы» I разд. Бухгалтерского баланса), руб.

При этом

Кис ≥ 0,10 … 0,15 – стратегия лидера;

Кис ≤ 0,10 … 0,05 – стратегия последователя.

Кпр – коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Определяется по формуле:

Кпр = Пн / Чр

где: Пн – число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;

Чр – средняя численность работников предприятия, чел.

При этом

Кпр ≥ 0,20 … 0,25 – стратегия лидера;

Кпр ≤ 0,20 … 0,15 – стратегия последователя.

Кни – коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР.Он показывает долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования, по формуле:

Кни = Ооп / Опн

где: Ооп – стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.;

Опн – стоимость оборудования производственного назначения, руб.

При этом

Кни ≥ 0,25 … 0,30 – стратегия лидера;

Кни ≤ 0,25 … 0,20 – стратегия последователя.

Кот – коэффициент освоения новой техники. Он характеризует способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий и рассчитывается из соотношения вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт, по формуле:

Кот = ОФн / ОФср

где: ОФн – стоимость вновь введенных основных фондов, руб.;

ОФср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.

При этом

Кот ≥ 0,35 … 0,40 – стратегия лидера;

Кот ≤ 0,35 … 0,30 – стратегия последователя.

Коп – коэффициент освоения новой продукции.Он оценивает способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции по формуле:

Коп = ВРнп / ВРоб

где ВРнп – выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.;

ВРоб – общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.

При этом

Коп ≥ 0,45 … 0,50 – стратегия лидера;

Коп ≤ 0,45 … 0,40 – стратегия последователя.

Кир – коэффициент инновационного роста.Онопределяет устойчивость технологического роста и производственного развития и свидетельствует об опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Показывает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договора по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных) по формуле:

Кир = Иис / Иоб

где Иис – стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;

Иоб – общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.

При этом

Кир ≥ 0,55 … 0,60 – стратегия лидера;

Кир ≤ 0,55 … 0,50 – стратегия последователя.

Кроме того принято выделять следующие группы показателей инновационной активности:

1) Затратные показатели:

- удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;

- абсолютные затраты на НИОКР

- удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

- затраты на приобретение инновационных фирм;

- наличие фондов на развитие инициативных разработок.

2) Динамические показатели - показатель инновационности ТАТ (Turn-Around-Time) Под этим показателем понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах.

Следующие три показателя характеризуют составные части показателя TAT:

- длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

- длительность подготовки производства нового продукта;

длительность производственного цикла нового продукта.

3) Показатели обновляемости:

- количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;

- показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);

- количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);

- объем экспортируемой инновационной продукции;

- объем предоставляемых новых услуг.

Структурные показатели

К наиболее распространенным структурным показателям относятся:

- состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательские комплексы);

- состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

- численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

- состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.

Структурные показатели могут использоваться в составе агрегированных показателей инновационного развития предприятий, регионов или стран. Так, Академией Народного Хозяйства РФ для оценки инновационного развития субъектов РФ используются следующие семнадцать показателей:

1. Доля персонала, занятого исследованиями и разработками относительно экономически активного населения, %;

2. Доля инновационных организаций относительно общего количества предприятий, %;

3. Доля патентов на изобретения относительно численности населения, %;

4. Доля подачи заявок на изобретения относительно численности населения, %;

5. Доля патентов на полезные модели относительно численности населения, %;

6. Доля подачи заявок на полезные модели относительно численности населения, %;

7. Доля промышленных образцов относительно численности населения, %;

8. Доля аспирантов относительно численности населения, %;

9. Доля организаций, выполнявших исследования и разработки относительно числа организаций, учтенных в ЕГРПО, %;

10. Отношение внутренних текущих затрат на исследования и разработки в регионе к величине ВРП (валового регионального продукта), %;

11. Отношение объема планируемых инвестиций резидентов особых экономических зон (в случае наличия) к ВРП региона, %;

12. Доля студентов высших учебных заведений относительно общего населения, %;

13. Доля пользователей Интернета относительно населения региона, %;

14. Отношение региональных инвестиций в основные фонды к стоимости основных фондов региона, %;

15. Доля экономически активного населения региона относительно общего населения региона, %;

16. Доля количества подписчиков на официальные издания Роспатента относительно численности населения, %;

17. Доля патентных поверенных (с 1993 по 2004) относительно числа предприятий, %.

ЛЕКЦИЯ 5

Наши рекомендации