Особенности функционирования бизнес-инкубаторов

По нарастанию степени сложности и эффективности инструментария, предоставляемого деятельностью данных структур субъектам рынка, их можно расположить следующим образом: бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, регионы науки и технологий.

Инкубаторы

Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи.

Инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и др. учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий.

Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля приобретает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2—3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Процедура прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает четыре основных этапа:

1. Отбор клиента из числа претендентов. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения.

2. Вселение и первый год работы в условиях инкубатора. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях.

3. Становление и рост фирмы. Увеличение числа ее работников.

4. Выход фирмы. Администрация помогает «созревшему» клиенту подыскать новое место и переехать.

Функциями бизнес-инкубаторов являются:

1. Оказание материальной и нематериальной поддержки. Материальная поддержка — это предоставление на льготных условиях помещений, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных услуг и пр. Нематериальная поддержка — это обеспечение доступа начинающих предпринимателей и малых организаций к информационным и консультационным услугам – бухучет, налоги, юриспруденция, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам.

2. Достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Бизнес-инкубатор, за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации, должен подготовить эту организацию к действиям в рыночных условиях. За время пребывания организации в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. разместить производство, найти первых покупателей, получить первые заявки и подписать первые контракты.

3. Осуществление бизнес-обучающей функции в виде консультирования или организации тренингов, обеспечения условий для овладения практическими навыками бизнеса сотрудниками инновационных фирм.

Доходы инкубаторов как коммерческих предприятий складываются из:

- арендной платы за наем помещений;

- продажа услуг разного рода;

- участие в прибылях тех инкубируемых фирм, в которых инкубатор как предприятие вложил свои средства.

Практически во всех странах мира инкубаторы пользуются поддержкой государства, которое выполняет финансирование программ по развитию малых форм предпринимательства, особенно в научно-технической сфере.

В России первое подобное объединение было создано в 1990 г. Ассоциация содействия развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов бизнеса (Ассоциация «Технопарк») стала первой организацией, которая взяла на себя инициативу по разработке организационно-экономических основ российских технопарков, созданию и развитию в стране структур поддержки малого инновационного наукоемкого предпринимательства.

Первые бизнес-инкубаторы в России создавались в рамках программ международной помощи. В рамках Морозовского проекта была реализована программа «БИНК», в соответствии с которой к 1996 г. были созданы 8 бизнес-инкубаторов. В 1996 г. было создано Некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов».

В настоящее время в России функционируют более 100 бизнес-инкубаторов. В среднем каждый из них оказывает поддержку нескольким десяткам инновационных предприятий, средней численностью работающих 12—15 человек. Среди них есть бизнес-инкубаторы классического типа, которые объединяют под своей крышей предприятия самого разного профиля: от автосервиса до кондитерской, и специализированные — для развития в том или ином регионе слабого сектора бизнеса (швейные, медицинские, сельскохозяйственные бизнес-инкубаторы). Особое место занимают технологические бизнес-инкубаторы, ориентированные на развитие научно-технических фирм.

Однако, несмотря на уже относительно длительный срок становления российских бизнес-инкубаторов, резкое повышение интереса к их созданию со стороны государства отмечается только в последние несколько лет. Удачный опыт показал, что именно в бизнес-инкубаторе создаются оптимальные условия для старта, начального развития малого бизнеса. Так, по данным Национального содружества бизнес-инкубаторов России, за 3 года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает обычно только 14—30%, в то время как в бизнес-инкубаторе — 85—86%. Бизнес-инкубаторы могут быть признаны одним из наиболее результативных инструментов поддержки и развития инновационного предпринимательства, заметно снижая риски и количество неудач в бизнесе.

Примеры: Инкубатор «Ингрия» (Санк-Петербург), Инкубатор ГУ-ВШЭ, Бизнес-инкубатор МГУ, Бизнес-инкубатор МГИМО.

Наши рекомендации