Инновационный процесс и показатели инновационной деятельности
Понятие и структура инновационного процесса
Жизненный цикл инновации
Субъекты и объекты инновационной деятельности
Факторы, влияющие на инновационную деятельность
Литература:
1. Степанова, И.П. Инновационный менеджмент : курс лекций / И.П. Степанов. - Саратов, 2014. – С, 13-19.
2. Голубев, А.А. Экономика и организация инновационной деятельности: учебное пособие: Санк-Петербург, 2012. – С.14-25.
Понятие и структура инновационного процесса
Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом и инновационной деятельностью.
Инновационный процесс можно рассматривать по-разному:
- во-первых, с позиции последовательной реализации научно-исследовательской, производственной и маркетинговой деятельности;
- во-вторых, с позиции жизненного цикла инновационного продукта.
Согласно первой позицииинновационный процесс представляет собой комплекс действий, необходимых для подготовки и практического использования новых технических, организационных, экономических, социальных и иных решений. Т.е. представляет собой последовательную цепь действий по превращению идеи в инновацию.
Общая схема последовательности инновационного процесса, отражающая его основные стадии и этапы, представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Схема последовательности инновационного процесса
Исследованияпредставляют собой процесс получения нового знания и включают два последовательных элемента:
1) фундаментальные исследования – получение нового теоретического знания в данной области науки;
2) прикладные исследования – выявление возможных областей применения результатов фундаментального исследования.
Разработки– это процесс создания модели будущего объекта производства (продукта) в виде его научного описания. В зависимости от степени детализации модели различают:
1) научно-исследовательские разработки (НИР), результатом которых является обобщенная модель продукта в виде, например, его структурной и принципиальной схемы и основных, в первую очередь, эксплуатационных параметров;
2) опытные разработки (ОР), в ходе которых обобщенная модель развивается до уровня рабочей документации, описывающей все составные части продукта и точные параметры продукта (опытно-конструкторские разработки), технологию его изготовления (опытно-технологические разработки) и экономико-управленческие параметры производства (опытно-управленческие разработки).
Внедрениесостоит в комплексе действий, направленных на создание условий изготовления продукта и, в общем случае, включает в себя следующие последовательные этапы:
1) строительство, в ходе которого выполняются работы капитального характера (собственно строительство зданий и помещений, приобретение и монтаж производственного оборудования), создающие материально-техническую базу производства нового продукта;
2) освоение производства, основное содержание которого составляет процесс отладки технологии и вывод всех характеристик операционного процесса (объем производства, качество продукта, длительность производственного цикла, структура продуктового ряда, затраты и т.п.) на уровень, заложенный в рабочей документации;
3) производство – реализация регулярного операционного процесса с его полным экономическим и управленческим обеспечением.
Структуризация инновационного процесса по стадиям в виде более удобном для практической работы выглядит следующим образом:
1) Маркетинговые исследования потребностей рынка. С целью поиска идей для будущей инновации заключается договор на проведение исследований или исследования рынка проводятся самостоятельно.
2) Инициация инновации. Инициация – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиск идеи инновации, ее технико-экономическое обоснование и материализации идеи.
3) Техническая и экономическая экспертиза проекта. Комплектуются экспертные группы оценки проектов. Проводится экспертиза проектов, делается выбор проекта – победителя.
4) НИР по утвержденной тематике. Утверждается техническое задание на НИР. Проведение НИР. Утверждается акт об окончании НИР.
5) ОКР. Утверждается техническое задание на ОКР. Проведение ОКР. Результатом работы является наличие комплекта конструкторской документации, откорректированной по результатам испытания опытного образца.
6) Маркетинг инновации. После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем рынка, потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок.
7) Подготовка производства. Проводятся работы по подготовке производства, закупается и устанавливается оборудование, осуществляется модернизация и настройка существующего и т.п.
8) Выпуск (производство) инновации – материализации идеи, т.е. превращение идеи в товар )имущество, новый продукт, имущественное право и т.п.).
9) Реализация инновации – продажа продукта или операции на рынке или же реализация операции внутри предприятия. Проводятся мероприятия по стимулированию продаж.
10) Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инновации (реклами, организация процесса торговли и т.п.).
11) Оценка экономической эффективности инновации. Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экоомическая эффективность иннвации.
12) Диффузия (распространение) инновации. Инновационный проуесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия – распространение однажды освоенной инновации в новых регинах, на новых рынках.
Различают три формы инновационного процесса:
1) простой внутренне-организационный (натуральный);
2) простой межорганизационный (товарный);
3) расширенный.
Простой внутренне - организационный инновационный процесс - это процесс создания и использования нововведения в рамках одной организации. Нововведение при этом не приобретает непосредственно товарной формы.
Простой межорганизационный инновационный процесс - нововведения становятся предметом купли-продажи между производителями и потребителями инноваций.
Расширенный инновационный процесс связан с появлением новых производителей нововведения, которые, нарушая монополию первоначального лидера, что способствует через конкуренцию усовершенствованию потребительских качеств продукта.
Наряду с понятием «инновационный процесс» используется понятие «инновационная деятельность».
Согласно Федеральному закону от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О науке и государственной научно-технической политике»Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Инновационная деятельность – все виды деятельности в рамках инновационного процесса.
Инновационная деятельность и инновационный процесс по своему содержанию несколько отличаются. Инновационный процесс является более широким понятием, чем инновационная деятельность. Он охватывает все стадии создания новинки: от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги, которые используются в хозяйственной практике; все этапы жизненного цикла инновации, включая ее диффузию (проникновение) в новых условиях или места применения. А инновационная деятельность заключается в действиях людей, направленных на создание или внедрение инновации на определенной стадии инновационного процесса.
Жизненный цикл инновации
Любая внедренная инновация рано или поздно теряет свою новизну. Это связано главным образом с изменением потребительской ценности, превращением инновации в стандартный продукт либо технологию, освоенную многими предприятиями. Таким образом, любая инновация, независимо от вида, сферы приложения, имеет свой жизненный цикл, т. е. определенный период времени, в течение которого она обладает активной жизненной силой и приносит прибыль производителю и (или) продавцу.
Жизненный цикл инновации - это период от зарождения идеи, создания новинки и ее практического использования до момента снятия с производства.
Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации.
По своему характеру жизненный цикл инноваций соответствует типичному жизненному циклу товара и проходит этапы: разработка, продвижение на рынок, рост, зрелость и упадок, которые характеризуются различными соотношениями расходов, связанных с разработкой и выводом новинки на рынок, и доходов от ее продажи (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Жизненный цикл нового продукта
Этап разработки. Включает стадии зарождения идеи, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для превращения идеи в пригодный для промышленного изготовления продукт, разработку технологии его производства.
Этап выведения на рынок. На этом этапе происходит налаживание технологического процесса, выпуск пробной партии и ее рыночная апробация, формирование стратегии и каналов сбыта. На этом этапе прибыль отсутствует, поскольку расходы превышают доходы от продажи. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.
Этап роста. Период быстрого восприятия нового товара рынком и быстрого роста прибылей. Продолжительность стадии определяется временем, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.
Этап зрелости и насыщения. Характеризуется замедлением темпов сбыта в результате приобретения товара большинством покупателей. Товар перестает быть новинкой. Прибыль стабилизируется или уменьшается в связи с ростом затрат на его защиту от конкурентов. Этим этапом жизненный цикл инновации фактически завершается.
Рутинизация инновации– приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, –моральное старение инновации.
Этап упадка. Резкое падение сбыта и снижение доходов. Товар снимают с производства.