Тема 8. Разграничение социальных воздействий в организации
Разграничение социальных воздействий в организации. Диалог как организационный принцип коммуникативной деятельности персонала организации. Характеристика основных моделей общения сотрудников организации. Психологические барьеры, возникающие в общении, их характеристика. Другие группы барьеров, возникающие в общении: физические, социально-ролевые, информационно-познавательные, идеологические, социально-психологические, организационно-психологические, психосоциальные.
Тема 9. Психологические приемы управленческого воздействия руководителя на человека в организации
Психологические приемы достижения расположенности подчиненных. Общий психологический механизм аттракции. Психологические правила формирования устных распоряжений. Психотехнологии установления межличностных отношений с персоналом организации (основы трансактного анализа Э. Берна).
Раздел IV. Персональное развитие, власть, лидерство и их влияние на организационный климат
Тема 10. Теоретические основы исследования поведения личности в системе общественной организации
Теории личности, ориентированные на исследование (Г. Олпорт: личность уникальна). Определение личности. Функциональная автономия мотивации у взрослых. Определение личностных черт. Персональные диспозиции. Соотношение черт, аттитюдов и привычек. Теории отдельных личностных черт: локуса контроля, уровней самооценки, поведения типа А и В, мотивации достижений, консерватизма, самомониторинга. Этапы развития психологии личности.
Тема 11. Роль власти и лидерства в регулировании организационного поведения общественной системы
Понятие и составляющие власти. Составляющие процесса наделения властью. Три режима власти и подчинения. Виды власти в организации. Источники формальной и неформальной власти. Источники власти функциональных направлений и подразделений. Понятие и природа руководства. Характерные черты и поведение руководителя. Ситуационные подходы к руководству. Управленческий цикл руководителя. Контролирующее поведение руководителя.
Определение лидерства. Типы лидерства. Лидер и руководитель. Лидер и менеджер. Лидер, власть и психология личности. Власть, лидерство и принятие управленческого решения. Индивидуальное и групповое принятие решений. Теория стилей управленческого решения В. Врума. Правила защиты качества решения. Правила увеличения уровня принятия решения подчиненными. Стили руководства и организационное поведение. Зависимость типа организации и организационного поведения от руководителя.
Тема 12. Влияние организационных изменений на развитие организации
Взаимосвязь организационного поведения, организационных изменений и организационного развития. Соотношение стратегических и оперативных аспектов в организационном поведении. Организационные изменения как текущие количественные преобразования в управляемой общественной системе. Организационное развитие как процесс взаимосвязанных количественных и качественных преобразований в управляемой общественной системе. Понятие и виды организационных изменений. Управление изменениями в организации. Дивиантность организационного поведения. Преодоление сопротивления персонала организационным изменениям компании. Ключевые точки управления поведением и развитием организации.
Раздел V. Сущность и причины конфликтов. Управление поведением сотрудников в условиях конфликтных ситуаций
Тема 13. Место и роль конфликтов в управлении социальными процессами в организации
Понятие и виды конфликтов. Место и роль конфликтов в управлении социальными процессами и персоналом организации. Ролевые конфликты. Психология природы конфликта и технология конфликтных отношений. Двоякая роль конфликтов в развитии социальных процессов и их классификация. Источники (причины) социально-психологических конфликтов в организации. Причины организационного конфликта и его этапы. Сущность и анатомия социально-психологического конфликта. Анализ конфликтной ситуации – основа управления социально-психологическим конфликтом.