Самооценка организаций. модели премий по качеству
Самооценка — это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества.
Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности.
Проведение самооценки дает организации такие преимущества, как:
* использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев;
* систематический подход к совершенствованию деятельности;
* получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;
* обучение персонала применению принципов TQM, а также его стимулирования;
* внедрение различных инициатив и передовых методов управления качеством;
* определение глубины изменений, происшедших с момента проведения предыдущей самооценки;
* возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других.
Премии по качеству
Европейская награда за качество.
Оценка претендентов на EQA производится по девяти критериям с различными их весовыми значениями, которые условно разбиты на две группы.
К критериям, оценивающим возможности компании, относятся:
* руководство;
* управление людьми;
* политика и страт;
* ресурсы;
* процессы.
Результаты деятельности компании оцениваются степенью:
* удовлетворения людей;
* удовлетворения потребителя;
* воздействия на общество;
* деловых результатов .
Премия Деминга
Приз Демиига за качество (премия Деминга) был учрежден в 1951 г. в честь большого вклада Эдварда Деминга в развитие качества в Японии. Компании, которые награждались призом Деминга за качество, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC (Всеобщий Контроль Качества) и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности. Приз Деминга присуждался также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества.
Критериями оценки претендующей компании на приз Деминга являются 48 показателей, объединенные в шесть ключевых моментов в деятельности претендента:
1. политика и цели;
2. организация и администрирование;
3. образование и распространение знаний;
4. выполение;
5. результаты;
6. дальнейшие планы.
Премия по качеству Мэлкома Бэлдриджа
Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. Было решено присуждать премию М. Бэлдриджа трем категориям компаний:
* бизнес (производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек);
* образование;
* здравоохранение.
Премия М. Бэлдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории. Анализ претендентов на данную премию проводится в соответствии со следующими семью критериями:
1. Руководство (10 %).
2. Информация и анализ (7,0 %).
3. Стратегия планирования качества (6 %).
4. Человеческие ресурсы (15 %).
5. Уверенность в качестве товаров и услуг (14 %),
6. Результаты качества (18 %).
7. Фокус на потребителя и удовлетворение его нужд и пожеланий (30%).
Все эти семь критериев составляют важнейшую часть работы любой организации в области качества.
Премия по качеству Правительства РФ
Ежегодный конкурс на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, оценочные критерии которого гармонизированы с моделью престижной Европейской премии по качеству, предоставил российским организациям современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения их конкурентоспособности
Премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствует привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности. Лауреаты получают право использования эмблемы премии в своих рекламных материалах.