Область применения имитационного моделирования и компьютерного эксперимента.
Имитационное моделирование - это метод исследования, заключающийся в имитации на ЭВМ с помощью комплекса программ процесса функционирования системы или отдельных ее частей и элементов. Сущность метода имитационного моделирования заключается в разработке таких алгоритмов и программ, которые имитируют поведение системы, ее свойства и характеристики в необходимом для исследования системы составе, объеме и области изменения ее параметров.
Имитационное моделирование позволяет имитировать поведение системы во времени. Причём плюсом является то, что временем в модели можно управлять: замедлять в случае с быстропротекающими процессами и ускорять для моделирования систем с медленной изменчивостью. Можно имитировать поведение тех объектов, реальные эксперименты с которыми дороги, невозможны или опасны. С наступлением эпохи персональных компьютеров производство сложных и уникальных изделий, как правило, сопровождается компьютерным трёхмерным имитационным моделированием. Эта точная и относительно быстрая технология позволяет накопить все необходимые знания, оборудование и полуфабрикаты для будущего изделия до начала производства.
Имитационное моделирование является универсальным и особенно успешно может применяться в вероятностных процессах и в исследовании переходных режимов экономических явлений. Лица, ответственные за принятие решений в области создания экономических систем, могут оценить их эффективность одним из трех следующих способов.
Имитационное моделирование применяется тогда, когда требуется имитация элементарных явлений, составляющих исследуемый процесс, при сохранении их логической структуры, последовательности протекания во времени, характера и состава информации о состоянии процесса.
Область применения вычислительных экспериментов в экономике и управлении простирается от имитации конкретных видов деятельности до имитации функционирования корпорации и даже экономики страны с применением различного класса моделей.
Применение имитационного моделирования целесообразно в следующих случаях:
1) если не существует законченной постановки задачи на исследование и идет
процесс познания объекта моделирования;
2) если характер протекающих в системе процессов не позволяет описать эти
процессы в аналитической форме;
3) если необходимо наблюдать за поведением системы (или отдельных ее компонентов) в течение определенного периода, в том числе с изменением скорости
протекания процессов;
4) при изучении новых ситуаций в системе либо при оценке функционирования
ее в новых условиях;
5) если исследуемая система является элементом более сложной системы, другие элементы которой имеют реальное воплощение;
6) когда необходимо исследовать поведение системы при введении в нее новых
компонентов;
7) при подготовке специалистов и освоении новой техники (в качестве тренажеров).
КОРШУНОВ
1. Определение цели проекта и его обоснование
Интерес также представляет пирамида целей проекта. Необходимо дать характеристику уровням этой пирамиды и определить место, которое на ней занимают наши объекты управления.
Цель проекта – это результаты, которые следует получить в процессе выполнения проекта. Ими могут быть создание какой-либо услуги или эффекта от ее внедрения, разработка какого-либо нормативного акта или обеспечения его прохождения и утверждения
Описывайте цели проекта кратно; поменьше делайте специальных терминов и аббревиатур; добивайтесь качества емкой формулировки, а именно: конкретности, (без разночтений); измеримости (показатели и меры); стимулирования (цели должны побуждать людей к их достижению); выполнимость (реальность и достижимость); определенность во времени (сроки).
Для определения истинной цели проекта необходимо:
- расспросить заинтересованных людей чего они хотят и ожидают от проекта;
- выслушать все доводы во избежание неясностей и противоречий;
- попросить подчиненных ясно излагать все детали и не допускать неопределенностей;
- сверить полученную информацию со сведениями из других источников. Процедура построения «дерева целей» включает следующую последовательность действий:
1. Описание желаемого результата.
2. Определение генеральной цели.
3. Определение подцелей исходя из генеральной цели.
4. Определение подцелей для каждого уровня.
5. Декомпозиция подцелей, их структуризация и ранжирование.
6. Реализация подцелей.
Цели состоят из двух уровней. Верхушка – это стратегические цели уровня организации, а ниже – цели непосредственно проекта.
Стратегические цели проекта – это цели, достигаемые в долгосрочной перспективе, направленные на достижение миссии и выполнение стратегии компании. К ним привязывать PM не целесообразно. Они служат тому, чтобы увязать цели проекта со стратегическими целями компании, чтобы иметь перед собой долгосрочный ориентир.
Точная формулировка результата.
Срок – точная календарная дата сдачи-приемки.
Постановщик – фамилия и имя.
Ответственный ресурс – фамилия, имя и бюджет.
Документированная форма постановки.
После выбора проекта обоснуйте его, т. е. укажите причину выбора (потребность в том или ином изделии), назначение, область применения, принцип работы (если есть необходимость), степень значимости. Далее оцените сложность проекта и доступность его реализации, исходя из приобретенных знаний, умений и навыков. Необходимо учитывать и возможности материально-технического обеспечения, экономической и экологической целесообразности.
Конкурентоспособность изделия будет зависеть не только от вышеперечисленных требований, но и от его художественного оформления. Все эти сведения должны носить описательный характер (в виде сочинения) и излагаться в пояснительной записке к проекту.
При подборе творческих проектов необходимо учитывать следующие требования:
· собственные интересы;
· специфику региона и местных условий;
· комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течение года;
· соответствующую сложность и трудоемкость;
· соответствие материально-техническим возможностям учебных мастерских;
· творческую самостоятельность;
· учет возможностей учителя трудового обучения;
· возможность реализации изделия.
2. Бизнес-план - формализованное описание предметной области проекта, начальных условий и ограничений
Бизнес-план Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.
Бизнес-план служит целям:
• выявление целей бизнеса;
• оказание содействия в выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса;
• создание системы измерения результатов деятельности;
• предоставление инструментария управления бизнесом;
• предоставление средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных стратегий выживания.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
· определить конкретные направления деятельности фирмы,
· целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
· определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
· выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
· оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
· выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
· оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:
· какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
· каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
· какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
· сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;
· каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
· какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;
· какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
· каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
1. Подготовительная стадия | |||||||
Созревание идеи | Принятие решения о разработке проекта | Принятие решения о разработке бизнес-плана | Принятие решения о финансирование разработки бизнес-плана | Организация группы по разработке бизнес-плана | |||
2. Стадия разработки бизнес-плана | |||||||
Формулирование целей бизнес-плана | Уточнение требований потенциальных инвесторов к бизнес-плану | Сбор исходной информации | Разработка бизнес-плана | Оформление бизнес-плана | |||
3. Представление бизнес-плана партнерам | |||||||
Проведение переговоров с потенциальным партнером | Согласование и оформление договоров с партнером | Аудит бизнес-плана внешними инвесторами, кредиторами | Принятие решения об инвестировании, кредитовании | Корректировка бизнес-плана по результатам согласования | |||
4. Стадия реализации бизнес-плана | |||||||
Разработка плана-графика реализации | Решение правовых вопросов | Процесс инвестирования проекта | Реализация бизнес-плана | Контроль и оценка реализации | Финансовые расчеты | ||
3. Обоснование выбора критериев и анализ альтернатив
Альтернативой в процессе принятия решений называют способ действий или стратегию по достижению цели. Дословно "альтернатива" (фр. alternative, от лат. alter – один из двух) означает необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений, нужных вариантов и т.п.
Принятие решения – есть выбор наилучшей (оптимальной) или приемлемой, удовлетворительной альтернативы, т.е. определенные действия над множеством альтернатив, в результате которых получается подмножество допустимых (возможных) альтернатив, удовлетворяющих налагаемым ограничениям. Далее допустимые (возможные) альтернативы, вернее, их результаты (исходы, последствия) сравнивают по принятым критериям эффективности, которые представляют собой чаще всего математическое выражение цели и определяют степень достижения цели для каждой отобранной альтернативы. Альтернатива, достигшая экстремума этого критерия, является оптимальной.
Критерий (от др.-греч. κριτηριον – средство для решения; признак, на основании которого производится оценка; мерило, суждение) – это способ описания альтернативных вариантов решений, способ выражения различий между ними (альтернативами) с точки зрения предпочтений ЛПР. Количественные критерии, позволяющие оценивать результаты принимаемых решений, принято называть критериями эффективности. Каждое решение приводит к определенному результату (исходу), последствия которого оцениваются по критериям (оценочным критериям). Поэтому критериями называют показатели, характеризующие общую ценность решений таким образом, что у ЛПР имеется стремление получить по ним наиболее предпочтительные (или лучшие) оценки.
Критерии – это показатели, на основе которых следует проводить оценку альтернатив с точки зрения возможности достижения поставленной цели. Для оценки часто используется комплекс критериев.
К критериям предъявляют следующие требования:
• полнота (набор критериев должен обеспечивать адекватность оценки достижения цели решения);
• операциональность (наличие у критерия четкой, однозначной формулировки);
• декомпозируемость (возможность структуризации системы критериев);
• достаточность (отсутствие избыточности);
• минимальность (набор критериев должен быть минимально необходимым для осуществления оценки);
• измеримость (каждый критерий должен давать количественную или качественную оценку степени достижения цели).
Наиболее удобны для анализа те альтернативы, в которых мерилом эффективности является единственный количественный критерий (доход, прибыль, издержки и т.д.). Единственный критерий, используемый для оценки альтернатив, называют скалярным, а совокупность критериев, характеризующих альтернативы, – векторным критерием. Задачи оценки эффективности решений одновременно по нескольким критериям называют многокритериальными.
В многокритериальных задачах появляются вопросы: как формализовать задачу; как согласовать противоречивые стремления; как принять решение?
4. Инструментальные средства подготовки бизнес-плана
Такими инструментами бизнес планирования могут считаться:
• план сбыта – устанавливается на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;
• план производства – рассчитывается по исходным данным плана сбыта;
• план создания производственных мощностей;
• план инвестиционной деятельности;
• план по персоналу;
• план материально-технического снабжения;
• план материальных запасов;
• финансовый план;
• план ликвидностей;
• план по рекламе;
• плановый баланс – представляет собой данные сравнения экономико-финансового состояния предприятия с его обязательствами;
• план результатов – содержит расчетные данные, отражающие различные виды предполагаемых результатов: экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических;
• план по экологии.
Особым видом плана является бюджет. Бюджетирование – один из основных инструментов управления компанией. Оно давно и активно используется компаниями как технология финансового планирования. Бюджетирование – это такой метод управления, который позволяет представить деятельность предприятия как процесс балансирования доходов и расходов, места возникновения которых четко определены и за ними установлена строгая адресная ответственность.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:
специфику вида предпринимательской деятельности;
размеры предприятия;
цель составления бизнес-плана;
общую стратегию предприятия;
перспективы роста создаваемого предприятия;
размер предполагаемого рынка сбыта;
наличие конкурентов.
Кроме того, бизнес-план может быть утвержденным и осуществленным в качестве внутреннего закона для фирмы, а в других случаях – иметь статус оценочного, информационного, вариантного, предварительного и т.д. По сфере охвата деятельности бизнес-план может быть общефирменным или планом филиала, дочернего предприятия или подразделения. Статус утверждаемого бизнес-плана выше статуса действующего традиционного годового плана и является основанием для внесения в последний необходимых изменений и уточнений вытекающих из содержания бизнес-плана.
5. Научный уровень проекта
Одной из форм инновационного проекта являются исследовательские проекты. Под исследовательским проектом мы понимаем разработанный план исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народнохозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.
Различают инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем (ИС) и баз данных (БД); издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ и др. Рассмотрим их подробнее.
Инициативные проекты, как правило, осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными и не имеют конкретных заказчиков. Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года.
Содержание инициативного проекта составляют:
- фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;
- конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;
- предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени новизны), общий план работ на весь срок выполнения работы;
- ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности);
- современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;
- имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные методы (с оценкой степени новизны);
- список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту;
- перечень и характеристика имеющегося оборудования.
Проект развития материально-технической базы научных исследований включает:
- фундаментальные проблемы, для .решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;
- указание сферы применения оборудования (подразделение, организация и т.п.);
- общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;
- имеющийся задел по предлагаемому проекту;
- перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;
- контракт на приобретение (или изготовление дорогостоящего оборудования).
В проекте создания информационных систем и баз данных отражаются:
- область знания, в которой должна применяться создаваемая ИС или БД;
- фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание
ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;
- конкретная фундаментальная задача, на решение которой направлен проект;
- предлагаемые методы и подходы;
- общий план работ на весь срок выполнения проекта;
- ожидаемые результаты;
- современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;
- имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);
- наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;
- перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, которые необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения проекта;
- способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют наличия лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуникационный доступ, другие);
- стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти, кбайт); требуемый объем памяти НЖМД (мбайт) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы, программные средства, необходимые для функционирования ИС);
- функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представления документа; организация и режим поиска);
- дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС).
В издательском проекте показываются:
- фундаментальная научная проблема, на анализ и обобщение результатов которой направлен проект;
- конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;
- план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 40 ООО знаков) и предполагаемый тираж;
- современное состояние публикаций в данной области науки;
- степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения);
- имеющийся у автора (авторского коллектива ) научный задел;
- полученные ранее результаты и разработанные методы;
- список публикаций автора (авторского коллектива), наиболее близко относящихся к данному проекту.
Проект проведения экспедиционных работ раскрывает:
- фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;
- формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ;
- имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ);
- перечень имеющегося и необходимого оборудования.
Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) отражают:
- область знаний, при решении фундаментальных проблем которой предполагается использовать комплекс оборудования;
- перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные характеристики;
- имеющийся опыт по научно-методическому использованию комплекса оборудования для фундаментальных исследований;
- основные направления научно-методического развития комплекса, а также перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую работу комплекса.
Рассмотренные проекты характерны для проведения научных исследований по математике; информатике; механике, физике; астрономии; химии; биологии и медицине; науки о земле; гуманитарных и общественных наук.
Для исследовательского проекта характерно следующее:
- не повторяется (новизна);
- имеет заранее сформулированную цель;
- имеет определенное начало и конец;
- ограничен во времени и средствах;
- сложен;
- требует привлечения специалистов разных профилей;
- имеет высокий приоритет.
Проект должен быть нацелен на достижение в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:
- создания проектной группы или образования творческого коллектива;
- управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержкам и срокам).
Многие проекты могут осуществляться наряду с обычной повседневной деятельностью.
6. Основные критерии оценки качества - научно-техническое содержания проекта, квалификации управленческого потенциала авторского коллектива и рыночного спроса на продукт проекта.
Жесткая конкуренция, сложившаяся в последние годы на рынке, вынуждает предприятия всё чаще обращать внимание на такой аспект развития производства, как инновации. Ведь именно качественный инновационный продукт может повысить престиж и финансовую рентабельность предприятия.
Под качеством инновационного проекта как объекта управления будем понимать те его характеристики, которые относятся к результативности, конкурентоспособности инновационного продукта, финансовой привлекательности. Требования, предъявляемые к инновационным проектам, вытекают из необходимой последовательности процедур по выявлению наиболее перспективных разработок. А именно тех, которые являются актуальными объектами для коммерциализации.
Инновационные процессы, формируемые в виде инновационных программ и проектов, относятся к категории объектов наиболее высокого риска для инвестиций. В основном, финансирование инновационной сферы в России идет из бюджетных источников, из собственных средств предприятий и специальных фондов. Оценка и отбор инновационного проекта могут базироваться на различных методиках и ориентироваться на различные критерии. Выбор методики и критериев зависит от специфики инновационного объекта, типа отрасли и ряда других факторов. Специфика инновационной деятельности предполагает использование, как экономической оценки, так и многофакторных методов.
Мы предложили свою систему критериев оценки качества инновационных проектов.
Потребность в инновациях. Прежде чем реализовать проект необходимо проанализировать обстановку на предприятии, оценить свою фирму с точки зрения её способности наилучшим образом реализовать проект, и уже из полученных результатов сделать вывод о необходимости преобразований.
Финансовая привлекательность проекта. Это один из важнейших этапов оценки проекта. Здесь необходимо проанализировать уровень финансовых показателей эффективности проекта, то есть возможную прибыль, ближайший срок её получения, инвестиционные вливания. Ведь именно для получения прибыли и внедряются все инновации.
Уникальность проекта. Результатом реализации инновационного проекта должен стать уникальный продукт, отсутствие аналогов которого на рынке сбыта приведет к повышенному спросу. При этом продукт должен обладать «патентной чистотой».
Соответствие рыночной и инновационной стратегиям предприятия. Оценивая инновационный проект по этому критерию, необходимо выявить насколько цели и задачи проекта совпадают с целями и стратегиями предприятия. Формализованная оценка такого соответствия позволяет разработать оптимальную концепцию создания производственных инноваций в условиях рыночных отношений переходного периода.
Финансовое и научно-техническое обеспечение проекта. Реализация любого проекта должна основываться на уже имеющейся материальной базе. Предприятие должно иметь соответствующий технологический потенциал, а также учитывать затраты на материальное обеспечение (сырьё, материалы и комплектующие, топливо и энергоносители и т. п.).
Квалификация специалистов и уровень организации предприятия. На предприятии сотрудники образуют особую социальную систему, иначе называемую корпоративной культурой компании. Ее способность справляться с предлагаемыми переменами является ключом к любым значительным усовершенствованиям. Культурная составляющая тесным образом связана с этикой, корпоративная культура не только выигрывает от управления этикой деловых отношений, но и напрямую от него зависит.
Управление этикой деловых отношений представляет собой комплексную программу непрерывного совершенствования стереотипов мышления и поведения, составляющих основу деловых и производственных отношений. Основными признаками «сильной» политики в области этики являются:
1) нацеленность на решение крупных проблем
2) обучение и воспитание сотрудников
3) ориентированность на организационные изменения
4) универсальность
5) четкое логическое обоснование
6) профилактика
7) умение проводить этическую проверку
8) преобразование «плохого» в «хорошее», «неверного» в «правильное»
9) личный пример руководителя.
Таким образом, поскольку все основные трудности по внедрению инновационных проектов ложатся на плечи персонала, то руководство в первую очередь должно убедиться в квалифицированности своих сотрудников.
Жизненный цикл инновационного проекта. Период времени от зарождения идеи у новатора до освоения и использования её на производстве должен быть оптимален, так как должна сложиться благоприятная обстановка для реализации данного проекта. Ведь, то что ново и интересно сегодня через месяц может оказаться никому не нужно.
Экологический аспект. Поскольку в настоящее время вопрос об окружающей среде стоит очень остро, то любое предприятие обязано соблюдать экологические стандарты и выпускать только экологически чистые продукты.
Риск проекта. При реализации инновационного проекта всегда возникает неопределённость, обусловленная неблагоприятными последствиями и ситуациями. В этом случае анализ таких последствий (рисков) даёт возможность предприятию (организации) принять решение о целесообразности выполнения работ по оцениваемому инновационному проекту и выработке мер по защите от возможных финансовых и других видов потерь. В отношении инновационного проекта всегда существует вероятность, что проект окажется неоправданным с научно-технической точки зрения или технически успешный проект потерпит неудачу на инновационном рынке.
При оценке вышеперечисленных критериев необходимо использовать синергетический подход, который является основным компонентом рыночной стратегии. В экономики данное понятие называют «эффектом 2+2=5», для того что бы подчеркнуть, что эффект от суммы больше, чем сумма эффектов составляющих частей.
Измерение синергизма можно сравнить с так называемой «оценкой сильных и слабых сторон». Для оценки степени синергизма измеряются совместные эффекты между двумя решениями.
Предлагаемая техника оценки может быть использована для:
1) оценки сильных и слабых сторон инновационного проекта;
2) выявления синергетических характеристик проекта;
3) измерение синергетического потенциала возможного инновационного проекта.
Существуют два способа измерения синергетического эффекта: оценка повышения качества продукта при данном уровне вложений, и оценка сокращения затрат при данном уровне результативности.
Таким образом, выбор инноваций должен основываться на синергетическом подходе. Поскольку, именно этот подход позволяет наиболее точно определить уровень качества инновации.
Данная система оценки универсальна, она может быть использована как на производстве, так и в учебной деятельности. В зависимости от сферы применения количество критериев может изменяться.
На кафедре «Управление качеством» руководство планировало ввести 3 инновационных проекта – это новые методы оценки качества учебной деятельности: метод Тагути (основан на анализе такого критерия как «сигнал-шум», который определяет отклонение от необходимого показателя качества учебной деятельности), метод «шесть сигм» (составлена процессная матрица учебного процесса на основе DMAIC, которая содержит оценку, измерения, анализ, улучшение и контроль), процессная подход (входы, выходы, добавленные ценности). Каждый проект был проанализирован студентами СКБ «Качество» в соответствии с вышеперечисленными критериями. В результате все три проекта получили положительную оценку и были внедрены на кафедре. Эффективность данных проектов оказалась такой, как и предполагалось. Следовательно, предложенная нам система оценки качества инновационного проекта является функциональной.
7. Технический уровень проекта
В управлении инновациями могут быть использованы различные подходы. Доминирующим является проектный подход, в основе которого лежит представление об инновации как результате разработки и реализации конкретного проекта. Применение проектного подхода в организации и управлении инновационным процессом имеет ряд особенностей. Среди них:
1. При использовании подхода становится возможным чётко очертить цель и ожидаемые результаты тех действий, которые формируют инновационный процесс как некую целостность. Эта особенность позволяет, с одной стороны, проводить оценку эффекта, достигаемого при реализации инновационного проекта, и его эффективности. С другой стороны, обеспечивается завершенность проекта – проект предстаёт в форме ряда последовательных стадий, начиная со стадии инициации проекта и заканчивая стадией его завершения.
2. Проектный подход позволяет аккумулировать значительный объём ресурсов. В ресурсном блоке проекта разрабатываются схемы ресурсообеспечения: определяются источники поступления ресурсов (прежде всего финансовых), конкретные объёмы поступления, их периодичность и сроки. Принципиально важным является создание в рамках проекта ресурсных резервов, так как не секрет, что на практике, как правило, не удаётся чётко следовать разработанным ресурсным схемам и приходится изыскивать дополнительные ресурсы.
3. На стадии инициации проекта необходимо выполнять детальные экономические обоснования, результаты которых должны подтверждать целесообразность разработки проекта. Такие обоснования нуждаются в широком информационном обеспечении, использовании различных баз данных, а также в применении научно обоснованного и широко апробированного аналитического инструментария. Например, математическое обоснование зависимости финансовых потоков (как одного из показателей экономического обоснования проекта) от объема информационных потоков приводится в работе.
4. Для разработки проектов создаются специальные рабочие группы. Они предоставляют собой коллектив специалистов, которые обладают достаточной квалификацией (и их квалификационные характеристики соответствуют области деятельности, в которой разрабатывается проект), а также опытом в формировании подобных проектов. При разработке крупных или особо сложных проектов возникает необходимость в дополнительном обучении специалистов, в повышении их квалификации или в адаптации их опыта, знаний и компетенций к специфике проекта.
5. Каждый проект снабжается схемами его реализации, в которых отражаются этапы реализации, конкретные действия (последовательные и параллельные), в ряде случаев выстраиваются сетевые графики. При разработке схем реализации проекта необходимо предусмотреть возможность его корректировки, например, при переходе от одного этапа к другому. Такая корректировка становится необходимой в случае изменения условий реализации проекта. Для того, чтобы отследить эти изменения, дать оценку характеру и степени их влияния на реализуемый проект, следует использовать в процессе реализации функцию мониторинга. В организационном плане это означает, что положительный эффект может быть достигнут за счёт интеграции в оргструктуру проекта подразделения, отвечающего за проведение мониторинга процесса реализации проектных установок – мониторинга реализации.
6. Каждый проект должен быть снабжён собственной системой управления. Такая система должна опираться на универсальные принципы управления инновациями (принципы системности, комплексности, ресурсообоснованности и другие) и полностью учитывать специфику проекта. Целесообразно, в этой связи, привлекать к управлению проектами специалистов, обладающих практическим опытом в проектном управлении. Интеграция практического опыта, фундаментальных знаний и методик управления позволит сформировать устойчивую базу как для разработки проектных решений, так и для их успешной реализации. При реализации проектного подхода осуществляется их конкурсный отбор, который базируется на использовании множества оценочных показателей и использовании особого алгоритма оценки. При этом важен не только алгоритм системной оценки множества показателей и параметров, но и алгоритм оценки каждого из них. Одним из таких показателей является показатель научно-технического уровня (НТУ) проекта. Выявление показателя НТУ проекта – процесс довольно сложный и не исследованный досконально. На методическом уровне он до сих пор не получил достаточного развития. Представляется необходимым, в частности, адаптировать под современные реалии методику вычисления обобщенного показателя НТУ, то есть методику оценки научно-технического уровня автоматизированных систем управления.
Методика оперирует показател