Основные виды, типы стратегии, угрозы, шансы, риски, сценарии будущего, модель взаимосвязи стратегических факторов успеха
Основанная на прогнозе общая концепция того, как достигаются главные цели фирмы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы, дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижение победы в конкурентной борьбе, получила название управленческой стратегии.
Виды стратегий
Стратегии можно классифицировать по многим основаниям, поэтому рассмотрим лишь основные.
Прежде всего, речь идет о степени важности (уровне). С этой точки зрения выделяются,
Генеральная (корпоративная) стратегия отражает способы осуществления миссии фирмы и служит основой "пирамиды" стратегий. За ее осуществление ответственно высшее руководство. Она является общей, то есть нацелена на решение проблем фирмы в целом, на которых та должна сконцентрироваться.
В частности, ее объектами являются:
• пути формирования основных конкурентных преимуществ;
• способы распределения ресурсов между хозяйственными подразделениями;
• инвестиционные приоритеты;
• изменение структуры корпорации, диверсификация производства, слияния и поглощения;
• приспособление к изменениям среды;
• координация перспективных действий подразделений;
• решение крупных проблем;
• пути достижения сбалансированности отдельных видов бизнеса.
Корпоративная стратегия имеет определенную ориентацию, например:
• на акционеров;
• на администрацию;
• на узкую группу лиц;
• на преобразования;
• на процветание всех вместе и каждого в отдельности.
Во главе угла общей стратегии находится проблема роста (рыночной доли, конкурентных преимуществ и пр.). Выделяют четыре варианта такого роста (ускоренный, замедленный, отрицательный, комбинированный).
В зависимости от способов осуществления роста выделяются так называемые эталонные стратегии (типы):
1) концентрированного роста;
2) интегрированного роста;
3) диверсифицированного роста:
• централизованная диверсификация;
• горизонтальная диверсификация;
• конгломератная диверсификация;
4) сокращения:
• ликвидации (банкротства);
• сбора урожая;
• экономии.
Частные стратегии определяют модель поведения компании или стратегических подразделений в той или иной конкретной рыночной ситуации или на отдельном рынке или его части (например, стратегия лидерства в качестве, лидерства в ценах и пр.).
Варианты частных стратегий, ведущих к достижению стратегических целей в рамках, заданных общей стратегией и ограничениями на использование ресурсов, образуют стратегические альтернативы. Каждая альтернатива характеризуется конкретным соотношением затрат и результатов. При разработке стратегических альтернатив исходят из трех возможных способов действия:
• на основе внутреннего развития (опора на собственные силы);
• на основе кооперации с другими предприятиями;
• на основе ликвидации части предприятий.
Необходимо различать стратегию фирмы (подразделения) и стратегию бизнеса.
Бизнес-стратегия (деловая стратегия) представляет собой план деятельности в определенной хозяйственной сфере (направлении, на рынке) и воплощается в бизнес-плане. Для компании, занимающейся одним видом деятельности, она может совпадать с корпоративной стратегией.
Совокупность бизнес-стратегий, за которыми должна следовать стратегия развития фирмы, и составляет основу портфельной стратегии.
Разновидностями деловой стратегии (бизнес-стратегии) являются следующие.
1. Операционные, разрабатываемые в рамках основных направлений деятельности. Они определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями, обеспечить выполнение стоящих задач. Эти стратегии дополняют и развивают бизнес-план. Ответственными за них являются вице-президенты по производству и территориальные менеджеры.
2. Функциональные стратегии разрабатываются основными подразделениями на основе корпоративной и деловой стратегии (бизнес-стратегии). Они являются ресурсными программами, обеспечивающими развитие предприятий и стратегических подразделений, и определяют пути достижения специфических целей, стоящих перед ними в области производства, НИОКР, финансов, кадров, маркетинга, материально-технического обеспечения, создания альянсов, решения организационных вопросов и пр.
3. Конкурентные стратегии определяют, как фирма должна реагировать на изменение ситуации, и предусматривают в зависимости от ее состояния наступательные и оборонительные действия, краткосрочные тактические ходы и долгосрочные мероприятия, от которых зависит будущее компании. Конкурентные стратегии более узконаправленны, чем деловая.
Обычно такие стратегии ориентированы на улучшение конкурентной позиции товаров или услуг. Они нацелены на защиту существующих и приобретение новых конкурентных преимуществ, повышение конкурентоспособности (поэтому их и называют конкурентными).
4. Специальные стратегии для отдельных особых случаев, например стратегия банкротства, реструктуризации и пр.
5. Краткосрочные стратегии (стратегические задачи) ставятся и реализуются для того, чтобы отреагировать на появление новых, не укладывающихся в основную концепцию обстоятельств, появившихся внутри фирмы и за ее пределами, которые в ходе формирования основной стратегии предвидеть было нельзя. Это позволяет не менять стратегию в целом, а дополнить, развить или скорректировать ее.
Речь может идти, например, об открытии новых направлений деятельности или отказе от старых; ускорении роста или, наоборот, замедлении его, обеспечении выживаемости в сложных условиях, оптимизации продуктовой программы и производственных мощностей, разработке программы развития и пр.
При формулировке стратегических задач учитываются такие обстоятельства, как возможность приближения с помощью их решения к главной цели фирмы (если от движения к ней пришлось отступить); получения наибольшей выгоды или избежание ущерба и пр.
Однако, если ситуация меняется коренным образом, даже успешное решение стратегических задач не даст должного эффекта, поэтому стратегию приходится обновлять.
Перечисленные стратегии поддерживают деловую, а поэтому усиливают конкурентоспособность компании. За их разработку и осуществление отвечают руководители функциональных подразделений. Ввиду своей разнонаправленности они должны быть тщательно скоординированными.
По степени сложности стратегии делятся на простые и сложные. Простые стратегии имеют в основе один хозяйственный процесс и не испытывают на себе тех или иных воздействий. Сложные — связаны с несколькими такими процессами и подвергаются интенсивному влиянию внешних условий (часто весьма неблагоприятных).
По направленности выделяются:
1) стратегии рационалистического типа, или производственные, мобилизующие внутренний потенциал (технологические, социальные, кадровые, организационные и пр.);
2) стратегии предпринимательского типа, или рыночные, ориентированные на использование внешних возможностей (финансовые, инвестиционные, маркетинговые и пр.).
Переход от производственных к рыночным стратегиям стал осуществляться в 1960-е гг. в связи с насыщением рынков. Тогда же произошла усиленная дифференциация деятельности фирм.
Если объект стратегии представляет собой нечто, не разделенное на самостоятельные части, говорят, что она — концентрированная, если же такое разделение существует и требуется обеспечить успешное развитие этих частей на основе их взаимной поддержки, речь идет о диверсифицированной стратегии.
По степени возможности реализации стратегии разделяются на осуществимые на имеющейся базе с помощью усилий в области маркетинга и совершенствования производства и представляющие интерес, но в данный момент не осуществимые.
Применение той или иной стратегии зависит от ситуации и целей процесса изменений, его желательной скорости и сложности.
Фирма должна находиться в непрерывном развитии. Это развитие может касаться рынка, продукта и потенциала. Здесь выделяют стратегии роста, умеренного роста, сокращения и комбинированную.
С точки зрения соответствия ресурсам можно говорить о стратегиях:
1) не требующих существенных изменений в ресурсной базе;
2) требующих для реализации программы роста увеличения ресурсов (за счет внутреннего перераспределения и внешнего привлечения);
3) предполагающих сокращение ресурсной базы.
По своему характеру стратегия фирмы может быть наступательной, наступательно-оборонительной и чисто оборонительной.
Стратегии могут различаться по уровню агрессивности, то есть изменений коренного характера, которые фирма вносит, руководствуясь ими, в технологии, продукцию, маркетинг и пр. Агрессивность характеризует стратегическую активность компании и должна соответствовать состоянию окружения.
Особые стратегии могут предусматриваться для фирм разных размеров и фирм, находящихся на различных стадиях жизненного цикла.
В последнее время появилось понятие смешанной стратегии, в условиях которой работа выполняется требуемым, а не самым эффективным образом.
Виртуальные стратегии предполагают реализацию бизнес-идеи посредством комбинирования функций, выполняемых сторонними организациями.
Обычно фирма имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Все стратегии фирмы должны образовывать гармоничную систему.
Эффективная стратегия основывается на трех составляющих:
- правильно выбранных долгосрочных целях;
- глубоком понимании конкурентного окружения;
- реальной оценке собственных ресурсов и возможностей.
Для успеха необходимо не только разрабатывать хорошие стратегии, но и удачно их осуществлять. Выполнение стратегии означает преобразование стратегического плана в конкретные действия. Это в большей мере искусство, чем наука.
Стратегический успех обеспечивается соответствием стратегии и ее принципов среде, готовностью руководства фирмы к изменениям, согласованностью всех компонентов стратегии и новых возможностей.
Угрозы, шансы, риск
Главной целью анализа деятельности предприятия является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. При таком анализе особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. В практике используют разные виды анализа и их комбинации. Так, различают анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации (анализ фактов), на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее (анализ событий и отклонений), на базе будущей информации (анализ планируемых показателей). Анализ отклонений является частью процессов контроля, анализ планируемых показателей служит для оценки составленных планов и выбора плановых альтернатив. Прогноз состояния внешней среды содержит предположения о будущем состоянии (развитие) определенных переменных внешней среды предприятия с учетом определенных исходных условий. Общая цель такого прогноза - создать по возможности надежные основы для планирования собственного будущего поведения, поскольку динамичные системы должны всегда учитывать развитие своей внешней среды.
Специальная цель: по результатам анализа выявить во внешней среде возможные шансы и риски для предприятия.
Предсказание будущих событий должно всегда основываться на определенных предпосылках, или условиях, от выполнения либо невыполнения которых зависит правильность или ложность предсказаний.
Система раннего предупреждения - особая информационная система, благодаря которой руководство предприятия получает сведения о потенциальных опасностях, грозящих из внешней среды или внутренней среды самого предприятия, с тем чтобы своевременно и целенаправленно реагировать на «угрозы» соответствующими мероприятиями. Если дополнительно к тому, что она предоставляет данные о возможных опасностях, информационная система будет обладать способностью распознавать открывающиеся шансы, или позитивные возможности.
Сценарий будущего
К «технике разработки сценариев» относят методы, при помощи которых можно составлять так называемые сценарии (картины будущего), отражающие гипотетическую последовательность событий, показывающие причинно-следственные связи между ними и ключевые параметры, имеющие важное значение для принятия решений. В сценариях учитываются в основном характеристики внешней среды, но, кроме, и специфические для предприятия аспекты. В сценарии речь идет как об описании возможных будущих ситуаций, так и о ходе развития условий возникновения этих ситуаций.
Для описания границы возможного будущего события наряду с наиболее вероятным сценарием (трендовый сценарий) необходимо разрабатывать и альтернативные сценарии, в частности экстремальные сценарии.
В зависимости от постановки вопроса можно говорить о трендовых и нормативных сценариях. Трендовые сценарии имеют прогностический характер; нормативные сценарии задают цель, которую нужно достичь, и прогнозируют пути ее достижения.
Техника разработки сценария - это многоступенчатый, требующий привлечения большого числа специалистов, междисциплинарный процесс поиска решения проблем, на отдельных этапах которого применяются различные методы исследования. Независимо от подходов к структурированию процесса разработки сценария можно отметить несколько общих моментов:
- не имеет постоянной структуры, в нем в явном виде учитываются возмущение события;
- дает возможность обрабатывать количественную и качественную информацию;
- позволяет попытаться учесть взаимовлияния и взаимозависимости многих факторов внешней среды;
- является гибким с точки зрения постановки проблемы или применяемых в отдельности методов и в связи с этим комбинирует различные методы анализа и прогнозирования.
Последним пунктом подчеркивается интегрирующее воздействие процесса разработки сценария. При разработке сценария применяются следующие методы: построения древа проблем, мозговой штурм, морфологический анализ имитационные игры, статистический анализ, метод Дельфи и ситуационное моделирование.
При решении комплексных проблем стратегического характера наряду с собственно проблемной областью определяют еще проблемную область внешней среды, влияющую на данную проблему. Далее исследуют влияние, которое может оказать внешняя среда, в частности, на исследуемую проблему, и формулируют требования к альтернативным решениям.
Поскольку сценарии ориентированы в будущее, то недостаточно только анализировать сегодняшнюю ситуацию. Чтобы описать будущее состояние внешней среды, определяют отдельные параметры, (дескрипторы) и проецируют в будущее их потенциальное развитие. Совокупности проекций отдельных дескрипторов дают картины возможного будущего, на основании которых снова делаются выводы относительно потенциального воздействия будущего на проблему.
Сценарии используются в качестве базы для генерального целевого и стратегического планирования, а в дальнейшем и для контроля планов.
Этапы составления сценария.
Структуризация информации.
Описание критических факторов среды бизнеса.
Определение показателей желаемого состояния объекта.
Формулировка и отбор вариантов их достижения.
Сопоставление их с намеченными показателями и корректировка с учетом не предвиденных событий.
Выбор окончательного варианта.
Множественность прогнозов предполагает составление нескольких сценариев:
оптимистичного в надежде на благоприятные условия;
реалистичного, исходящего из нормальных, средних условий;
пессимистичного, предполагающего, что дела у организации могут пойти совсем плохо.
Крайние варианты задают рамки, в которых допустимы отклонения в ходе реализации стратегии, основывающейся на реалистичном сценарии. Кроме того, многовариантность открывает простор для творческих дискуссий, позволяющих совершенствовать сами сценарии.
Таким образом, наличие пакета сценариев способствует минимизации риска при реализации стратегии, так как возможно переключение на запасной вариант.