Применяются в стратегическом управлении?

Важная методологическая особенность формирования системы плановых документов в стратегическом планировании — необходимость механизма адаптации планов организации к меняющимся внешним условиям развития. Адаптивный характер планов предполагает, что они должны быть достаточно гибкими, легко приспосабливаемыми к неожиданным изменениям внешних факторов. Основополагающим подходом к планированию деятельности организации в условиях рыночной экономики является рассмотрение организации как открытой системы, испытываюшей на себе влияние внешней среды и оказывающей на внешнюю среду влияние. В связи с этим особое зна-

чение приобретает принцип гибкости планирования. Гибкость (адаптивность) планирования — постоянное поддержание соответствия планов организации изменяющимся условиям ее функционирования. Основные методы реализации этого принципа: разработка скользящих и ситуационных планов; резервирование ресурсов; составление гибких смет расходов.

Скользящий (переходный) план составляется с распределением по временным интервалам внутри планового периода. По окончании каждого временного интервала план как бы передвигается вперед на один интервал так, что горизонт планирования сохраняется неизменным. Одновременно вносятся уточнения в план с учетом изменения внешней и внутренней среды предприятия, а также результатов его работы в истекшем периоде.

Стратегический план всегда субъективен по своей природе и основан на предположениях, мнениях, прогнозах и предсказаниях, сопряженных с некоторой степенью неопределенности и риска. Поэтому руководству организации весьма важно знать, что произойдет, если сделанные предположения и прогнозы не сбудутся. Ситуационные планы позволяют ответить на поставленный вопрос и определить, до какой степени организации придется изменить цели и стратегию своего поведения в будущем. Чтобы обеспечить адаптивный характер стратегического планирования, все виды планов, особенно тактические, должны предусматривать действия на случай непредвиденных обстоятельств. Эти действия должны быть реализованы через известный методический прием — ситуационное планирование.

Ситуационный (резервный, запасной) план — вариант плана, разрабатываемый в дополнение к основному. Основной вариант плана сориентирован на наиболее вероятные в будущем значения ключевых факторов внешней среды. Резервные варианты плана, которые ориентированы на другие значения ключевых факторов, ожидаемые с меньшей вероятностью, включают: действия предприятия и его подразделений в конкретной ситуации; ожидаемые результаты этих действий; условия ввода в действие ситуационного плана. Организации, в которых ситуационные планы стали ординарной частью общей системы планов, приобретают способность быстро и эффективно реагировать на перемены во внешней среде; эта реакция находит отражение во всей системе планов, и прежде всего в планах текущей деятельности. Таким образом, адаптивный стратегический план должен представлять собой совокупность ситуационных планов, каждый из которых вступает в действие при определенных ситуациях, складывающихся во внешней среде организации.

Гибкая смета — это смета расходов, разработанная в нескольких вариантах для различных значений объема производства или продаж. Этот подход в большей степени применим к тактическим планам.

Что такое бюджет организации

И как он разрабатывается?

В отечественной практике перспективного планирования, когда основным источником финансирования развития служил государственный бюджет, для этих целей разрабатывались сметы расходов. Преимущество бюджетов заключается в том, что они не только отвечают на вопрос, сколько и каких ресурсов требуется, но и показывают источники их пополнения. Сущностью бюджета является количественная оценка ресурсов и целей. Наиболее часто бюджеты разрабатываются и оцениваются в стоимостных показателях, но иногда применяются временные, трудовые и натуральные. Количественные показатели бюджета дают возможность руководителю оценить, сравнить и скоординировать различные аспекты работы организации.

Разработка бюджета — довольно сложная и ответственная работа, которая выполняется по следующей схеме:

1. Руководство объявляет общую миссию организации, цели и стратегические задачи каждого СХП и функционального подразделения.

2. Затем СХП разрабатывают планы, программы и предварительные сметы (бюджеты) расходов на определенный период. Эти документы направляются в центральные органы управления, где тщательно анализируются.

3. Руководящие органы вносят в планы СХП необходимые кор- рективы и дают указания по уточнению бюджетов. Фактически на этом этапе происходит распределение имеющихся ресурсов между СХП и определяются источники, из которых они будут финансиро ваться или снабжаться. Доработанный бюджет вновь представляется для рассмотрения руководству.

4. На завершающем этапе, на основании указаний руководства, происходит детальный постатейный учет ресурсов и источников их получения.

Наши рекомендации