Выделяют в стратегическом управлении?

Часто организация разрабатывает стратегию исходя из нескольких возможных вариантов. Так, если организация хочет увеличить долю на рынке, она может достичь цели несколькими путями: понизить цены на продукцию, продавать товар через большее число на рынок новую модель, через рекламу создать более привлекательный образ товара и др. Каждый путь открывает разные возможности. Таким образом, организация может столкнется с большим числом возможных альтернативных стратегий.

Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в реальной жизни, представлено модификациями нескольких базовых (генерических)

стратегий, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и внешней среды.

Можно выделить четыре базовые стратегии, отражающие возможные ходы к росту организации:

1. Ограниченный рост. Эту стратегию выбирает большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия. Если руководство в основном удовлетворено положением фирмы то, очевидно, в перспективе оно будет придерживать той же стратегии, так как это самый простой и наименее рискованный путь действий.

2. Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро Меняющейся технологией для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года. Этой стратегии придерживаются организации, стремящиеся к диверсификаци с тем, чтобы покинуть затухающие рынки. Различают стратегии интенсивного (концентрированного) интеграционного и диверсификационного роста.

З. Сокращение, или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организация реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом, К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают Устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.

4. Комбинированная стратегия. Эта Стратегия представля собой любое сочетание рассмотренных альтернатив ограниченно роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии, как правило, придерживают крупные организации которые активно функционируют в нескольких отраслях. Так, организация может продать или ликвидировать одно из своих производств и взамен приобрести одно или несколько других. В таком случае будет иметь место сочетание двух базовых альтернативных стратегий — сокращения и роста.

В процессе развития теории Стратегического менеджмента пред принимались многочисленные попытки создать достаточно полную классификацию стратегий, используемых разными компаниями в конкурентной борьбе, Однако эта задача оказалась весьма сложной в силу двух обстоятельств: во-первых, компании, конкурирующие на рынке, деионстрируют такое множество разнообразных типов организационного поведения, что их все просто невозможно описать и формализовать; во-вторых, практически любая стратегии одновременно может быть отнесена к различным классификацио группам. Вместе с тем следует отметить, что существует и другой подход к выделению базовых стратегий исходя из общих черт конкурентны стратегий, которые при всем своем многообразии основываются либо на политике сокращения издержек и снижения цен, либо на улучшении потребитель свойств товаров и услут. Кроме того, в подобных классификациях немаловажная роль отводится делевому сегменту на рынке: организация может ориентироваться на удовлетворение широкого круга потребителей или фокусироваться на узкой рыночной нише с более благоприятными условиями конкуренции. Центральное место в подобных классификациях отводится умеренной

стратегии наилучших цен при удовлетворительном качестве и умеренном фокусировании на рынке (лучшее соотношение цены и качества). Среди подобных классификаций наибольшее признание получила классификация базовых конкурентных стратегий М.Портера.

Наши рекомендации