Результаты их анализа в стратегическом управлении?
Современная концепция стратегического управления предусматривает при разработке стратегии организации использование эффективного методического приема -стратегической сегментации и выделения стратегических зон хозяйствования (СЭХ). Такой подход предполагает взгляд со стороны на деятельность организации, анализ, предполагающий изучение внешнего окружения фирмы с точки зрения отдельных тенденций, опасностей, новых возможностей, которые вытекают из состояния окружения. Объектом такого анализа является стратегическая зона хозяйствования — отдельный сегмент внешнего окружения, на который организация имеет или желает получить выход.
Стратегическая сегментация — это первый шаг в процессе формулирования стратегии организации. В се основе лежат две теоретические посылки:
1) признание первостепенного значения внешних факторов для развития организации, что проявляется в отказе от привычного «взгляда вовнутрь», обращенного на традиционные рынки и виды продукции, в пользу «взгляда во внешний мир» будущих тенденций, опасностей и новых возможностей;
2) понимание уникальности внешнего окружения каждого вида бизнеса и, следовательно, необходимости дифференцированной оценки внешних условий функционирования и разработки индивидуальной стратегии для различных сфер деятельности организации.
Основными элементами стратегической сегментации внешней среды организации являются так называемые стратегические зоны хозяйствования. Разделение отраслевых рынков на отдельные сегменты позволяет более точно оценить перспективы организации на каждом из них, выявить наиболее привлекательные СЭХ и сосредоточил на них свои усилия для того, чтобы максимально выгодно использовать свои конкурентные преимущества.
Процесс выделения стратегических хозяйственных зон основан на анализе следующих логических блоков (рис. 4.1) и включает в себя нижеприведенные этапы:
Формирование первоначального набора СЭХ. Особенностью данного этапа является выбор зон и их исследование вне связи с существующей структурой и набором продукции организации, а с точки зрения отдельных тенденций, опасностей, возможностей, вытекающих из состояния внешнего окружения. Такой анализ позволяет оценить перспективы, которые открываются в каждой СЭХ любому конкуренту с точки зрения развития, нормы прибыли, стабильности,
Рис. 4.1. Логическая схема определения стратегических зон хозяйствования
условий конкуренции и пр. для выделения СЭХ используются раз личные переменные, основными среди которых являются: вид потребностей; характер технологий, используемых для удовлетворения потребностей; типы потребителей; география рынков. Процесс выделения СЭХ (см. рис. 4.1) начинается с определения потребностей потенциальных клиентов. В зависимости от характера средств удовлетворения этих потребностей (товаров, услуг) исследуются возможные технологические решения, обеспечивающие их производство. далее прогнозируют возможные типы покупателей, которые могут в перспективе приобрести товары (услуги) соответствующего качества и цены, определяемого уровнем используемой технологии. Затем выявляются географические рынки, в которых может концентрироваться большая часть потенциальных потребителей. Оценка привлекательности выделенных СЗХ представляет собой сложную задачу. Во-первых, СЭХ описываются множеством переменных, важнейшими среди которых являются перспективы роста и рентабельности, ожидаемый уровень нестабильности внешней среды, главные факторы успешного ведения конкурентной борьбы в будущем. для того чтобы принять рациональное решение по выбору СЗХ, руководители должны рассмотреть большое число комбинаций параметров. Во-вторых, параметры, описывающие СЗХ, являются функциями многих переменных. Все это делает исследуемые характеристики СЭХ трудно предсказуемыми, что предопределяет необходимость использования достаточно сложных эвристических процедур для их оценки и участия квалифицированных экспертов.
Отбор СЭХ, соответствующих конкурентному профилю организации. На данном этапе необходимо оценить, способна ли организация реализовать открывающиеся возможности в привлекательных СЗХ. для этого следует построить рыночный профиль каждой СЗХ — перечень основных навыков и способностей, необходимых для успешного функционирования организации в данной СЗХ, исходя из рыночных требований, сравнить с конкурентным профилем организации и выя вить возможные разрывы. Далее необходимо оценить, способна ли организация устранить выявленные разрывы. Если организация не может нарастить свой потенциал до уровня, соответствующего требованиям рассматриваемой СЗХ, либо ожидаемые доходы от деятельности в СЗХ не возместят затраты, связанные с изменением профиля способностей организации, то данная СЗХ должна быть исключена из сформированного набора СЭХ.
Формирование окончательного набора СЭХ. На данном этапе из множества рассматриваемых СЗХ осуществляется отбор достаточного круга СЭХ, иначе решения по ним потеряют полноту и осуществимость. Набор СЭХ должен удовлетворять целому ряду критериев, важнейшими среди которых являются: краткосрочный и долгосрочный рост, текущая и долгосрочная рентабельность, синергизм и гибкость. Множественность и противоречивость критериев (например, долгосрочная задача роста организации может вступить в конфликт с задачей достижения максимальной рентабельности в ближайшей перспективе, а стремление к получению максимального эффект синергии может привести к потере гибкости организации), а также наличие ограничительных условий, обусловленных как внешними обязательствами фирмы, таки внутренними ресурсными возможно значительно усложняют задачу выбора СЗХ. для ее решения именуются эвристические процедуры, учитывающие предпочтения лиц, принимающих решения.