Каково влияние организационной культуры и имиджа на стратегическую позицию организации?

Организационная социальная среда состоит из людей: руководителей, подчиненных, неформальных лидеров, коллег. Организационная культура складывается из поведения людей в организационной среде. В таком контексте под организационной культурой понимают целостную систему выработанных в организации и свойственных ее членам моделей поведения, обычаев, нравов и ожиданий.

Культура не является изначально заданной, предопределенной. Она — результат общественных взаимодействий, передается и поддерживается главным образом через обучение. Культура внутри организации проявляется через поведение. Многие модели поведения, составляющие культуру, легко усваиваются непосредственно через стратегии, планы и процедуры. Организационная культура может как способствовать, так и препятствовать реализации стратегических задач. Лояльность персонала фирмы, высокий корпоративный дух стимулируют рост энтузиазма работников при выполнении самых сложных стратегических задач, но формализм и равнодушие в отношении своих профессиональных обязанностей может стать причиной провала продуманных стратегических планов. Поэтому многие компании в рыночной экономике уделяют существенное внимание формированию внутренней организационной культуры, обеспечивающей их стратегическую конкурентоспособность. Известен стереотип: «Влечатление от фирмы клиент получает с первым звонком в офис» и если это впечатление оказывается негативным, то, скорее всего, Фирма потеряет клиента.

Имидж организации как внутри, так и вне ее определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, клиентов и общественным мнением в целом. Это впечатление помогает организации длительное время сохранять клиентов. Опыт внедрения стратегического планирования и управления показал, что успех стратегического планирования в организации больше зависит от общей культуры среды, в которой осуществляется планирование, чем от конкретных методов планирования. Культура и имидж организации подкрепляются или ослабляются деловой репутацией организации и ее высшего руководства.

Чтобы оценить организационную культуру и имидж организации, следует ответить на следующие вопросы:

• Последовательна ли фирма в своей деятельности и достижении целей?

• Как организация выглядит по сравнению с другими организациями данной отрасли?

• Привлекательна ли организация в глазах общественности?

Как оценивается стратегический

Потенциал организации?

Стратегический потенциал организации оценивается на основе результатов стратегического анализа Внутренней среды. Внутренний стратегический анализ зависит от аналитических целей: оценка действующей стратегии организации или формирование новых стратегических установок, принятие стратегического решения на корпоративном уровне или в отношении реализации отдельной функции. Тем не менее в любом случае оценка стратегического потенциала призвана найти ответ на вопрос: отвечает ли целевым требованиям текущее состояние и тенденции развития организации и/или ее стратегических хозяйственных подразделений относительно количества и качества ресурсов, состояния реализации внутренних и внешних функций. другими словами, проводится сравнительный анализ потенциально возможного в заданных условиях и нормативного (необходимого, целевого) значений показателей, характеризующих текущую и предстоящую производственно-хозяйственную деятельность организации. Таким образом, положительный стратегический потенциал представляет собой возможность организации реализовать поставленные стратегические цели без привлечения дополнительных ресурсов или организационно-технических и социально-экономических преобразований. Отрицательный стратегический потенциал выражает дополнительные потребности организации в ресурсах для реализации стратегических целевых установок.

В отличие от производственного потенциала, который рассматривается исходя из максимальной возможности предприятия по выпуску продукции в соответствии с текущей номенклатурой и при существующей организации производства, стратегический потенциал оценивает резервы организации (положительный потенциал) или дополнительные потребности (отрицательный потенциал) для реализации стратегических целей.

Общая оценка стратегического потенциала осуществляется по совокупности нескольких показателей, определяющих стратегические задачи организации. При этом существует несколько методов оценки стратегического потенциала: интегральный метод, метод профиля, кластерный метод и др. Выбор метода оценки стратегического потенциала зависит от целей анализа. Если предстоит определить общую степень готовности предприятия для реализации сформированных стратегических установок, то удовлетворительный результат можно получить на основе интегральной оценки, рассчитываемой как средневзвешенная оценок по каждому показателю с учетом значимости показателей. Однако в стратегическом менеджменте достаточно часто оценки носят качественный характер, т. е. интегральный показатель рассчитать невозможно. В этом случае широко используется кластерный анализ. Метод профиля показателей стратегического потенциала позволяет учесть стратегический потенциал по каждому показателю.

Если нормативное (целевое) значение показателей трудно установить, то производится сравнение показателей деятельности организации и ее главного конкурента для оценки своих конкурентных преимуществ.

Оценка стратегического потенциала организации является неотъемлемым этапом бенчмаркинга. В этом случае стратегический потенциал анализируется на основе конкретных заданий предстоящего этапа стратегического развития организации.

По окончании анализа стратегического потенциала организации формируется полный перечень ее сильных и слабых сторон и/или от дельного стратегического хозяйственного подразделения.

Наши рекомендации