Что является объектом анализа среды

Непосредственного окружения организации

И какие задачи реализуются при его

Проведении?

Исследование среды непосредственного окружения осуществляется в рамках отраслевого и конкурентного анализа.

Объектами анализа являются:

• структура и динамика отрасли и отдельных рыночных сегментов;

• позиция организации на рынке среди конкурентов.

Под отраслью при этом понимается совокупность организаций, производящих аналогичные продукты и (или) услуги и конкурирующих на одном рынке. Такое определение отрасли отличается от исторически сложившегося в нашей стране понятия народно-хозяйственной отрасли. Это более узкое понимание отрасли, которое вводится для идентификации конкурентов.

Предмет исследования при проведении стратегического анализа внешней среды составляет влияние изменений рыночной ситуации и интенсивности конкуренции в отрасли на цели и стратегию поведения организации на рынке.

Проведение отраслевого и конкурентного анализа направлено на решение следующих задач:

• определение доминирующих характеристик отрасли и отдельных рыночных сегментов;

• оценка интенсивности конкуренции в отрасли;

• выявление движущих сил и оценка их влияния на развитие отрасли и конкурентной ситуации;

• изучение рыночных позиций отраслевых организаций и анализ возможного поведения конкурентов;

• определение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе;

• оценка привлекательности отрасли и рыночных сегментов в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Полномасштабный анализ отрасли и конкуренции целесообразно проводить каждые 1—3 года. В промежутках руководители должны уточнять результаты проведенного анализа по мере поступления новой информации.

Как и зачем проводится стратегический

Фундаментальный анализ отрасли?

При формировании стратегии, как правило, проводится классический фундаментальный анализ отрасли, позволяющий исследовать макроэкономические факторы, влияющие на состояние отрасли. К основным экономическим показателям отрасли, используемым в стратегическом анализе внешней среды, относятся:

• доля рынка и темпы роста;

• уровень отраслевой конкуренции;

• число конкурентов и их относительный размер;

• преобладающая тенденция интеграции;

• входные/выходные барьеры;

• природа и темпы технологических изменений;

• характеристики продуктов и потребителей;

• масштабы экономии и «кривая опыта»;

• возможность переработки отходов и потребность в ресурсах;

• отраслевая рентабельность.

Завершается стратегический фундаментальный анализ отрасли общим выводом об отраслевой привлекательности.

На основе какой модели, как правило,

Проводится стратегический анализ

Конкуренции в отрасли?

Наряду с фундаментальным анализом отрасли при формировании стратегии широко используется подход на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера (рис. 3.5).

Что является объектом анализа среды - student2.ru

Рис. 3.5. Модель пяти конкурентных сил М. Портера

как основа стратегического отраслевого анализа

Анализ пяти конкурентных сил включает в себя оценку каждой конкурентной силы, как правило, с использованием качественной шкалы сильная, средняя или слабая конкурентная сила. Кроме того, при проведении анализа важно определить, как действует каждая сила, как она создает конкурентное давление. В результате анализа чаще всего делается вывод о том, каков общий уровень конкуренции, является ли конкуренция грубой, жесткой, устойчивой, нормальной/ умеренной или слабой.

Среди пяти конкурентных сил, как правило, наиболее важную роль играет внутриотраслевая конкуренция. Обычно она является самой сильной. При анализе внутриотраслевой конкуренции необходимо проверить, какие методы и инструменты конкуренции наиболее активно применяются в данном сегменте рынка. Наиболее часто конкуренция внутри отрасли сосредоточивается на таких факторах, как цена, качество, уровень обслуживания, сервис, гарантии, реклама/продвижение товаров, сеть поставщиков, продуктовые инновации.

При проведении конкурентного анализа следует оценить возможность появления новых конкурентов. Серьезность угрозы зависит от входных барьеров и реакции существующих фирм на появление новых конкурентов. Барьеры существуют, когда «новички» сталкиваются с препятствиями вхождения в отрасль: большой объем инвестиций, консерватизм потребителей, законодательные ограничения и др. Барьерами также являются экономические факторы, которые обеспечивают потенциальным конкурентам неравные условия по сравнению с существующими фирмами.

Важным элементом конкурентного анализа является анализ появления товаров-заменителей (субститутов). Признаками усиления конкуренции со стороны товаров-заменителей являются следующие:

• оборот товаров-заменителей быстро растет;

• производители товаров-заменителей намерены расширить производственные мощности;

• растет прибыль производителей товаров-заменителей.

Наряду с отраслевой конкуренцией на состояние отрасли могут влиять и смежные отрасли. Нередко состояние отрасли определяется деятельностью поставщиков. Поставщики являются существенной конкурентной силой, если они могут влиять на такие факторы конкурентоспособности, как цены, качество и условия поставки.

Аналогично влияние на отрасль потребителей. Потребители являются существенной конкурентной силой, если:

• они достаточно крупные и приобретают значительную долю производимого продукта;

• они покупают большой объем по всему рынку;

• они могут уйти;

• производимый продукт стандартизирован;

• издержки потребителей при переходе на заменители или другие марки достаточно низки;

• потребители могут приобретать товары у различных продавцов;

• приобретенный продукт не сохраняет деньги потребителя;

• потребители хорошо информированы и организованы.

Модель пяти конкурентных сил позволяет оценить не только текущее состояние отрасли в ее статике, но и определить движущие силы отрасли и их динамику.

Наши рекомендации