В чем суть процесса формирования стратегии организации?
Формирование стратегии развития организации на практике чаще всего связано с процедурой ответа на три основных вопроса, позволяющих определить текущее состояние организации, целевые ориентиры и способы их достижения:
1 . Где в данный момент находится организация, чем характеризуется текущая ситуации для организации?
2. Какой стремится стать организация, какое положение на рынке и в обществе занять в будущем, каким для себя видит «идеальное состояние»:
• бизнес (виды бизнеса), в котором организация хотела бы находиться, и рыночная позиция, которую хотела бы контролировать;
• потребности покупателей и группы потребителей, которые организация хотела бы обслуживать (целевая группа);
• конкретные результаты, которых хотела бы достичь организация?
З. Как организация может достичь желаемого руководством состояния, что необходимо предпринять, чтобы соответствовать стратегическому идеалу?
Ответ на эти три основных вопроса составляет основное содержание деятельности по стратегическому управлению организацией, что позволяет в дальнейшем принять следующие стратегически важные решения:
• создать «путеводитель» развития компании: важные этапы и альтернативы реализации стратегических целей, критерии эффективности развития и текущей деятельности организации, предполагаемые угрозы и возможности в долгосрочной перспективе, сценарии развития отдельных бизнес-единиц и организации в целом;
• определить, какие позиции бизнеса на рынке собирается контролировать организация в долгосрочной перспективе: усиление или сохранение текущих рыночных позиций, определение неперспективных видов бизнеса и подготовка к выходу из них, добавление новых привлекательных видов деятельности;
• мотивировать следование персонала долгосрочным принципам развития;
• придать ярко выраженную индивидуальность организации.
Формирование стратегии базируется на развитии стратегического видения и миссии организации, что включает в себя назначение на ключевые должности людей, обладающих не только глубокими теоретическими знаниями и/или богатым практическим опытом в своей профессиональной области, но способных интуитивно определять рыночные тенденции конъюнктурной динамики и приоритеты внутреннего развития организации, а также находить творческие, нестандартные и неожиданные конкурентные решения. Формирование команды единомышленников, обладающих общим стратегическим видением, позволяет организации разработать непротиворечивую миссию организации, сформулировать генеральную цель организации в соответствии с ее миссией, выработать согласованные стратегические установки, определить стратегические задачи соответствующих хозяйственных подразделений - т. е. выстроить всю стратегическую вертикаль управления.
Формирование стратегии логически предопределяется теми стратегическими целями и задачами, которые поставлены перед организацией с целью развития стратегического видения и миссии. Если цели и задачи определяют результаты производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, то стратегия - методы, формы и условия достижения стратегических ориентиров. Следует иметь в виду, что в отличие от миссии, целей и задач, которые остаются стабильными в долгосрочной перспективе, стратегии сочетают в себе общее стратегическое направление и адаптивную реакцию на изменение внешних условий. Таким образом, стратегии представляют собой гибкий инструмент текущей реализации стратегических целей и задач. Обеспечение стратегической гибкости достигается разработкой нескольких вариантов сценариев развития организации - стратегических альтернатив, из которых реализуется та из них, которая в наибольшей степени соответствует текущей ситуации, а также состоянию внутренней и внешней среды организации. Кроме того, реальная стратегия организации дополняется оперативными решениями, которые принимаются в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Таким образом, стратегия организации отличается определенной динамичностью (относительно стратегического видения, миссии, целей и задач): в нее вносятся изменения по мере развития внутренней и внешней среды на основе фактических результатов реализации запланированных действий.
Формирование стратегии включает в себя разработку стратегического плана, главным назначением которого является обеспечение реализации поставленных стратегических целей и задач. В стратегическом плане представлены миссия, цели и задачи организации, определены принципы принятия управленческих решений (операционная политика подразделений), критерии эффективности выполнения поставленных целей и задач, закрепление системы ответственности и распределение всех видов ресурсов в соответствии со стратегическими приоритетами. Как правило, стратегическая программа (план) разрабатывается на период 1-3 года, однако периодически в нее вносятся корректировки по мере развития организации и изменения внешней среды.
Определение стратегии организации предполагает принятие принципиальных решений по следующим проблемам организации:
• пути увеличения бизнеса;
• наиболее полное удовлетворение потребителей;
• принятие определенных мер в соответствующих областях с целью превзойти конкурентов;
• реакция на изменение рыночных условий;
• стратегические цели и задачи каждой функциональной подсистемы и каждого вида бизнеса, дальнейшее развитие производственных мощностей;
• обеспечение достижения стратегических и финансовых целей.
II. ВИДЕНИЕ, МИССИЯ
И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
• Какие элементы стратегического выбора лежат в основе разработки стратегии?
• Какова роль стратегического видения в формировании стратеги организации?
• В чем отличие понятий «миссия», «стратегические установки», «цели» и «задачи» в стратегическом управлении?
• Какую роль миссия организации играет в ее деятельности и развитии?
• Как формируется миссия организации?
• Зачем и как в организации вырабатываются стратегические установки?
• Как формируются стратегические цели организации?
• Каким образом обеспечивается единство миссии, целей и стратегии организации и их непротиворечивость?
• Какие методы используются при формировании системы стратегических целей организации?
• Как используется метод «сценарии будущего» в стратегическом управлении и каковы области его применения?
• Какие ошибки наиболее часто встречаются на практике при формулировании миссии организации, ее стратегических целей и задач?