Раздел 1. теоретические основы менеджмента

ДКР МЕНЕДЖМЕНТ

Оформление работы

Работа оформляется с помощью персонального компьютера или рукописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4.

Оформление текста должно соответствовать ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

Титульный лист ( смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

При рукописном оформлении работа должна быть написана разборчивым почерком, аккуратно, шариковой или гелиевой авторучкой с использованием трафарета строк ("зебра") №2 черными чер­нилами. Высота букв и цифр должна быть не менее 3 мм.

Информационная загруженность страницы должна соответствовать машинописному варианту (37-41 строка, 56-64 знака в строке).

При оформлении машинным способом работа печатается с использованием 1,5 межстрочного интервала, что даёт нормативное число строк на странице 40±3.

В случае выполнения работы при помощи компьютера рекомендуется оформлять ее в редакто­ре Word с использованием шрифта Times New Roman, 13-14 кеглем с использованием множителя межстрочного интервала от 1,18 до 1,25. Число строк на листе должно находиться в интервале 37 -41. Формулы набираются в редакторе Microsoft Equation.

Текст работы следует оформлять, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 25 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее не менее 20 мм. нижнее - 15 мм. раздел 1. теоретические основы менеджмента - student2.ru

Абзацный отступ - пять знаков, печать на шестом ( 1 см.).

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием корректором и нанесением на том же месте исправленного текста рукописным способами.*

* Выше указанное невозможно после рецензировании. Все доработки и исправления после рецензирования вносятся на дополнительно подшитые листы, первый из которых озаглавлен «Доработка».

Нумерация страниц разделов, подразделов, параграфов, рисунков, таблиц, формул, приложе­ний даётся арабскими цифрами без знака №.

Первой страницей работы является титульный лист , который включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят. В общем случае на лис­тах номер проставляют симметрично тексту вверху страницы или в правом верхнем углу без точки в конце.

Листы работы нумеруют "сквозным" образом.

"Содержание" включают в общее количество листов. Слово "СОДЕРЖАНИЕ" записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами ( смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 2) .

Иллюстрации (фотографии, чертежи, схемы, графики, рисунки) и таблицы следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице (в этом случае после первого упоминания о них пишут в скобке: (см.стр. ...).

Оформление сносок

При написании работы учащийся обязан давать ссылки на источники, материалы или отдель­ные исследования, результаты которых приводятся в работе. Такие ссылки дают возможность разы­скать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем. позволяют получить представление о содержании, языке текста, объёме.

Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании или указы­вать порядковый номер по списку источников.

В том случае, когда ссылка оформляется в виде порядкового номера по списку источников, она выделяется квадратными скобками, например: [5. с. 13], т. е. использована цитата с 13 страницы 5-го источника, приведённого в списке использованных источников.

Образец титульного листа ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ШАПКА

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

Выполнил учащийся: Ф.И.О

группа -

вариант -

шифр -

Проверил преподаватель:

А.Л.Козлова

год

пример оформления ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вопрос № 1 (15) сам вопрос «…………..»………………………………………………………………..2

2. Вопрос №2 (37)……………………………………………………………………………………………...7

3. Впрос№3(89)……………………………………………………………………………………………….12

4. Вопрос №4(100)…………………………………………………………………………………………....17

5. Литература……………………………………………………………...........................................................18

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДКР

Номер варианта соответствует двум последним цифрам шифра учащегося по таблице 1

Таблица 1

Две последние цифры шифра № варианта № вопроса Две последние цифры шифра № варианта № вопроса
01 или 51 1,11,67,100 26 или 76 26,36,86,90
02 или 52 2,12,59,86 27 или 77 5,27,37,82
03 или 53 3,13,53,90 28 или 78 1,28,38,48
04 или 54 4,14,63,70 29 или 79 2,29,39,90
05 или 55 5,15,67,77 30 или 80 30,40,66,82
06 или 56 6,16,63,75 31 или 81 31,41,62,73
07 или 57 7,17,69,76 32 или 82 13,32,42,79
08 или 58 8,18,20,32 33 или 83 33,43,83,100
09 или 59 9,19,89,100 34 или 84 34,44,84.73
10 или 60 10,20,71,79 35 или 85 1,35,45,99
11 или 61 11,21,63,66 36 или 86 40,46,49,100
12 или 62 12,22,66,69 37 или 87 15,37,59,87
13 или 63 13,23,63,70 38 или 88 11,38,48,88
14 или 64 4,24,71,82 39 или 89 39,49,69,99
15 или 65 20,25,66,71 40 или 90 10,40,50,95
16 или 66 16,26,41,42 41 или 91 41,51,61,81
17 или 67 19,27,48,59 42 или 92 1,42,55,86
18 или 68 18,28,88,90 43 или 93 43,53,79,100
19 или 69 19,29,82,83 44 или 94 44,54,81,73
20 или 70 20,30,63,69 45 или 95 45,55,60,98,
21 или 71 21,31,71,72 46 или 96 46,60,66,80
22 или 72 22,32,92,99 47 или 97 47,57,77,82
23 или 73 23,33,73,84 48 или 98 48,58,69,98,
24 или 74 24,34,94,98 49 или 99 2,49,59,88
25 или 75 25,35,71,78 50 или100 24,50,60,100
                   




Вопросы ДКР

1. Цели, задачи и виды менеджмента.

2. Основные этапы развития менеджмента.

3. Развитие менеджмента как науки.

4. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.

5. Функция планирования, её содержание.

6. Функция организации, ее содержание.

7. Функция мотивации, ее содержание.

8. Функция контроля, её содержание.

9. Виды менеджмента.
10.Принципы менеджмента их характеристика.

11 Проведение бесед, собраний.

12.Заслуги Ф.Тейлора в развитии менеджмента как науки.

13.Процесс принятия управленческого решения.

14.Принципы построения организационных структур.

15.Виды организационных структур управления.

16. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу. (пирамида по Маслоу)

17.Особенности построения иерархических структур, их преимущества, недостатки.

18.Типы адаптивных структур управления, их преимущества, недостатки.

19. Классификация методов менеджмента.

20.Административные методы, их сущность.

21.Содержание и значение экономических методов менеджмента.

22.Особенности социально-психологических методов.

23.Понятие «цели организации», «дерево целей», требования, предъявляемые к целям организации.

24.Система целей организации.

25.Управленческая стратегия и её элементы.

26.Стили руководства, понятие, сущность, характеристика.

27.Оплата и стимулирование труда.

28.Формирование эффективного стиля руководства.

29.Мотивация, её сущность. Теория мотивации.

З0.Содержание и особенности управленческого труда.

31.Процессуальные теории мотивации, их сущность, основные положения.

32.Конфликт в организации, его структура.

33.Виды конфликтов.

34.Принципы и последствия конфликтов.

35.Формальные и неформальные организации.

З6.Отратегия поведения менеджера в конфликтных ситуациях.

37.Сущность управленческого решения.

38.Требования к управленческим решениям.

39.Типы руководителей, основные качества необходимые руководителю.

40.Подходы к принятию управленческих решений.

41.Объект и субъект управления.

42.Повышение квалификации персонала.

43.Развитие менеджмента как науки.

44.Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.

45.Интервью-собеседования.

46.Культура управленческого труда.

47.Набор и отбор персонала.

48.Критерии оценки сотрудников.

49.Принципы менеджмента их характеристика.

50.Конкретные функции управления, их особенности.
51.Уровни управления.

52.Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон).

53.Административная или классическая школа (А. Файоль, Г. Форд, М. Вебер).

54.Школы поведенческих наук (Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Блейк).

55.Процесс принятия управленческого решения.

56.Типы иерархических структур управления.

57.Особенности построения иерархических структур, их преимущества, недостатки.

58.Линейная организационная структура управления ее преимущества и недостатки.

59.Классификация методов менеджмента.

60.Внутренняя и внешняя среда организации.

61.Содержание и значение экономических методов менеджмента.

62.Организация деятельности кадровой службы.

63.Концепция жизненного цикла организации.

64.Система целей организации.

65.Собеседование, как способ приема на работу.

66.Виды власти в управлении

67.Методы менеджмента.

68.Формирование эффективного стиля руководства.

69.Проектирование организационных структур управления.

70.Содержательные теории мотивации, их сущность, основные положения.

71.Стили руководства, понятие, сущность, характеристика

72.Конфликт в организации, его структура.

73.Эффективность менеджмента(количественные и качественные показатели)..

74.Принципы и последствия конфликтов.

75.Матричная организационная структура.

76.Отратегия поведения менеджера в конфликтных ситуациях.

77.Сущность управленческого решения.

78.Управленческая стратегия и тактика.

79.Виды решений в менеджменте.

80.Подходы к принятию управленческих решений Цели, задачи и виды менеджмента.

81.Текучесть кадров.

82.Формы организации.

83.Самоуправление как метод менеджмента.

84.Управленческая решетка ГРИД.

85. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость.

86. Сущность понятий персонал, кадры. Структура кадров, ее разновидности. Функции кадровой службы.

87.Набор и отбор персонала. Оценка его работы: методы, проблемы. Текучесть кадров.

88.Виды власти в управлении.
89.Уровни управления.

90.Виды контроля.

91.Сущность структуры управления.

92.Сущность организационной структуры управления.

93.Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

94.Виды организационных структур управления.

95. Школа «человеческих отношений».

96.Содержательные теории мотивации: сущность, основные представители (А.Маслоу, Д.Мак-Грегор, Д.Мак-Клелланд, Ф.Герцберг).их преимущества, недостатки и область применения.

97.Типы адаптивных структур управления, их преимущества, недостатки.

98.Управление трудовыми ресурсами.

99.Природа и причины стресса.

100.Уровни управления: низший, средний, высший.

Типовые вопросы для Итоговой КР

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Цели, задачи и виды менеджмента.

2. Основные этапы развития менеджмента.

3. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.

4. Функция планирования, её содержание.

5. Функция организации, ее содержание, формы организаций.

6. Формальные и неформальные организации.

7. Функция контроля, её содержание, виды контроля.

8. Принципы менеджмента их характеристика.

9. Виды организационных структур управления.

10. Виды власти.

11. Административные методы, их сущность.

12. Содержание и значение экономических методов менеджмента.

13. Особенности социально-психологических методов.

14. Понятие «цели организации», «дерево целей», требования, предъявляемые к целям организации.

15. Стили руководства, понятие, сущность, характеристика.

16. Мотивация, её сущность. Теория мотивации.

17. Содержательные теории мотивации, их сущность, основные положения.

18. Процессуальные теории мотивации, их сущность, основные положения.

19. Конфликт в организации, его структура.

20. Концепция жизненного цикла организации.

21. Принципы и последствия конфликтов.

22. Управления межличностными конфликтами.

23. Сущность управленческого решения.

24. Требования к управленческим решениям.

25. Виды решений в менеджменте.

26. Эффективность менеджмента (количественные и качественные показатели).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

(в помощь студенту)

Введение

Цели, задачи, предмет дисциплины Основы менеджмента , ее значение в системе подготовки специалистов.

Взаимосвязь терминов управление и менеджмент . Процесс управления, субъект и объект управления. Менеджмент как наука, практика и искусство. Место менеджмента среди других экономических наук. Актуальность изучения дисциплины .

Литература: [2],стр. 7-12;[4], стр.6-17; [5], стр.3-5, 37-39; [6], стр.4-6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рыночные отношения, внедряемые в экономику республики, кардинально изменяют подходы к образованию в целом и методике подготовки специалистов в частности. Поэтому теория и практика менеджмента приобретают особое значение.

Цель изучения дисциплины - формирование необходимых базовых знаний, умений и навыков управленческой деятельности на основе теоретического обобщения отечественного и зарубежного опыта, принятия управленческих решений, осуществления процесса управления.

Основная задача дисциплины - дать учащимся систематизированные знания о сущности принципов, методов и функций менеджмента , содержании и особенностях работы менеджера.

Предметом изучения науки менеджмента являются:

- Законы, принципы и методы построения и функционирования организации;

- Законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;

- Сама деятельность руководящих работников по управлению организацией;

- Личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;

- Отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

В условиях перехода нашей экономики на рыночные отношения наряду

с термином управление все чаще стал употребляться термин менеджмент.

Управление - целенаправленное воздействие на коллективы для организации и координации их деятельности. Оно представляет собой непрерывный процесс, включающий подготовку к воздействию, само воздействие, контроль деятельности объекта управления и анализ полученных результатов.

Процесс управления предполагает наличие объекта и субъекта. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения людей.

Под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее

действие.

Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом.

Менеджмент - термин американского происхождения и не переводится с

английского языка дословно, но давно используется в прикладной экономической науке и практической деятельности как синоним управления организованными группами и коллективами людей. Существуют несколько определений понятия менеджмента.

Наиболее полно раскрывает сущность менеджмента определение, данное

Комитетом по развитию менеджмента в Европе (Брюссель):

Менеджмент - это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств.

Менеджмент - это:

во-первых - управление в условиях рыночной экономики;

во-вторых - самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению людьми (персоналом).

в-третьих - наука, практика и искусство управления.

Очень часто менеджмент так и интерпретируется как управление. Однако это не совсем точное определение. Понятие управление, с одной стороны, шире, чем менеджмент, а с другой - не полностью отражает содержание деятельности управляющего.

Главной задачей специалистов, занятых управлением, является эффективное использование и координация всех ресурсов предприятия для достижения целей.

Виды менеджмента:

1.Стратегический менеджмент

2.Производственный менеджмент

3.Управление персоналом

4.Управление организационными знаниями

5.Инновационный менеджмент

6.Риск-менеджмент

7.Финансовый менеджмент

8. Менеджмент качества

Кроме того, выделяют командный менеджмент , банковский, инвестиционный, рекламный, антикризисный, экологический менеджмент , конфликт-менеджмент, сресс-менеджмент и т.д.

Основные этапы развития менеджмента . Управленческие идеи древности. Развитие менеджмента как науки. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон). Административная или классическая школа (А. Файоль, Г. Форд, М. Вебер). Школы человеческих отноше-

Особенности.

Литература: [2], стр.12-16; [3], стр.68-91; [5], стр.7-10; [9], стр.77-97.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трёх сферах человеческого общества:

политической, экономической, оборонительной.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.)

I период - древний период (с 9 - 7 тыс.лет до н.э. примерно до XVIIIв.).

В этот период свои управленческие идеи вносят Сократ (470 - 399 гг. до н.э.), Платон (428 - 348 гг. до н.э.), Александр Македонский (356 - 323 гг. до н.э.)

II период - индустриальный период (1776 - 1890). Наибольшая заслуга

в развитии управлении в этот период принадлежит А.Смиту, Р.Оуэну и английскому математику Ч.Беббиджу.

III период - период систематизации (1856 - 1960). Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. Управление и организации в древности значительно отличались от современных.

В начале XX столетия к процессу управления стали подходить с научной точки зрения. В зарубежной практике управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:

- научного управления;

- административного управления;

- управления с позиции психологии и человеческих отношений;

- количественных методов управления.

Школа научного управления. Ее основоположник Ф.Тейлор считал менеджмент истинной наукой. Со своими современниками он проводил исследования в основном по проблемам производства и, в частности, по вопросам повышения его эффективности.

Школа административного или классического управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. Основоположником данной школы является А. Файоль. Его главный вклад в теории управления универсален. Дело в том, что он рассматривал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, мотивация и контроль.

Школа человеческих отношений, поведенческих наук. Основоположник Э. Мэйо предложил уделять больше внимания не процессу производства, а человеческим отношениям. Его эксперименты показывали, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением зарплаты, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Школа количественных методов. Наибольшее распространение получила на современном этапе развития менеджмента. Это связано с применением компьютеров в процессе управления, с помощью которых гораздо легче принимать решения в сложных ситуациях.

Кроме того, существуют три научных подхода к управлению, которые получили свое развитие в современных условиях:

- подход к управлению как к процессу;

- системный подход

- ситуационный подход.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на

достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для наиболее эффективного достижения целей.

Как системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях.

Задания для самопроверки:

1. Назовите некоторые различия между организациями древности и современными организациями

2. Охарактеризуйте три школы управленческой мысли, которые получили развитие в первой половине XX века

3. Сравните теорию системного и ситуационного подхода к управлению

Классификация методов менеджмента . Административные методы, их сущность, преимущества и недостатки. Содержание и значение экономических методов менеджмента . Особенности социально-психологических методов.

Литература: [2], стр.145-161; [5], стр.93-105; [6], стр.52-69; [13],стр.63-72

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методы управления - совокупность способов и средств воздействия субъекта на объект управления для достижения целей организации.

В основу классификации методов менеджмента положена их мотивационная характеристика. С этих позиций методы менеджмента можно разделить на административные, экономические, социально-психологические.

Административные методы управления реализуются посредством организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, приказов, распоряжений, указаний, дисциплинарных воздействий и взысканий.

Виды методов:

 организационное воздействие;

 распорядительное воздействие;

 дисциплинарное воздействие.

К методам организационного воздействия относятся:

1. Регламентирование. При этом различают общеорганизационное, функциональное и должностное регламентирование.

2. Нормирование. На предприятиях применяются технические, организационные, трудовые, экономические, экологические нормы и нормативы.

3. Инструктирование. Инструктирование может осуществляться путем личных контактов, коллективно, посредством технических средств связи.

Методы распорядительного воздействия ( приказы и распоряжения)содержат требования к работе, обязательны к исполнению.

Методы дисциплинарного воздействия - это установление ответственности за выполнение обязанностей и мер по ее поддержанию. При этом выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Экономические методы управления - это такие способы воздействия которые посредством создания экономических условий побуждают работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. Они реализуются с помощью совокупности экономических рычагов, посредством которых достигается поставленная цель. Используя экономических методов управления, менеджмент распоряжается в пределах предоставленных полномочий материальными фондами, полученным доходом, прибылью, заработной платой, тем самым, реализуя свои экономические интересы.

Социально-психологические методы - это совокупность способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

Обычно выделяются две группы этих методов: социальные и психологические.

1. Социальные методы - это приемы и способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации его деятельности, придания ей творческого и заинтересованного характера. Они включают:

- методы социального исследования;

- методы социального нормирования;

- метод социального планирования;

- метод социального регулирования;

- методы морального стимулирования.

2. Психологические методы управления направлена на регулирование взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата в коллективе. К ним относятся:

- методы комплектования малых групп;

- методы профессионального отбора и обучения;

- методы гуманизации труда;

- методы психологического побуждения.

Задания для самопроверки:

1.В чем отличие методов управления от функций и принципов управления?

2.В чем суть административных методов управления и их отличие от экономических?

3.Дайте характеристику социально-психологических методов управления

Конфликт в организации, его структура. Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов. Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость.

Литература: [4], стр. 268-285; [5], стр.60-64; [12], стр.26-46

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что означает-столкновение. Имеется в виду столкновение сторон, мнений или сил. Любой конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборства.

Конфликт можно определить как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции. Конфликт может быть функциональным, способствующим повышению эффективности менеджмента , и дисфункциональным, ведущим к снижению личной удовлетворенности, уровня группового сотрудничества и эффективности организации.

По количеству участников также выделяют: внутриличностные; межличностные (между отдельными личностями); групповые; межгрупповые.

Как правило, у конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, различия в целях, представлениях и ценностях, манере поведения, уровне образования, а также плохие коммуникации.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или коррекция поведения его участников.

Существует различные методы управления конфликтами. Обобщенно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения (внутриличностные, структурные).

Известны следующие пять основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:

1.Избегание. Связано с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению.

2.Принуждение. Характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в разрешении конфликта, но без учета позиций другой стороны.

3.Сотрудничество. Отличается как высокой степенью личной вовлеченности, так и сильным желанием кооперировать свои усилия с другими дл разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон.

4.Уступчивость. Представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса.

5.Компромисс. Заключается в таком поведении в ходе разрешения конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон идти на определенные уступки.

Задания для самопроверки:

1.Раскройте природу и последствия конфликта

2.Охарактеризуйте типы конфликтов

3.Перечислите основные стратегии поведения менеджера в конфликт-

ной ситуации

4.Выявить роль дисфункциональных конфликтов.

Понятие управленческое решение. Требования к управленческим решениям. Виды решений в менеджменте . Подходы к принятию управленческих решений.

Этапы принятия решения. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения. Методы принятия управленческих решений: неформальные, коллективные, количественные. Определение эффективности принимаемых управленческих решений.

Литература: [2], стр.190-210; [5], стр.193-215; [8], стр.165-182; [9],стр.194-253

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как команду, подлежащую выполнению, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение - результат управленческого труда.

Управленческие решения должны удовлетворять определенным требованиям: научная обоснованность, полномочность, директивность, точность, своевременность, эффективность.

Управленческие решения разнообразны. Т.к. решения принимаются человеком, то характер этих решений часто несет на себе отпечаток личности менеджера. В связи с этим различают решения уравновешенные, импульсивные, инертные, рисковые, осторожные.

Рассматривая решения, как мыслительный процесс, можно выделить:

- интуитивные решения;

- решения, основанные на суждениях;

- рациональные решения.

Обычно выделяют следующие этапы процесса принятия решений: подготовка решения, формирование (принятие) решения, реализация решения.

Все методы принятия решений можно объединить в три группы. Это:

1. Неформальные (эвристические). К ним относится метод аналогий, интуитивный метод, эвристическое рассуждение, ассоциативное мышление, визуальное мышление.

2. Коллективные. К ним относится совещание, дискуссии, генерация идей, метод Мозгового штурма, метод Дельфы, кольцевой метод Кингисе.

3. Количественные - табличный и матричный методы.

В достижении эффективности решений особую роль играют методы доведения принятых решений до исполнителей. Принятое управленческое решение оформляется в виде приказа, распоряжения, устного указания, просьбы, плана, отчета, докладной записки и т.п

Задания для самопроверки:

1. Назовите основные этапы процесса принятия управленческого решения

2. Сформулируйте основные требования, предъявляемые к управленческим решениям

3. Перечислите методы принятия управленческих решений. Дайте им характеристику

4. Для чего нужен контроль за выполнением решения?

Практическое занятие 3

Принятие управленческого решения по предлагаемой ситуации

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Функции и задачи менеджера. Требования к менеджеру. Планирование личного труда руководителя. Сущность и необходимость делегирования полномочий. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей.

Литература: [2], стр.161-147; [5], стр.215-223, 311-323; [3], стр.113-142; [12], стр.90-107

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Есть пять базовых функций в работе каждого менеджера:

1. Менеджер устанавливает цели;

2. Менеджер организует процесс управления;

3. Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию;

4. Менеджер контролирует работу исполнителей;

5. Менеджер способствует росту подчиненных.

Таким образом, задача менеджера состоит в том, чтобы обеспечить прибыльность, а значит эффективность работы всех подразделений предприятия и наилучшим способом достичь поставленных целей.

В психологии управления большое распространение получила следующая структура личностных качеств руководителя, предложенная В. М. Шепелем, и определяющая три блока качеств руководителя:

1. Общие качества:

незаурядный интеллект; фундаментальные знания; достаточный опыт.

2. Конкретные качества:

идейно-нравственные; научно-профессиональные; психологические качества.

3.Специфические личностно-деловые качества:

коммуникабельность; эмпатия (способность переживать другому человеку);

способность к психоанализу; стрессоустойчивость; красноречивость; визуальность.

Наличие перечисленных качеств у руководителя в целом должно способствовать его успешной управленческой деятельности.

Организация труда руководителя тесным образом связана с организацией всех процессов управления в подчиненном ему аппарате и существенным образом влияет на управление в целом. Для успешной организации личной работы важно умение использовать технические средства в собственной работе, навыки работы с документами и вообще с информацией.

Эффективным считается тот менеджер, который старается меньше работать сам, а организовывает работу своих подчиненных по средствам делегирования.

Делегирование - это передача менеджером части своих функций и полномочий подчиненным для выполнения. По средствам делегирования полномочий можно разгрузить рабочий день менеджера, что позволит ему лучше подготовиться к проведению деловых бесед, собраний, совещаний и приему посетителей.

Задания для самопроверки:

1. В чем отличие управленческого труда от других видов трудовой деятельности?

2. Почему нужно делегировать права, ответственность и власть?

3. Охарактеризуйте этапы организации проведения деловых совещаний

4. Назовите условия эффективности деловых переговоров

Основная

1. Абчук В. Азбука менеджмента

2. Брасс А.М. Основы менеджмента Учебное пособие. - Мн.: Современная школа

3. Вершигора Е.Е. Менеджмент

4. Володько В.Ф. Основы менеджмента

5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента ( в библиотеке колледжа)

6. Климович Л.К. Основы менеджмента

7. Колотай М.М. Инновационный менеджмент

8. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента

10. Семенова А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса

11. Уткин Э.А. Курс менеджмента

Дополнительная

Необходимо указывать сайты.


Наши рекомендации