Основные принципы менеджмента
Принцип менеджмента – это общие закономерности реализации отношений между различными структурами и элементами управленческой системы, которые должны быть учтены при постановке конкретных практических задач управления.
Выделяют следующие принципы:
1 Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Оптимальным вариантом считается подход, при котором централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики (т. е. общих целей и стратегии) фирмы в целом, а децентрализованными – решения, связанные с оперативным управлением (внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом).
Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену – производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью (цех, отдел). Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности.
Единоначалие – это предоставление высшему руководству фирмы или подразделения такой полноты власти, которая необходима им для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.
Коллегиальность – выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и, прежде всего, исполнителей конкретных решений – руководителей производственных отделений. Но принятие коллегиальных решений происходит значительно медленнее, чем индивидуальных при единоначалии. Разновидностью коллегиальности является коллективность принятия решения. Коллективные решения обычно принимаются большинством голосов (например, на собрании акционеров). Роль руководства в этом случае сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.
2 Другим важным принципом менеджмента является принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.
В американских компаниях используется принцип единства команды.
3 Одним из важнейших принципов современного менеджмента является принцип демократизации управления. Она основана на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление.
Следовательно, менеджмент основан на административном управлении (внутрифирменное управление) и управлении производством, базирующемся на технологии производства.
Исходя из указанных основных принципов менеджмента, можно сформулировать определенные принципы управления промышленными фирмами в современных условиях.
Содержание принципов управления:
1 Научный подход к управлению
2 Соотношение между отраслевым и территориальным управлением
3 Сочетание моральной и материальной заинтересованности
4 Творческая инициатива масс
5 Правильный подбор и расстановка кадров
Содержание централизованной и децентрализованной форм управления
Существуют централизованные и децентрализованные формы управления.
Централизованные фирмы – это такие фирмы, в которых руководство высшего звена обладает большинством полномочий для принятия важнейших решений. При централизованной форме управления все менеджеры по службам сведены вместе и подчинены вице-президенту по управлению. Это цельная организация, она типична для командно-административной системы управления.
Децентрализованные фирмы – фирмы, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Децентрализованная форма предоставляет менеджерам различных подразделений право осуществлять все функции, относящиеся к их деятельности, самостоятельно, неся полную ответственность за функционирование своего участка перед вице-президентом в данной сфере. В некоторых фирмах управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности. Например, фирма IBM имеет централизованную структуру управления, но руководители ее 5-ти европейских центров-филиалов имеют большие права по принятию решений, определяющие важнейшие экономические показатели этих центров.
В сети ресторанов фирмы McDonalds управляющие магазинов и ресторанов имеют почти неограниченные права принятия решений по отношению к своему персоналу и в выборе закупаемых продуктов.
На практике нет полностью централизованных или децентрализованных фирм, происходит смешение этих форм.