Методические указания по прохождению практики
В ходе учебной практики необходимо собрать информацию, провести ее анализ и представить в отчете в соответствии с методическими указаниями по прохождению учебной практики.
Во время практики студент выполняет работу под руководством руководителя от университета. В ходе учебной практики студенту рекомендуется раскрывать задания практики по этапам.
1 Этап. Поиск законодательных и нормативных документов. Рекомендуется использовать: внутренние нормативно-правовые документы (устав организации, положения об отделах, подразделениях, должностные инструкции, штатное расписание (или расстановку кадров)); законодательные и нормативные документы, регулирующие деятельность организации [интернет-ресурсы: 1].
Внутренние нормативно-правовые документы необходимо откопировать и приложить к первой главе отчета по учебной практике. В случае, если в организации откажут в доступе к внутренним нормативно-правовым актам, студент должен представить их типовые формы [интернет-ресурсы: 2 – 8, 11].
Законодательные и нормативные акты должны относиться к организации в целом и регламентировать специфические вопросы ее деятельности [интернет-ресурсы: 9 – 11].
2 Этап. Описание организации и разделения труда в ней; определение ее вида по различным классификационным признакам; описание методов управления.
Описание организации проводится по основным ее признакам:
- наличие двух и более лиц, считающих себя частью организации;
- открытая система (элементы системы, связи между элементами, структура организации (упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных элементов), взаимодействие с внешней средой: поступление ресурсов и получение результатов);
- наличие общей цели (целей);
- общая деятельность лиц;
- наличие специфической культуры (сплав ценностей, традиций, верований, норм поведения и проч.).
Описание разделения труда в организации проводится по его основным видам:
- горизонтальное разделение труда (касается тех его видов и подвидов, которые организация осуществляет в соответствии со своим предназначением);
- вертикальное разделение труда (характеризует иерархию между руководителями и исполнителями).
Классификацию организаций необходимо осуществить по следующим признакам:
- по цели (коммерческие; некоммерческие);
- по степени формальности (формальные; неформальные);
- по организационно-правовой форме (общества, товарищества и т.д.);
- по размеру (малые, средние, крупные);
- по сферам деятельности (работают в сфере услуг, в производственной сфере или сельском хозяйстве).
Описание методов управления должно осуществляться по следующим их разновидностям:
- экономические;
- административные;
- социально-психологические.
Каждый пункт подробно обосновывается и описывается примерами из деятельности организации.
3 Этап. Описание процесса выполнения задач, которые ставятся перед студентом руководителем практики от организации, по следующей схеме: вид работы; содержание; сроки выполнения.
Рекомендуемая структура отчета по учебной (ознакомительной) практике представлена в приложении 7. Структура отчета может быть изменена по согласованию с руководителем практики от ВУЗа.
Каждый раздел практики должен содержать основные выводы, сформулированные студентом по результатам работы.
Предоставлять информацию рекомендуется не только в текстовом виде, но и в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и т.д.
Оформление отчета по практике
Текст работы выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 компьютерным способом – используется текстовый редактор Word, текст оформляется шрифтом Тimes New Roman, размер – 14 пт, начертание нормальное, межстрочный интервал – полуторный. Форматирование – по ширине. Установка функции «переноса» обязательна. В таблицах размер шрифта – 11-12 пт., интервал одинарный.
Параметры страницы: верхнее поле – 15 мм, нижнее поле – 20 мм, левое поле – 30 мм, правое поле – 10 мм.
Параметры абзаца: первая строка (красная) – отступ 1 см. Для основного текста левая граница абзаца – 0, правая граница – 0. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту работы.
Текст основной части делят на разделы, подразделы и пункты.
Каждый раздел (но не подраздел), а также оглавление, введение, заключение, список использованной литературы и приложения следует начинать с новой страницы.
Заголовки разделов: шрифт Тimes New Roman, размер – 16 пт, начертание - полужирное, межстрочный интервал – одинарный, интервал перед – 12 пт, интервал после – 6 пт, абзацный отступ – 0, форматирование – по центру. Заголовки подразделов: шрифт Тimes New Roman, размер – 14 пт, начертание ‑ полужирное, межстрочный интервал – одинарный, интервал перед – 6 пт, интервал после – 6 пт, абзацный отступ – 0, форматирование – по центру. Переносы слов в заголовках не допускаются.Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не следует.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста и обозначаться арабскими цифрами.
Пример:
1. Теоретические основы стратегического управления
«Введение», «Заключение» и «Список использованной литературы» не нумеруются.
Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой.
Пример: 2.3. Анализ внешней среды предприятия
Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой. Пример: 2.3.2. Анализ конкурентов
Страницы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист, листы задания, аннотации и оглавления включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на них не ставится. На последующих страницах номер проставляют внизу страницы по центру без точки.
Оформление таблиц
Каждая таблица должна иметь заголовок. В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием номера. Номер таблицы должен иметь только две цифры: номер раздела и порядковый номер таблицы. Заголовок таблицы НЕ подчеркивают. Точка в конце заголовка таблицы НЕ ставится.
На все таблицы работы должны быть приведены ссылки в тексте.
Пример: Информация о структуре персонала приведена в табл. 2.5.
При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и ее номер и заголовок указывают один раз над первой частью таблицы; над другими частями ставят слова «Продолжение табл.» и ее номер или «Окончание табл.» и ее номер.
Пример: Продолжение табл. 2.3, Окончание табл. 3.5
При продолжении таблицы на следующих страницах головка (шапка) таблицы каждый раз полностью повторяется.