Индивидуально-профессиональные особенности сотрудников
Выделяют 4 вида индивидуально-профессиональных особенностей.
1. Образование и опыт. Это специальность (по образованию), квалификация,профессионально-биографические данные. Опыт означает ступени профессионального роста и личные успехи на каждой ступени.
2. Способности. Это свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности. Способности заложены в человеке от рождения, а дальше их следует развивать в личной деятельности.Виды способностей могут быть самыми разными: физиологические, интеллектуальные, творческие, организаторские, коммуникативные и др. С помощью труда способности превращаются в мастерство.
3. Характер и темперамент. Характер– совокупность устойчивых свойств человека, которые определяют его эмоции и поведение. Основные качества характера: порядочность, настойчивость, собранность, организованность, аккуратность и другие.Основные типы характеров: у мужчин − сильный, слабый, «женский»; у женщин – мягкий, строптивый, «мужской».
Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
4. Эмоциональная сфера. Эмоции– это отражение человеком окружающей действительности в форме непосредственного переживания. «Еmoveo(лат.) – потрясаю, волную.
Эмоциональный мир каждого человека исключительно индивидуален и чрезвычайно динамичен. Эмоциональное состояние человека может измениться за доли секунды. А от него напрямую зависит работоспособность человека, его способность воспринимать руководящие указания.
Эмоциональный мир личности
Функции эмоций:
Ø сигнальная – сообщение о соответствии определенной потребности;
Ø регулирующая – продвижение к желаемому и уход от нежелательного.
Источники эмоций:
· сигналы-раздражители – сообщают о явлениях, связанных с потребностями;
· мысли-ожидания – продумывают будущие возможные события.
Виды эмоциональных особенностей личности: возбудимость, импульсивность, аффективность, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, сила и ритм эмоциональных реакций, нервозность, эмоциональный тонус.
Эмоциональные свойства личности: впечатлительность, отзывчивость, сентиментальность, эмоциональность, страстность, холодность.
Эмоциональные состояния человека:
1) настроение – естественное эмоциональное состояние: от хорошего до плохого. Но это нормально, постоянно быть в одном настроении невозможно;
2) возбуждение – повышенная эмоциональность;
3) подавленность – пониженная эмоциональность, угнетенность;
4) стресс – временное эмоциональное напряжение;
5) аффект – кратковременная бурная неконтролируемая реакция;
6) шок – неконтролируемое нервное потрясение;
7) фрустрация – блокада сознания и деятельности (психики и мышц).
Управление эмоциями
Управление эмоциями – это изменение эмоционального состояния личности специальными усилиями (приемами).
Виды управления эмоциями:
· психокоррекция – регулирование психического состояния психологом;
· релаксация – отвлечение от причины эмоционального напряжения, включение в иную деятельность;
· рефлексия– самоанализ причин своего внутреннего состояния;
· самокоррекция – самостоятельное регулирование человеком своего отношения к объекту, вызывающему эмоции.
Стресс-менеджмент
Стресс-менеджмент – управление стрессовыми состояниями. Он заключается в профилактике эмоциональных напряжений и выходе из них.
Профилактика стрессов имеет два направления:
· внутреннее – изменению своего отношения к причинам стресса;
· внешнее – заблаговременное выявление возможных причин стресса (стрессоров) и воздействие на них с целью блокирования.
Стрессоры бывают как физического, так и психического свойства. Причем вторые могут быть и реальными, и воображаемыми.
Два полярных вида поведения человека в состоянии стресса:
«стресс льва» – активная позиция;
«стресс кролика» – пассивная позиция.
Три способа выходаиз стресса:
1. «Признание поражения» – это способ временно смириться с ситуацией. Однако это не капитуляция, а временное отступление, своего рода маневр перед будущим наступлением.
2. «Переоценка ценностей» – критический анализ причин, которые привели к стрессу. Результаты анализа: понижение субъективной значимости стрессовых проблем или выдвижение для себя новых ценностей взамен проблемных.
3. Переключение внимания – это отвлечение от причин стресса. Это активная загрузка работой или постановка перед собой других (не связанных со стрессом) задач.
Персональный менеджмент
Персональный менеджмент – это управление персоналом.
Персональный менеджмент состоит из четырех элементов.
1. Подбор персонала. Он включает объявления о приеме на работу, составления «профессиограмм» (свод должностных требований), сбора сведений о претендентах, собеседованиях с ними.
2. Обучение персонала. Оно проводится как в начале приема на работу, так и периодически в ходе работы. Обучение может быть как внутренним (внутри фирмы), так и внешним.
3. Расстановка кадров. Она включает:
· адаптацию – освоение на новом рабочем месте;
· ротацию – перевод на другую работу;
· аттестацию – подтверждение либо повышение уровня квалификации;
· продвижение по службе.
4. Профессиональное взаимодействие. Оно включает: управление персоналом в процессе труда, стимулирование, увольнение. Управление персоналом – центральная задача менеджера.