Майндмэппинг в принятии решений.
Использование карт мыслей в принятии решений позволяет более четко и взвешенно определить все «за» и «против», относительно вариантов, чем при любых других способах. Также, присутствие цветов и образов подключают интуицию к принятию решения.
Как делать сложный выбор при помощи майнд-карт:
Во-первых, в большинстве случаев, сам процесс составления карты приведет вас к требуемому решению
Во-вторых, используя технику «числового веса», мы наглядно видим полезность того или иного варианта путем нехитрых математических расчетов
Примечание: числовой вес. Каждому параметру присваиваете вес в баллах (от 1 до 100, в зависимости от значимости параметра). При этом, ставим знаки: знак «+» — если параметр в пользу выбора и знак «-» — если не в пользу. В подведении итога подсчитываем сумму баллов в каждом варианте
Например:
Вариант 1 = +20 – 30 + 10 + 10 = + 10
Вариант 2 = -80 + 20 + 50 + 10 = 0
Выбор за первым вариантом.
В третьих, у кого проблемы с выбором – подключаем подкорку. Это уже из раздела психотехник и иррациональной психологии, но уверен, многим окажется полезным.
Алгоритм следующий:
1. Внимательно изучили карту мыслей
2. Закрываем глаза
3. Расслабляемся
4. Мысленно кладем на одну руку первый вариант, на вторую – другой
5. Сравниваем. Выбор бессознательного там – где рука тяжелее.
Если вы не можете сделать свой выбор, используйте прием инкубации (из мозгового штурма).
Пример майнд-карты:
В этой части майндмэппинга мы рассмотрели области применения майнд-карт, и вы наглядно смогли убедиться в их действенности. Но, как я говорил вначале, сферы их использования – ничем не ограничены. Майнд-картам находят применение практически во всех сферах нашей жизни.
Потому как майндмэппинг заставляет ваш мозг работать в нужном направлении. И ориентирует на поиск идей.
Все ограничивается лишь вашей фантазией.
Стоит отметить, что процесс создания майнд-карт тренирует мышление, креативность, да и просто увлекателен по своей природе. Поэтому, в какой области вы бы не применяли майндмэппинг – карты мыслей не только позволят решить поставленную задачу, но и смогут неплохо потренировать ваш мозг в процессе ее создания.
Например, если раньше использовали майндмэппинг только в развитии своих идей. Теперь же многие использую его во многих сферах своей жизни. Это очень удобная штука!
Практический майндмэппинг
Карту мыслей можно сделать как на компьютере, при помощи специального программного обеспечения, так и нарисовать своими руками на листе. Рекомендуется использовать оба варианта, в зависимости от целей создания карты мыслей. Например, для презентаций, планирования, мозгового штурма – могут подойти электронные карты. Но, для запоминания и поиска идей, рекомендуется использовать майнд-карты нарисованные вручную.
Рисование карт мыслей от руки не только неплохо вас сориентирует в направлении, но и станет хорошим инструментом для решения всевозможных вопросов. Ведь благодаря процессу рисования, задействуется правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество и позволяет направить возросший потенциал мозга на решение конкретной проблемы. В то же время, вы материализуете собственные мысли на бумаге, освобождая от них мозг и разгружая свое внимание. А значит, создаете предпосылки для возникновения новых решений.
Чего невозможно достичь в обычном рабочем состоянии.
Рекомендация:
рисовать майнд-карту вручную много полезней для вашего мозга, чем создавать на компьютере. Во первых, вы тренируете себя мыслить, во вторых, поиск решений будет намного шире. В какой бы сфере жизни вы ее не использовали.
Именно поэтому рекомендуется использовать «ручные» карты повсеместно. Электронные карты – это «легкий» вариант, который позволяет сэкономить время на создание карты, но уменьшает общую продуктивность решения «на выходе».
Помните об этом.
Создаем майнд-карту
Перед тем, как мы начнем создавать собственную карту мыслей, нужно выделить несколько правил интеллект-карт, которых мы будем придерживаться. Это своеобразные законы, по которым создаются все майнд-карты. Вот они:
1. Начинаем с центра.
Центр – это наша главная мысль. Цель карты мыслей – развивать эту мысль, развивать центральную идею. Для этого карта и создается.
2. Читаем карту по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла.
Это базовое правило для всех майнд-карт. Мы читаем информацию по кругу, начиная с правого верхнего угла. Возьмите его на вооружение. Если по каким либо причинам вы хотите читать карту иначе – вводим нумерацию, чтобы было видно, откуда начинать «чтение».
3. Активно используем разные цвета.
В этом правиле больше смысла, чем может показаться. Пока предлагаю просто взять его на веру, позже мы остановимся на нем подробнее.
4. Экспериментируйте!
Майндмэппинг – процесс творческий. Все мы уникальны, и каждый имеет свой неповторимый ход мышления. Поэтому, отражайте этот ход в картах. Находите такие способы представления информации в картах, которые будут эффективны именно для вас. Не бойтесь экспериментировать! Ведь это не только улучшает персональную креативность, но и сделает общий процесс мышления более продуктивным
И чтобы не откладывать все в долгий ящик, предлагаю использовать полученные знания майндмэппинг в практическом решении вашей насущной проблемы немедленно.
Для этого нам понадобиться:
- чистые листы бумаги.
Примечание:
Чем больше формат бумаги – тем лучше. Схемы иногда на А3 чуть влазят. Если же из форматов бумаги только А4, готовьте скотч и берите несколько листов. Поверьте, вы и не заметите, как для вашей схемы станет недостаточно места.
- цветные карандаши (для рисунков и цветных линий)
- проблема, какую хотите решить, или идею, какую хотите развить, или мысли, какие хотите привести в порядок
1. Рисуем центральный образ
Это ключевой элемент нашей карты мыслей. Он должен максимально четко выражать вашу задачу и быть ярким, т.к. является центром внимания. Используйте в создании центральной идеи наиболее яркие цвета и цепляющие образы.
2. Рисуем основные ветви
Основные ветви следует рисовать так, чтобы длина ключа (фразы к которой идет ветвь) были примерно одинаковы. Также, в «классике» рекомендуется, чтобы ветвь утолщалась к основанию и уменьшалась к концу.
Не используйте больше 9 ветвей – мозгу весьма сложно воспринимать такое количество элементов.
Рекомендация:
Оптимальное количество ветвей, требуемое для продуктивной работы человека с майнд-картой должно быть не более 7.
Старайтесь сперва нарисовать основные ветви, и только потом их расширять. Т.е. если вы нарисовали основную ветвь, не продолжайте ее до конца с остальными отростками, а вернитесь и доделайте все основные ветви
3. Рисуем внутренние ветви
Продолжаем основные ветви – внутренними (вложенными ветвями). Каждую ветвь дописываем ключевыми словами. Не стоит описывать ключом содержащий более 2-х слов.
Короткие ключи – полезны тем, что во первых ваш мозг их легко запоминает и быстро ориентируется по связанным элементам, а во вторых – присутствует ощущение незавершенности, что стимулирует ваше сознание и подсознание на выдачу новых вариантов решения.
Если блоки-ключи связаны с другими, связываем их линиями со стрелками.
4. Оформляем.
Обязательно оставляйте на своей карте тематические рисунки. Рисуйте!
Зрительный образ сохраняется на длительное время, воспроизводиться практически мгновенно и легко формирует новые ассоциации. А это привлекает существенно больше коры головного мозга – нейронных соединений – на решение задачи.
Тем более, что при повторении карты, вам не придется читать слова-ключи. Достаточно пройтись по оставленным рисункам.
Если вы вдруг считаете, что вы рисовать не умеете, и поэтому не хотите – спешу вас огорчить. Качество ваших рисунков не имеет значения.
Чему вы научились раньше: писать слова или рисовать солнышко? Ну вот. Мы думаем не словами, а мыслеобразами. Поэтому, рисуйте!