Рассмотрим каждую область подробней.

1. Майндмэппинг в запоминании информации и обучении.

Первоначально, майнд-карта и была создана Бьюзеном для того, чтобы четко запоминать получаемую информацию и сделать процесс обучения наиболее увлекательным и эффективным.

В этом контекстемайндмэппинг можно использовать для решения следующих задач.

- конспектирование

2-3 майнд-карты с 90% точностью восстановят информацию в голове о прочитанных 200-300 страниц текста

Пример майнд-карты: конспект книги «Сначала скажи нет» Джима Кэмпа

Рассмотрим каждую область подробней. - student2.ru

- написание статей, дипломов, книг

Рассмотрим каждую область подробней. - student2.ru

- анализ

Тут майндмэппинг используется, чтобы лучше понять ход мысли автора и увеличить собственную сообразительность. Ну, и конечно, для всестороннего анализа и разложения по полочкам.

- запоминание

Майндмэппинг используем по назначению: запоминание любой возможной информации. Согласитесь, 100 ключевых слов запомнить гораздо проще, чем 100 страниц текста.

Пользуемся рекомендациями Тони Бьюзена:

После 60 минут продуктивного обучения, наиболее оптимальным временем для повторения материала (и значит его продуктивного запоминания), используя карты мыслей, будут следующие интервалы:

  • Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
  • Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
  • Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут

Примечание: повторение по этой схеме подразумевает, что сперва Вы воспроизводите карту в уме, и только потом сравниваете ее с оригиналом.

2. Майндмэппинг в презентациях

Рассмотрим на примере… майнд-карты

Рассмотрим каждую область подробней. - student2.ru - в сборе и анализе материала

Аналогично с «анализом» в ветке обучения.

- в подготовке плана выступления

Планы по интеллект-картам наиболее удобны:

1. Во-первых, такой план легко можно расширять и уменьшать, просто добавляя нужные веточки или убирая их.

2. Во-вторых, оратора практически невозможно сбить с нужного места, т.к. оно легко припоминается – стоит лишь взглянуть на майнд-карту

3. В третьих, удержать в голове общую картину выступления намного легче

4. В четвертых, простота запоминания и воспроизведения информации

- наглядный материал (слайды, плакаты)

Использование майнд-карт в качестве наглядного материала рекомендуют по следующим причинам:

1. Во-первых, карта приковывают внимание слушателей

2. Во-вторых, если слушатели отвлекутся, они легко смогут восстановить пропущенную информацию

3. В третьих, логика мысли доносится наглядно, а значит, возрастает скорость усвоения информации

4. В четвертых, позволяют держать в голове общую картину выступления

- раздаточный материал

Вместо текста раздаем майнд-карты. Тексты люди не читают, но схемами заинтересовываются Рассмотрим каждую область подробней. - student2.ru

3. Майндмэппинг в планировании

Майнд-карты – отличное средство для планирования собственной жизни, собственных проектов и идей, собственного времени. Майнд-карта позволяет увидеть всю картину целиком, неплохо разгрузить мозг, задействовать и направить весь наш потенциал на решение поставленной задачи.

4. Майндмэппинг в мозговом штурме

Рисование майнд-карт незаменимо в поисках грандиозных идей. Если же к этому процессу подключить несколько умов, работающих в одном направлении одновременно, то можно добиться потрясающих результатов.

Правильное проведение мозгового штурма при помощи майнд-карт проходит в несколько шагов, которые основаны на классических правилах майндмэппинга, но имеют собственные отличия:

Рассмотрим каждую область подробней. - student2.ru

шаг 1. Определение темы

Обязательна четкая формулировка целей и задач. Соответственно – четкая формулировка темы. Это поставит нужные рамки, в пределах которых и будут двигаться участники проекта.

шаг 2. Мозговая атака

Тут есть два варианта. Либо собраться всем месте и записывать поступающие идеи по очереди в общий список. Либо каждому участнику уединиться и составить свое видение решения поставленной задачи, а уже после этого внести все на майнд-карту.

В обоих случаях сначала все делается на черновиках, а уже потом оформляется в единый чистовой вариант карты мыслей (в шаге 3).

шаг 3. Коллективная майнд-карта штурма

Собрав все данные (из шага 2) на черновиках, переносим их на одну общую чистовую карту. Она будет отражать результаты мозговой активности всех участников.

Примечание:

здесь важно учитывать все идеи, которые поступили (мозговой «мусор» и «гнилые» идеи – в том числе; заведите линию «безумные идеи», если хотите, НО обязательно отразите все на карте)

Также, в этом шаге согласовываются цвета, символы и ключи, которые будут связывать идеи в карте.

шаг 4. Инкубация

После того, как коллективная майнд-карта составлена – отправляемся на отдых. При этом помним, что во время отдыха, наше бессознательное все равно ищет решение поставленных задач. Так что свежие идеи – гарантированы.

шаг 5. Редакция

На этом шаге мы уже должны иметь примерный набор: своя карта, карты других участников, коллективную майнд-карту (объединенные индивидуальные карты мыслей), новые идеи, пришедшие на время инкубации.

А теперь берем весь материал и повторяем шаги 2 и 3. Собираем всю информацию по теме в новую коллективную майнд-карту.

шаг 6. Мозговой штурм и принятие решения

Финальная часть. Принимаем решение на основе полученных данных карты мыслей. При этом анализ происходит легко и быстро, все идеи сохранены (и даже обзавелись продолжениями), а их общая эффективность дарит чувство выполненного долга всем членам команды

Наши рекомендации