Закон информированности и упорядоченности
Информационная среда является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др.
Она подчиняется действию закона информированности-упорядоченности. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и других, а также наличие между ними установленного взаимодействия (взаимовлияния).
Управленческая информация – это данные, необходимые для принятия управленческого решения.
Информация делится, как правило, на 2 класса:
1) объективная (то, что можно подтвердить документально);
2) субъективная (отражённая информация, организованная людьми).
Задача субъекта управления в информационной среде управления – это выделить из информации наиболее важную часть и отделить ценную информацию от слухов, которые бывают нужными и ненужными.
Характеристики
Объём Ценности Открытость Насыщенность Достоверность
Рис. Характеристики управленческой информации.
Объёмхарактеризует полноту информации для принятия решения, имеет 3 уровня:
• избыточная информация;
• субминимальный;
• недостаток информации.
1-й уровень повышает качество решения, но увеличивает его стоимость.
2-й уровень: это минимально полный объём; каждый руководитель решает, какой это объём.
3-й уровень – недостаток информации увеличивает степень риска, может привести к неправильному решению, требует специальных методов обработки. Иногда недостаток создаётся искусственно, например засекречивание информации, монополизация информации.
Достоверность информации характеризуется 3 уровнями:
• абсолютный (100%);
• доверительный (80% и более);
• негативный (менее 80%).
Ценностьхарактеризуется снижением уровня затрат, ресурсов на принятие решения. Это самая привлекательная характеристика, т. к. она характеризует информацию как товар. Имеется 4 уровня ценности информации.
- нулевой (не снижаются затраты);
- средний (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более, чем на 10%);
- высокий (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более, чем в 2 раза);
- сверхвысокий (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более, чем в 10 раз). Это новые технологии, новая продукция, маркетинговые исследования.
Насыщенность характеризуется соотношением полезной и фоновой информации. Фоновая информация служит для лучшего восприятия полезной.
Выделяют 3 уровня:
- высокий (80% полезной и 20% фоновой);
- нормативный (50 – 80% полезной);
- низкий (менее 50% полезной).
Насыщенность информации – это искусство управления.
Открытость – это возможность предоставления информации различному контингенту пользователей
3 уровня: - секретная информация;
• конфиденциальная;
• публичная.
Конечная информация, используемая руководителем для разработки управленческого решения должна иметь:
• ценность – средний и высокий уровень;
• достоверность – абсолютная;
• насыщенность – средний уровень;
• открытость – конфиденциальная или публичная (если не секрет предприятия);
• объём – на усмотрение.
Эффективность использования информации – это отношение результата (ценность) к затратам (объём, насыщенность, достоверность, открытость).
Закон информированности – упорядоченности: