Тема 2.3 Система законов организации
План
1 Законы организации и их взаимодействие
2. Закон синергии
3 Закон самосохранения
Законы организации и их взаимодействие
Основой теории организации является теория систем. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Подсистема — это набор элементов, представляющих автономную область внутри системы (например, экономическая, организационная подсистема).
Основные свойства системы: стремление сохранить свою структуру (основано на объективном законе организации — законе самосохранения; потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума); наличие сложной зависимости от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов).
Основная классификация систем — разделение их на три подсистемы: техническую, биологическую и социальную. Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. Социальная система может включать биологическую и техническую, а биологическая — техническую. Системы подразделяются на искусственные и естественные, открытые и закрытые, детерминированные и стохастические, жесткие и мягкие.
Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.
В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает четыре составляющие: входное воздействие, преобразование входного воздействия, результат преобразования входного воздействия, влияние результата на входное воздействие.
Зависимости между входными воздействиями и выходными результатами могут иметь различный вид (табличные, графические, формульные, словесные; набор параграфов, статей, инструкций, положений). Зависимости могут быть: объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными. Объективные формируются независимо от воли и сознания людей. Субъективные зависимости формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны.
Из категории «зависимость» вытекает понятие «закон».
Законы в обществе понимают в следующих смыслах:
1) как нормативные акты, принятые и утвержденные в установленном порядке высшими органами государственной власти. Такие законы имеют субъективный характер.
2) как существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Эти законы – объективные.
Объективные законы носят название законов организации, а субъективные — законов для организаций. Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия — это формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования — это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.
Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от страны, географического расположения, сферы деятельности организации. Особенное — это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организаций как социальной системы.
Законы организации образуют теоретический фундамент. Они способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному и позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать опыт.
Закон синергии
Любая организация характеризуется следующими основными элементами (рис. 5).
Организация
Производительность Заинтересованность Научный потенциал Отношение к внешней среде | Микроклимат в коллективе Кадровый потенциал Технический потенциал Перспективы развития Имидж |
Рис. 5. Основные элементы организации
Значения представленных элементов определяют потенциал организации, ее способность к деятельности.
Потенциал организации зависит от каждого работника и их расстановки, технологической оснащенности и профессионализма руководителей.
Различные сочетания элементов этих потенциалов могут создать большой набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников; при увольнении работников, генерирующих идеи; при приеме на работу конфликтного работника. Высокий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией современной компьютерной техники; при приеме на работу совместимых с коллективом работников; при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников. При этом потенциал организации, т. е. возможность расширения объема услуг, повышения производительности труда, может меняться двумя способами:
• пропорционально привлечению дополнительных ресурсов;
•скачкообразно (существенно больше привлечения дополнительных ресурсов).
Процесс резкого повышения потенциала аналогичен резонансу, т. е. резкому усилению деятельности в результате совпадения набора элементов и оптимального сочетания их характеристик. В теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии. Таким образом, синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия.
Закон синергии:для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.
Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.
Закон самосохранения
В жизни почти каждой реальной организации бывали ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства или даже вступала в процедуру банкротства. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке.
Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).
В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:
> , (3.1)
где — потенциал (ресурс) организации в области (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий ее развитию.
— ресурс внешнего разрушительного воздействия;
— ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.
Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.
Левая часть в формуле (3.1) носит название «энергия удержания» (У), а правая часть — «энергия ликвидации»(Л). Формулу 3.1 можно представить в виде:
У > Л. (3.2)
и могут влиять на деятельность организации как позитивно, так и негативно.
Например, конкуренты желают вытеснить компанию «А» с ее сегмента рынка и затрачивают на эту акцию финансы и время. Возможны три варианта результата:
1) У компании «А» нет ресурсов для противостояния и она терпит существенные убытки или ликвидируется.
2) Компания «А» имеет достаточно ресурсов, чтобы остаться на своих позициях.
3) Жесткий нажим на компанию «А» со стороны конкурентов активизирует деятельность ее персонала, повышает суммарный ресурс компании, и она либо остается на рынке с новой продукцией, либо расширяет сегмент рынка с прежней продукцией.
При позитивном влиянии параметры и увеличивают как энергию удержания, так и энергию ликвидации, при негативном — увеличивают только энергию ликвидации.
Таким образом, реакция компании на внешние или внутренние отрицательные воздействия может привести либо к созидательным, либо к разрушительным явлениям. Это частично определяется рядом факторов.
К внутренним факторам относятся:
• философия организации;
• принципы ее деятельности;
• использование ресурсов и технологии;
• качество и уровень реализации маркетинга.
Внешними факторами являются:
• демографические;
• экономические и политические;
• развитие науки и техники;
• развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.
Перечисленные факторы, реализуясь в конкретные действия, могут существенно повысить ресурс организации. В частности,
Руководитель организации должен:
• иметь в запасе новую технологию производства товара или услуги;
• постоянно повышать профессионализм персонала;
• иметь и поддерживать связи с внешней средой;
• иметь своих информаторов в среде конкурентов;
• создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями;
• в уставном капитале организации увеличивать долю ликвидного имущества;
• иметь дополнительный источник существования.
Для анализа положения организации очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленный на суммарный объем ресурсов удержания.
(3.3)
Соотношение (3.3) аналогично рентабельности выпускаемой продукции.
Таким образом, если в организации серьезно поставлена аналитическая работа, то ее специалисты способны раньше распознать надвигающуюся опасность, оперативнее отреагировать на нее и с большей вероятностью избежать или уменьшить неприятности.
Закон самосохранения, как уже отмечено выше, относится к объективным законам. Поэтому в практике его реализации имеются три варианта.
П е р в ы й в а р и а н т: руководитель и подчиненные ничего не знают о законе самосохранения.
Результат стихийного действия закона.До тех пор пока организация, по представлениям руководителя и персонала, функционирует успешно, закон себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воздействий (увеличивается энергия ликвидации) организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный и криминальный характер (увеличение продолжительности рабочего дня, конфликты, подделка финансовых документов и т.д.). Естественное стремление быстро нарастить энергию удержания приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам. Например, берут срочные кредиты под большие проценты, оставляя в качестве залога готовую продукцию или ликвидную недвижимость. Не всегда организации удается расплатиться с кредиторами в срок. Действие закона приводит к быстрому уменьшению энергии удержания.
В т о р о й в а р и а н т: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.
Результат действия закона.В статическом режиме, когда наблюдается стабильность в преобладании энергии удержания над энергией ликвидации, руководитель лишь наблюдает за изменениями в благоприятных уровнях самосохранения и формирует потенциальные ресурсы удержания. Персонал при этом вообще не интересуется самосохранением и не формирует долгосрочных ресурсов выживания. При перемещении организации в неблагоприятные уровни персонал начнет активизироваться: часть работников покинет организацию, уменьшив тем самым энергию удержания, а другие будут спешно предлагать руководителю сомнительные варианты наращивания энергии удержания или ослабления энергии ликвидации. Для руководителя это очень тяжелые времена.
Т р е т и й в а р и а н т: руководитель и подчиненные знают о законе самосохранении.
Результат действия законабудет благоприятным для организации. Все работники в рамках своих полномочий и ответственности заранее предполагают, что организация в условиях рыночной экономики может оказаться в неблагоприятных условиях. Дорожа своим рабочим местом, они в плановом порядке постепенно создают новые ресурсы, укрепляют старые связи, снижают отрицательные возмущающие влияния или переводят их на пользу себе.
Первый вариант представляет типичную добросовестную работу на уровне здравого смысла. Третий вариант характеризует профессиональный подход к деятельности организации. Механизм действия и конечные результаты при этих вариантах существенно различаются.
Основнаялитература:
• Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c.
• Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011.
• Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
Дополнительная литература:
4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.
6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008.
7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Лекция 13